Вы тут

Поберегите уши!


С каждым годом городские жители «потребляют» все больше и больше шума. Даже не выходя из своей квартиры, мы постоянно слышим гул проезжающих автомобилей, разговоры соседей, «жужжание» холодильника и компьютера. Некоторые люди настолько привыкают к посторонним звукам, что уже не могут уснуть без включенного телевизора или музыки, даже не подозревая, насколько это вредит их здоровью, а также здоровью окружающих. Сознательно или бессознательно воспринимаемые шумы негативно воздействуют на наш слух, настроение, активность и общее состояние. Шумовое загрязнение признано одной из самых серьезных экологических проблем современности.

Шум вредит и людям, и природе

По данным Всемирной организации здравоохранения, шумовое загрязнение во всем мире составляет порядка 70-75 % от всех экологических загрязнений. Под неблагоприятным воздействием ночного шума находится каждый пятый житель европейских стран.

Главный источник городского шума – это автотранспорт. Например, только в Минске на 1000 жителей приходятся 307 авто, т. е. машина есть почти у каждого третьего. Доказано, что головными болями чаще всего страдают люди, чьи дома расположены вблизи оживленных автомагистралей и железных дорог.

Звуковое напряжение может приводить как к специфическим (влияющим на орган слуха), так и неспецифическим изменениям в организме, к которым относятся нарушения работы нервной и пищеварительной систем, сердца, сосудов и других органов.

Согласно нормативам ВОЗ приемлемым в ночное время считается уровень шума в 30 дБА, а все, что выше, уже небезопасно.

– При уровне звука около 40 дБА может ухудшаться качество сна, что проявляется изменением продолжительности различных его стадий, фрагментацией сна, микропробуждениями, беспокойными движениями, – отметил заведующий лабораторией физических факторов среды обитания человека республиканского унитарного предприятия «Научно-практический центр гигиены» Иван Арбузов. – В дневное время суток, когда организм находится в бодрствующем состоянии, нормой уже считается уровень 50 дБА и более. Более высокие показатели могут привести к снижению работоспособности, негативно повлиять на сердечно-сосудистую систему у взрослых и на память и внимание у детей. При уровнях шума в 60 дБА и выше на популяционном уровне увеличивается риск развития заболеваний сердечно-сосудистой системы (гипертонии, инфаркта миокарда, инсульта) и психических расстройств.

В настоящее время во всем мире 360 миллионов человек страдают потерей слуха и тугоухостью из-за шумового загрязнения. Исследования ВОЗ показывают, что среди населения в возрасте 12-35 лет почти 50 % подвергаются воздействию звука небезопасной громкости и около 40 % – травмирующей громкости. К слову, в Беларуси тугоухость занимает одно из ведущих мест среди профзаболеваний.

Шумовое загрязнение вредит не только человеку, но и животным. Посторонние звуки могут приводить к нарушению ориентирования в пространстве, общения, поиска пищи и т. д. Также многочисленные лабораторные опыты доказывают, что, например, воздействие звука со средним уровнем 82-85 дБА вызывает проблемы с дыханием, сердцебиением и резкие нервные реакции у мышей. Известны случаи, когда дельфины и киты, теряя ориентацию в пространстве из-за громких звуков водного транспорта, выбрасывались на берег и погибали.

Самая шумная улица белорусской столицы – Московская с уровнем звука в 78 дБА, что на 18 децибел превышает верхнюю границу нормы.

Источник выхлопов и шума

Естественно, звуковое загрязнение не остается без внимания как мировых, так и белорусских специалистов.

– В нашей стране Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами, утвержденными постановлением Минздрава от 16 ноября 2011 года № 115, установлены предельно допустимые уровни шума на рабочих местах, в транспортных средствах, в помещениях и в проектируемых, строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых жилых и общественных зданиях. Также уровни шума регламентируются межгосударственным стандартом ГОСТ 12.1.036-81 «Шум. Допустимые уровни в жилых и общественных зданиях» и ТКП 45-2.04-154-2009 (02250) «Защита от шума. Строительные нормы проектирования», – обратил внимание научный сотрудник той же лаборатории Алексей Баслык.

Предпринятые меры значительно снижают звуковую нагрузку на организм человека. Однако все еще достаточно сложно минимизировать негативное влияние транспорта, который является источником 70-80 % от всех посторонних шумов в городах. Ежегодно специалистами территориальных центров гигиены и эпидемиологии проводятся мониторинги шума населенных пунктов. И, к сожалению, в большинстве своем уровни звука на селитебных (предназначенных под застройку) территориях не соответствуют норме.

Так, в 2018 году в Бресте превышение допустимого уровня шума было выявлено в 39,2 % точек в районах основных транспортных автомагистралей (для сравнения: в 2017 году – в 11,8 %); в 52,9 % – в районе железнодорожных путей (2017 год – 53,8 %); в 18,2 % и 26,7 %  – в районах промышленных предприятий, расположенных без необходимых разрывов от жилых районов и с учетом санитарных норм и правил (2017 год – 17,6 % и 0 %); в 10,8 % точек учреждений, размещенных в жилых домах (2017 год – 50 %).

По данным Минского зонального центра гигиены и эпидемиологии, в 2018 году максимальные уровни шума были превышены на 9-12 дБА в нескольких населенных пунктах Минского района. Такие показатели могут привести к головным болям, утомляемости, раздражительности и к патологиям органов слуха.

В 2018 году в Гродно 100 % исследуемых точек на городских автомагистралях не соответствовали гигиеническим нормативам по предельно допустимому уровню шума.

Сократить децибелы

По словам Ивана Арбузова, деятельность, направленная на улучшение условий проживания населения и качества окружающей среды, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, осуществляется постоянно.

В последние годы активно проводятся шумозащитные мероприятия: устанавливаются специальные акустические экраны вдоль автотрасс с интенсивным движением, выпускаются транспортные средства с нормированными показателями шума, модернизируются трамвайные и железнодорожные пути.

– Уровень шума в метро колеблется на отметке 85-95 дБА, в другом общественном транспорте, в зависимости от вида, – 70-85 дБА. Наиболее эффективным способом снижения данных показателей является техническое совершенствование пассажирских транспортных средств. Для наземного общественного транспорта, например, удачным вариантом может стать применение электробусов, – добавил Алексей Баслык.

Важную роль в сокращении звукового загрязнения играют деревья и кустарники. По мнению специалистов Национального центра лесоводства при Министерстве сельского хозяйства США, зеленые насаждения способны заглушать шум на 50 %.

По данным Всемирной организации здравоохранения, 23 % смертей в мире (12,6 миллионов в год) связаны с неблагоприятными факторами окружающей среды, одним из которых является шумовое загрязнение.

Весь диапазон слышимых нами уровней звука лежит в пределах от 0 до 140 дБА. Уровень шума в 20-30 дБА практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 дБА. Принято считать, что 120-130 дБА – это показатели, превышение которых чрезвычайно опасно для нашего здоровья.

Как оградить себя от посторонних звуков?

1. Можно сделать ремонт с применением звукоизоляционных материалов. Тогда при плотно закрытых окнах и дверях в квартиру будет попадать меньше посторонних шумов. Немного снизить акустическую нагрузку также помогают стеклопакеты.

2. Если уровень шума на вашей улице начал раздражать, можно обратиться в любую аккредитованную лабораторию, занимающуюся соответствующими измерениями, включая лабораторию физических факторов среды обитания человека НПЦ гигиены, и узнать акустическую ситуацию у себя дома с последующей ее гигиенической оценкой.

3. При возникновении подозрений, что источник шума находится в жилом доме, нужно обращаться в ЖЭУ. Чтобы доказать вину соседей в создании шума, необходимы свидетельские показания, на основании которых составляется акт об административных правонарушениях. Если соседи слушают музыку, громко разговаривают или смеются ночью и мешают вам отдыхать, то звонить следует в милицию. Нарушителям полагается штраф в размере от 10 до 30 базовых величин.

4. Также старайтесь чаще пользоваться общественным транспортом или велосипедом – это поможет сократить количество автомобилей на дорогах. Внимательно следите за уровнем шума в ваших наушниках.

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Галiна Левіна: Помнiк — не канструктар i не чарцёж, яго трэба перажыць, выпакутаваць

Галiна Левіна: Помнiк — не канструктар i не чарцёж, яго трэба перажыць, выпакутаваць

У архiтэктара Галiны Левiнай — Хатынь, творчая спадчына яе бацькi.

Грамадства

Прэмiя прыгажосцi. Дзеля чаго людзi кладуцца пад нож пластычнага хiрурга?

Прэмiя прыгажосцi. Дзеля чаго людзi кладуцца пад нож пластычнага хiрурга?

Як сведчаць шматлiкiя даследаваннi, прывабным людзям прасцей прабiцца ў жыццi i яны дасягаюць у кар'еры большага поспеху. 

У свеце

Як Еўропа аднаўляецца ад кавiднага ўдару?

Як Еўропа аднаўляецца ад кавiднага ўдару?

Сёлета еўрапейская эканомiка будзе перажываць глыбокую рэцэсiю з-за ўспышкi каранавiруса, нягледзячы на хуткiя i ўсёабдымныя антыкрызiсныя меры як на саюзным, так i на нацыянальным узроўнi.

Эканоміка

Тонкае мастацтва дабрабыту. Складаем сямейны бюджэт разам са спецыялістам Нацбанка

Тонкае мастацтва дабрабыту. Складаем сямейны бюджэт разам са спецыялістам Нацбанка

2020 год паставіў усіх нас перад неабходнасцю дакладна планаваць свае выдаткі.