Вы тут

​Ирина Перегуд: «В каждой кукле сокрыта магия»


Авторские куклы особенные. Мастер столько часов проводит вместе с ними, творя волшебство перевоплощения из безликой бумаги в хара́ктерную красавицу. Наверное, поэтому они как живые, у каждой свой индивидуальный образ и своя душа. Они отвечают всегда любовью на любовь, искренне дарят хорошее настроение, радость и душевное равновесие своим обладательницам.

Во многих культурах кукла наделяется магическими свойствами. Глядя на кукол минской мастерицы Ирины ПЕРЕГУД, легко ощутить эту магию.


— Как вы пришли в ремесленничество и почему именно куклы?

— Выросла я в обычной, совсем не творческой семье. Мама, конечно, умела зашить-пришить, но не более. Бабушка немного рукодельничала, она и научила меня вязать простейшие вещи. Когда родились дети, я стала вязать больше. Потом увлеклась поделками и плетением из бумажных трубочек, освоила вышивание крестиком.

Но самой большой моей страстью стало выращивание роз. Именно они и привели меня к куклам: искала информацию о розах в интернете и натолкнулась на профиль мастерицы, которая шила текстильных кукол. Условно их называют «чердачными», потому что материалы каждый сможет найти у себя дома, на своём «чердаке». Для их создания не требуются дорогие ткани и большие знания в области кройки и шитья. Сейчас я понимаю, что эти игрушки хоть и милые, но довольно простые. А тогда для меня это было какое-то чудо. Цена в 25 долларов меня удивила, и по описанию в сети из старой льняной простыни я сделала свою первую куклу.

— Сегодня текстильные куклы — это популярные интерьерные украшения.

— Да, сейчас они необычайно модные и востребованные — и для городской квартиры, и для загородного дома. В «чердачном» стиле шьются не только куколки, но ещё и разные зверушки: коты, собачки, улитки, мишки, слоники и др. Вообще «чердачным» куклам около 100 лет!

Спустя время после первых работ мне захотелось расширить свои горизонты, и я начала искать всё о подвижных и каркасных игрушках. Как только научилась делать их, перешла на шитьё медведей Тедди: они могут двигать лапками, вращать головой, сидеть и стоять. Я безумно увлеклась ими, с трепетом продумывала каждый образ, каждую пуговку на костюме.

Но потом однажды увидела лепную куклу — и влюбилась! С тех пор меня не покидала мысль, что я хочу сделать такую сама. Это была мечта, и я даже не представляла, что дорасту до неё. Теперь всё своё основное время уделяю именно лепным куклам.

— В качестве материала вы используете папье-маше. Казалось бы, бумага и клей недолговечны. Может ли быть так, что работа, например, размокнет?

— Эти куклы живут дольше, чем люди. Конечно, если она попадёт в потоп или долго пролежит в ванной, может нарушиться защитный слой, испортятся волосы и одежда. Но если, например, вы просто вместе с куклой попали под дождь, то ничего не случится.

— Сколько времени у вас уходит на работу?

— Примерно месяц на куклу, две недели на медведя. Когда заканчиваю работу, ещё несколько дней строго «придираюсь» к ней, что-нибудь поправляю (улыбается). Фотографирую и смотрю, нет ли асимметрии, аккуратна ли одежда, правильно ли переданы эмоции.

— Все герои, созданные вами, будто пришли из сказки. Как рождаются такие волшебные образы?

— Образы появляются в конце, а начинается всё с… ботинок. При создании и сборке этих кукол нужно сначала сформировать каркас и проработать стопу, чтобы она была устойчивой. Значит, нужна обувь. Идеи для куклы у меня всегда есть, но зачастую до последнего момента я не знаю, какой получится новая фигура. В этом всегда есть особая магия.

Знаете, я часто говорю: «Когда покупаешь что-то у художника/мастера, ты покупаешь не просто вещь. Ты покупаешь сотни часов ошибок и экспериментов! Ты покупаешь дни, недели, месяцы разочарований, поисков и моменты чистой радости. Ты покупаешь частичку сердца, души и мгновения чьей-то жизни».

— Я заметила, что вы даёте куклам имена…

— Однажды я долго не могла закончить куклу, пока не дала ей имя. Работа никак не шла. Мне казалось, что всё нужно опять переделывать. Тогда я назвала куклу — Мия. У каждого имени есть своё значение. Мия — «непокорная, своенравная». Всё стало на свои места, и эта упрямица поддалась мне.

А кукла Мальвина появилась потому, что мне очень хотелось сделать именно этого персонажа. Правда, в итоге получилась не совсем Мальвина, волосы у неё оказались не того оттенка… Для волос я использую козью шерсть, а в её составе, как выяснилось, слишком много жёлтого пигмента. На таких нюансах я постоянно учусь.

— Что в работе с куклами было самым сложным для вас?

— Очень долго училась рисовать лица. Потребовалось много тренировок на простых куклах, чтобы прийти к результату, который меня устроил бы. Этого оказалось мало. Хотя первая лепная кукла была в моих глазах самой замечательной и прекрасной, я понимала, что есть к чему стремиться. Я не заканчивала никаких курсов, поэтому мне сложнее, чем профессиональным художнице или портнихе. Знания, которыми владеют они, ко мне приходит с набиванием шишек. Я всё ещё считаю себя любителем. Новичкам бы посоветовала изучать анатомию и читать книги для художников. Буду банальна, но в любом деле важна «насмотренность». Теперь я не просто иду по улице — я вглядываюсь в лица: глаза, нос, брови, выражение эмоций.

— Какие интересные работы вы делали на заказ?

— Из последнего – Анна, героиня мульфильма «Холодное сердце». Это был особенный заказ. Прежде я никогда не работала с мультипликационными персонажами, у них своя мимика и пластика. Очень важно суметь это передать. Кто бы знал, сколько раз я пересмотрела мультики, сколько придумала вариаций позы для героини, костюмов! Выбрала самое её известное зелёное платье, постаралась сделать идеальным. В итоге заказчица осталась довольна.

Ещё запомнилась работа, которую выполняла для онлайн-конкурса «Маскарад». Мой персонаж -- героиня японской мифологии лиса Кицунэ, наделённая сверхъестественными способностями. Я вложила в неё столько сил, времени, энергии, эмоций... Изучала костюм, обычаи и легенды Японии. Получилась очень интересная кукла, но, к сожалению, в конкурсе не выиграла.

— Авторские игрушки — не совсем обычный товар. Кто ваши покупатели?

— Люди, которые тонко чувствуют искусство. Это не обязательно коллекционеры. Знаете, я тоже покупаю игрушки у других мастеров.

— Как семья относится к вашему увлечению?

— В семье привыкли, что я всегда чем-то занимаюсь. Когда я с головой ушла в создание кукол и начала посвящать этому слишком много времени, дома заволновались. Муж беспокоился, что я поздно засыпаю и реже езжу на дачу. Сыновья спрашивали, приносит ли мне доход то, что отнимает столько сил и времени. Но постепенно всё улеглось. Теперь муж частенько заходит в мою мастерскую и интересуется, что за работа и как продвигается. Он уже привык, что отвёртки, плоскогубцы и шуруповёрт нужно искать у меня. Сыновья помогают делать фото и видео моих кукол. Мои мужчины стараются помочь, радуются моим успехам и во всём поддерживают меня.


О вдохновении

Порой его можно встретить в лавках старьёвщиков, в коробке с бусинами, в сложенных стопкой тканях или же в распустившихся в саду кремовых ирисах. А порой я нахожу его в особенных книгах с волшебными иллюстрациями. Они способны так завладеть воображением, что иногда не замечаешь, когда заканчивается волшебство истории и начинается волшебство создания образа героя.

О творчестве

Созидать и творить — это моё страстное желание и лучшее времяпровождение. Когда я нахожусь в процессе создания игрушки, бытовые проблемы уходят на второй план. Мне хочется скорее увидеть, какой будет новая кукла.

Виталина БАНДАРОВИЧ

Фото из альбома Ирины ПЕРЕГУД


Мастерим

ШЛЯПКУ КОНОТЬЕ ИЗ ДЖУТА

Для работы понадобится: голова куклы или мишки; сантиметровая лента; бумага, картон, карандаш; бумажный скотч; пищевая плёнка; клей ПВА; джутовый шнур; кисточка. Свободное время J

Инструкция:

1. Снимаем мерку окружности головы.

2. Обводим на бумаге снятую мерку прямо по контурам сантиметровой ленты. Это важно, потому что канотье имеет форму не круга, а овала.

3. Добавляем желаемые по размеру поля шляпки. Важно: тулья имеет ширину, равную ширину полей.

4. Все вырезаем. Переносим на картон. Должно получиться 3 детали: поля, тулья и донышко.

5. Склеиваем их между собой малярным скотчем.

6. Накрываем пищевой плёнкой по форме шляпки. Кладём на стол.

7. Берём клей ПВА, смазываем кистью джутовый шнур.

8. Сначала закручиваем маленькое колечко. Затем кладём на заготовку и продолжаем смазывать шнур клеем, плотно прижимая витки джута, укладываем на шляпку, пока не покроется вся заготовка.

После высыхания снимаем шляпку с формы и украшаем. Вуаля! Вы справились!

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Маладая зеляніна — галоўны памочнік пры вясновым авітамінозе

Маладая зеляніна — галоўны памочнік пры вясновым авітамінозе

Колькі ж каштуе гэты важны кампанент здаровага рацыёну зараз?