Вы тут

​Наталья Дорош: «Фотосъёмку делаю по настроению»


Более десяти лет с увлечением создаёт серию дачных букетов и цветочных композиций гродненская фотограф Наталия ДОРОШ.

«В моих натюрмортах нет гламура, кружевных салфеток и дорогих золочёных ваз, — говорит Наталия. — Здесь натуральность и цветочный хаос».


— Как давно вы занимаетесь фотографией? Как пришло к вам это увлечение?

— Мой дед был заядлым фотолюбителем, отец тоже увлекался фотографированием, поэтому считаю, что «виноваты» в моей страсти гены. Активно заниматься фотоделом я стала в юности. Снимала отцовским фотоаппаратом «Зенит 3-М», все фотографические принадлежности тоже достались в подарок от отца. Постепенно приобрела навыки проявлять плёнки и печатать сама под красным фонарём снимки. Это волшебство, когда в кювете на фотобумаге появляется изображение. Испытывала восторг. Могла полночи просидеть за проявлением фотоснимков и не чувствовать усталости.

У меня сохранились фотоплёнки начала 1970-х: снимала подружек, родных, виды Гродно, моих домашних питомцев. А первой помощницей и соратницей в моём увлечении была мама.

  • 1970 г. Первый фотопортрет в зеркале

— Юношеское хобби стало вскоре вашей профессией?

— Да, в 19 лет я уже работала внештатным фотокорреспондентом областной газеты, потом — штатным фотожурналистом в ряде других СМИ. Более 40 лет я с фотоаппаратом в руках. Сейчас на пенсии, но по-прежнему с фотокамерой не расстаюсь и не расслабляюсь. Периодически публикую тематические фотоблоги в газете «Вечерний Гродно».

  • Наталия ДОРОШ — гродненская фотохудожница, неоднократный лауреат международных фотоконкурсов и фестивалей. Её персональные фотовыставки проходили в Беларуси, России, Польше. Выставка «Полешуки» была показана в Минске, Москве и Гродно.

Пару лет назад я купила сканер для фотоплёнок и стала оцифровывать старые негативы. Архив плёночных негативов у меня оказался весьма внушительным, коробки лежали в книжном шкафу, на антресолях, в кладовке. Нахлынули воспоминания юности: я снова оказалась на центральных улицах рядом со зданиями, которые давно снесены или перестроены, увидела старый парк, утопающий в кустах сирени, суету горожан, одетых в болоньевые плащи по моде того времени. Снимая много лет назад, даже представить не могла, что фотографии моего города могут однажды пригодиться для истории, — просто снимала и не придавала тогда никакого значения. Теперь отобрала самые интересные кадры и сделала фотовыставку «Мая Гародня». Некоторые из моих старых снимков вошли в фотоальбом-книгу «Гродненские фотоистории».

— Расскажите о самых памятных ваших фотовстречах.

— Когда был организован Народный фотоклуб «Гродно», я стала его членом и мои фотографии стали участвовать в клубных выставках и в фотоконкурсах. Фотоклуб стал моей школой для понимания художественной фотографии.

Сейчас не часто бываю на фотографических мероприятиях. Но постоянно общаюсь по интернету с фотографами — не только из Беларуси, но и из других стран. Мне импонирует знакомство с Борисом Беленьким из Израиля. Постоянно участвую в международных фотовыставках «Мы из Беларуси» и «Женский взгляд», которые ежегодно проводят израильские коллеги.

Запомнились встречи с известным белорусским фотографом, куратором многих проектов и знаковых фотовыставок Юрием Васильевым. Интересная произошла история: у Васильева в его частной коллекции «Фотографы СССР» оказалась моя фотография 1980 года «Дедовы яблоки». Негатив снимка потерялся, единственный отпечатанный экземпляр сохранился только у Юрия Сергеевича. Я пересняла свой же снимок и теперь имею его качественную копию. Считаю этот факт самым памятным событием в моей фотожизни.

  • ”Дедовы яблоки”

— Женская фотография — для многих такая терминология кажется спорной. Хотя принимается, что у женщин свой взгляд на окружающий мир, своя эстетика. А как считаете вы?

— Я уже упомянула о международной фотовыставке «Женский взгляд» в Израиле. Авторы снимков — женщины со всех уголков мира. Фотографии их наполнены светом и любовью к детям, они отражают красоту женской души и во многом сентиментальны. Я не феминистка, далека в реалиях нашей современности от этого течения и не воспринимаю его. Но как профессиональный в прошлом фоторепортёр я наблюдаю и жёсткие стороны общественной жизни и без проблем могу работать в этом направлении. В моём архиве есть такие «мужские» фотографии.

— Есть ли у вас любимые жанры?

— Люблю снимать зарисовки с натуры: деревенские виды, стариков и детей, людей на улицах города. Но суставы моих ног износились (один прошлым летом даже пришлось заменять на протез), поэтому теперь совсем не бываю в центре Гродно. Чтобы в творческом плане не было простоя, я переключилась на фотосъемку пейзажей, некоторые снимки делаю из окна машины. Но чаще всего муж останавливается по моей просьбе и терпеливо ждёт, когда сфотографирую то, что меня восхитило. Иногда прошу его специально свозить меня на фотосъёмку окрестностей. Один такой снимок из окна машины получил недавно главный приз на фотоконкурсе.

— Расскажите, пожалуйста, чуть больше о фотосерии «Дачный букет». Как появилась идея? Вы сами выстраиваете композиции или есть помощник-флорист?

— Порой испытываю недоумение от того, какое огромное количество лайков набирают мои дачные букеты в социальной сети Фейсбук. Сотни восторженных комментариев, подписчики копируют на свои странички, их у меня выпрашивают для оформления интерьеров. Особенно настойчивым френдам посылаю понравившиеся файлы в хорошем качестве — просто дарю. Одна дама из дальнего зарубежья отпечатала мои натюрморты в большом формате, оформила в рамы и развесила на стенах в загородном коттедже. Прислала мне потом снимки, чтобы показать, как органично мои дачные натюрморты вписались в её интерьере под кантри-стиль. Ну что ж, слава Богу, что людям мои дачные букеты нравятся!

На даче я пропадаю с ранней весны до поздней осени. Наблюдаю цветение садовых растений и созревание овощей и фруктов. И всё это служит мне «моделями» для фотографирования.

Фотосъёмку делаю по настроению: если оно неважное, то не снимаю — такое у меня правило, — потому что знаю, что без настроения ничего интересного не получится.

Избегаю излишеств в кадре, как кружевные или вышитые салфеточки, фарфоровые золочёные вазочки, хрустальные бокалы. Композиция собирается по ходу фотосъёмки. Первые яблоки белого налива сами изнутри светятся, именно такими и стараюсь их запечатлеть, чтобы зритель не только этот свет от зрелого яблока увидел, но даже его аромат почувствовал... Цветущие пионы — моя любимая модель, эти цветы мне напоминают женщину в пору её любовного томления.

Самые капризные модели — полевые маки. На соседнем с нашей дачей хлебном поле можно собрать их букет, но важно успеть донести маки до моей дачной «студии» и сфотографировать. Сорванные маки быстро вянут и осыпают свои атласные листики.

Чтобы придать натюрморту живописности, иногда использую экран из стекла, который перед съёмкой обрызгиваю водой. Некоторые фрагменты натюрморта зрительно расплываются, получается как бы акварельная картина. Фотошоп мне не нужен: всё на фотографиях естественное, разве только иногда корректирую цвет.

Все композиции дачного букета выстраиваю сама. С детства я любила рисовать, малышкой сидела днями за столом и усердно рисовала «каляки-мяляки». Потом мама записала меня в кружок изобразительного искусства при Доме пионеров. Мои рисунки участвовали в выставках детского творчества, я получала дипломы. В старших классах посещала изостудию при Дворце культуры текстильщиков. А фотография — это то же художественное творчество, буквально термин «photographie» означает «свет» и «пишу», или светопись, рисование светом.

— На ваших натюрмортах привлекают внимание также стильные глиняные горшочки. Как, откуда они у вас появились?

— О горшочках для букетов — отдельная история. У каждой посудины своя биография, я их нахожу на свалках или выпрашиваю у хозяев, когда случайно замечаю в деревне. Ни одного на ярмарке ремесленников не купила, все эти кувшинчики сами ко мне попадают. Некоторым  уже почти полвека, некоторые от времени или по недосмотру раскололись. Использую в качестве ваз для цветов и почерневший чугунок, что остался в наследство от моей деревенской свекрови. Ещё люблю стеклянный бабушкин графин и старинную рюмочку-шкалик.

— Каким вам видится будущее ваших дачных натюрмортов? Может, всё же планируете фотопечать для дизайна интерьеров? Или есть другие мысли?

— В начале этого года в Гродно, в галерее «Центр городской жизни» (ул. Кирова, 3) состоялась моя персональная фотовыставка дачных натюрмортов. Затеяла фотовыставку гродненская журналистка Ирина Новик, она же стала её куратором. В качестве сувениров были изготовлены кружки с принтом букетов. По-моему, этого было достаточно, чтобы угодить зрителям. Пока каких-то ещё планов нет.

— Где вы набираетесь вдохновения и эмоций, необходимых творческому человеку?

— Сейчас в основном все эмоции черпаю на даче, когда прихожу на берег Нёмана встретить рассвет или проводить за горизонт солнышко. Смотреть в тишине на медленное течение реки, наблюдать за полётом птиц и ловить в объектив краски уходящего дня — вот такой мой отдых, моя творческая подзарядка.

На берегу Нёмана у меня есть заповедное местечко, где я ловлю рыбу. Беру удочку, фотоаппарат и с утра пораньше отправляюсь туда. Неподалёку лебеди гнездятся, в прибрежных кустах заливаются соловьи, на соседнем поле гордо расхаживают аисты, ищут лягушек… Природа всегда наполняет и вдохновляет человека.

— У вас было немало выставок. Какие из них для вас самые значимые? Расскажите о ваших ближайших планах.

— Всю весну просидела на самоизоляции дома, переболела коронавирусом. Понятно, что мои творческие планы на текущий год не состоялись. Из-за карантина отменили две мои персональные фотовыставки, которые были запланированы на май и июль — «Свет Жировичской обители» и «Городские фотоистории». Третья фотовыставка «На крыльях памяти» состоялась в галерее Народного фотоклуба «Гродно», но только для виртуального посещения, без зрителей.

Раньше в фотоконкурсах участвовала самозабвенно, теперь отношусь к ним с недоверием. Мне кажется, что жюри в некоторых случаях победителей объективно не выбирает, а назначает. По крайней мере, победившие фотографии меня не вдохновляют, а разочаровывают. Для душевного равновесия перестала принимать в них участие.

А самым значимым событием в моей фотографической жизни считаю фотовыставку «Полешуки» в Национальном историческом музее Республики Беларусь. Её экспозицию составили ретро-фотографии 70-80-х годов, сделанные мной на гомельском Полесье. Выставка состоялось благодаря известному белорусскому фотомастеру Валерию Ведренко, который её курировал.

Елена ВАСИЛЬЕВА


Выбар рэдакцыі

Грамадства

Маладая зеляніна — галоўны памочнік пры вясновым авітамінозе

Маладая зеляніна — галоўны памочнік пры вясновым авітамінозе

Колькі ж каштуе гэты важны кампанент здаровага рацыёну зараз?