Вы тут

Как одна семья подарила Беларуси талантливого композитора и известного учёного


  • Как одна семья подарила Беларуси талантливого композитора и известного в своей области учёного

У моих героинь разные сферы деятельности, разные истории их становления и личной жизни.

Наталья Чёрная — профессор кафедры химической переработки древесины БГТУ, доктор технических наук. Человек, который очень много сделал для развития целлюлозно—бумажной промышленности страны.

Елена Атрашкевич — известная белорусская композитор, преподаватель Минского государственного колледжа искусств, первая женщина-председатель Белорусского союза композиторов.

И, вместе с тем, эти женщины похожи. Обе — успешные: перечень профессиональных достижений, различных знаков признания у каждой настолько велик, что не хватит места на полосе, чтобы их перечислить. Обе на редкость трудолюбивы, упорны, оптимистичны, самоотверженны.

А ещё они — родные сестры. Признаюсь, узнав об этом, захотелось приглядеться к их феномену поближе, попытаться разобраться, как в одной семье выросли две такие удивительно яркие личности.


Истоки

Свои успехи Елена Атрашкевич и Наталья Чёрная во многом объясняют генами и воспитанием родителей.

Виктор Иванович и Анна Леонтьевна Чёрные всю жизнь посвятили целлюлозно-бумажной отрасли: сначала трудились на целлюлозном заводе в Калининграде, потом в Казахстане и, наконец, на бумажной фабрике «Красная звезда» в Чашниках. Отец был главным инженером, мама — заместителем директора по качеству.

Виктора Ивановича нет уже 23 года. А 89-летняя Анна Леонтьевна по-прежнему живет в Чашниках.

— Мама в 13 лет осталась сиротой и сама себя ставила на ноги, — рассказывает Елена Викторовна. — Сначала окончила 4 класса в своей деревне в Крупском районе, потом пешком ходила за 5 км в семилетку, а чтобы завершить учёбу в десятилетке, каждый день шла уже 10 км. Видя её усердие и тягу к знаниям, председатель колхоза дал деньги на билет до Ленинграда. Так она стала студенткой Лесотехнической академии. Когда познакомилась с папой (он тоже рано остался без отца), убедила его получить высшее образование в той же академии.

По словам сестёр, мама у них человек удивительной смелости, энергии и жизнелюбия. До 75 лет пела в хоре, до сих пор путешествует, старается быть в курсе всего происходящего. Виктор Иванович был замечательным супругом и отцом: подставлял плечо жене, не глядя на занятость, ежедневно интересовался делами дочерей, успехами в учёбе, отношениями с товарищами.

Родительские уроки

Виктор Иванович и Анна Леонтьевна стремились дать своим дочерям всё, чего недополучили в детстве сами. Девочки с ранних лет ощущали: они для отца и мамы — самое ценное в жизни.

— Родители всегда внушали: именно знания, а не деньги — истинное богатство, которое нужно преумножать, — подчёркивает Наталья Викторовна. — Меня всегда поражала их готовность поддерживать все наши увлечения, стремление к развитию. Они очень многим жертвовали, чтобы мы посещали все кружки, которые нам нравились: рисования, танца, музыки. Помню, когда мы жили в Казахстане, в Кзыл-Орде, у моей подружки появилось пианино. Оно так мне понравилось, что я сказала родителям: «Хочу заниматься музыкой». Через несколько дней в доме стоял инструмент. Захотелось учиться рисовать — папа из командировки в Москву привез такой набор красок и кисточек, что я дни напролёт не могла оторваться, творила взахлёб.

Когда подросла Лена, её тоже отдали в музыкальную школу заниматься на аккордеоне. Чтобы найти наилучший по размеру, девочке в течение нескольких месяцев купили 4 разных инструмента. И пока у младшей дочери не хватало сил раздвигать меха, за неё на уроках и дома это делали родители.

— Мне было 8 лет, когда в Чашники из Минска приехала специальная комиссия отбирать музыкально одарённых детей, — вспоминает Елена Атрашкевич. — Отобрали троих, в том числе меня. Но в Минск в среднюю специальную музыкальную школу при Белорусской государственной консерватории им. А. В. Луначарского (ССМШ при БГК — так в те годы называлась Республиканская гимназия-колледж при Белорусской государственной академии музыки. — прим.автора) родители отпустили только меня. Я им очень благодарна, что они отважились на такой шаг.

Родители, конечно, переживали, что младшую дочь так рано отдали в самостоятельную жизнь. Но пошли навстречу желанию дочери: видели, как нравится ей музыка, как хочет она учиться дальше. На протяжении 10 лет учёбы Лены в Минске Анна Леонтьевна каждые выходные садилась за руль и отправлялась навестить младшую дочь.

А Наташа пошла по стопам родителей: поступила в технологический институт (сейчас БГТУ). В 23 года (невероятный случай для тех времён!) стала кандидатом технических наук. Защищалась в Ленинградской лесотехнической академии — альма-матер Анны Леонтьевны и Виктора Ивановича.

Наташа и Лена Чёрные росли в достатке, с увлечением учились, занимались в кружках. Но родители приобщали их и к физическому труду, даже летом не давали бездельничать. На школьных каникулах сёстры пропалывали у родственников на грядках овощи, собирали колорадских жуков на колхозных полях. Став студентками, приобретали дополнительные знания и умения во время каникул на «Красной звезде»: Наташа — размольщиком оборотного брака, а Лена — лаборантом отдела технического контроля (ОТК).

— Удивительно, но родители никогда не наказывали нас за детские, не всегда безобидные проделки, — продолжает Наталья Викторовна. — Помню, как устроила пожар, включив в розетку паяльник, оставленный гостившим у нас родственником. Увидев, как загорается деревянный стол, схватила 4-х месячную сестру и спряталась с ней в ванной. К счастью, скоро с работы вернулись родители. Выдернули паяльник, проветрили комнату, посадили меня рядом и объяснили, что и почему делать нельзя.

Однажды Анна Леонтьевна из командировки привезла красивые гардины. Но новых штор пошить не успела. Старшая дочь привела в дом подружек, и девочки, взяв ножницы и иголки с нитками, «сшили» себе наряды. Часто выданные на мелкие расходы деньги Наташа по широте душевной тратила на сладости, которыми угощала детвору. Наверняка, родители восторга от этого не испытывали, но за ремень никто не брался.

Профессор Чёрная со смехом вспоминает, как однажды на день рождения к ней пришло около 40 детей. Как всегда, на столе были огромные астраханские арбузы. И именинница предложила товарищам после застолья развлечение: корками с балкона бросать в прохожих. Прохожие вызвали милицию, родители заплатили штраф. Со старшей дочерью провели строгую разъяснительную беседу.

— Лет в 15 мама с папой осуществили мою девичью мечту: подарили первые серьги, — продолжает Елена Викторовна. — Я была в восторге, не могла налюбоваться на них. Но скоро одну из них случайно потеряла. Огорчилась до слёз. Родители, узнав об этом, не только не попрекнули, но убедили не расстраиваться и дали денег, чтобы купила новые.

Анна Леонтьевна и Виктор Иванович умели делиться, помогать. И не только с родными, но и со всеми, кто нуждался в поддержке. Когда случилось землетрясение в Спитаке, они тут же откликнулись — очень много вещей отправили пострадавшим в Армению.

Эту душевную щедрость, готовность поддержать, необычайную внимательность к людям Наталья и Елена унаследовали генетически. Не однажды профессор Наталья Чёрная выручала деньгами студентов, оказавшихся в сложном финансовом положении. Ученики композитора Елены Атрашкевич могут привести много примеров её активного участия в их судьбах.

Важней всего погода в доме

Семья — святое для профессора Натальи Чёрной и композитора Елены Атрашкевич. Обе прекрасные мамы, жёны и хозяйки. Обе уверены в том, что брак — это большая совместная работа. Считают, им повезло с мужьями. Николай Леонидович Атрашкевич по специальности инженер, сейчас работает заместителем директора по менеджменту. Леонид Павлович Левкович уже на пенсии. Он заядлый охотник, рыбак и грибник. Оба мужчины — жизнелюбы, очень дорожат семьей, заботятся о своих незаурядных жёнах.

Елена Викторовна и Николай Леонидович недавно отметили 30-летие совместной жизни. У них двое взрослых детей, Екатерина и Александр.

Лена познакомилась с будущим мужем ещё во время учебы в ССМШ. Потом, когда решила продолжить образование в Ленинграде, они на время расстались. А потом их судьбы снова переплелись, и Николай поехал за женой, получившей распределение в Молодечненское музыкальное училище.

— Общий стаж моей жизни в общежитиях — 26 лет, — обращает внимание Елена Викторовна. — Был период, когда мы вчетвером жили в одной комнате. Это было непросто, но справлялись, как и с другими испытаниями. Объяснение этому, на мой взгляд, — в доверии, терпении, уважении.

На самом деле это удивительно, как бытовые сложности, воспитание двоих (с разницей в полтора года) не помешали Елене Викторовне писать замечательную музыку, стать известным композитором, воспитать десятки талантливых учеников. Нет сомнений, что рядом с такой женщиной должен быть удивительный мужчина, способный понять особенности творческой личности, её потребность в реализации.

Путь старшей сестры к женскому счастью не был простым и гладким. От первого брака у Натальи Викторовны взрослая дочь Света. Есть 8-летний внук Илья. А Леонид Павлович — второй муж и при этом… первая любовь.

— Мы познакомились с Леонидом в Светлогорске во время производственной практики, когда мне было 17 лет, и я впервые в своей жизни влюбилась, — делится Наталья Викторовна. — Но так случилось, что мама приехала и увезла домой на день раньше. Мы с Лёней не успели обменяться адресами и телефонами, не уточнили даже фамилий друг друга. Я долго не выходила замуж, всё надеялась найти свою первую любовь. В 28 лет создала семью, родила дочь. Как могла, старалась сохранить брак, но не получилось. А 9 лет назад Лена по радио поздравила нашу маму с 80-летием. Леонид услышал передачу, имя-отчество моей мамы (я рассказывала ему о родителях, и он запомнил их имена) и чудом разыскал меня спустя 36 лет. Через 2 недели после этой встречи мы расписались.

Казалось бы, написание научных статей и музыкальных произведений предполагает тишину, исключительную сосредоточенность. Но обеих моих героинь отличает способность трудиться в любых условиях, не требуя исключительного, особого отношения к себе. Переступая порог квартир, они отключают в себе композитора и профессора, становятся жёнами, мамами, дочерьми, а Наталья Викторовна — ещё и бабушкой. Одна может думать о науке, у другой может идти скрытый процесс создания музыкального произведения, но это не мешает им наводить порядок, готовить для семьи обед, участвовать в делах родных и близких.

Учёный и композитор — полное понимание

Наталья Викторовна старше сестры на 6 лет. Она говорит, что очень радовалась рождению Лены. И когда мама вышла на работу (а в те годы декретный был всего месяц), старшая присматривала за младшей.

Мои собеседницы не смогли вспомнить, чтобы когда-то друг с другом ссорились. Каждая шла в жизни своим путём, искренне радуясь и гордясь успехами сестры.

— Стараюсь ходить на все концерты Лены, приглашаю коллег, — признаётся Наталья Викторовна. — Мне очень нравятся её сочинения — гармоничные, возвышенные, светлые; после них чувствуешь себя легко, возвышенно и воодушевлённо. Помню, как тронула меня красота написанных Леной музыкальных произведений, исполненных хором «Голос души» в Красном костёле.

И профессор Наталья Чёрная, и композитор Елена Атрашкевич — настоящие подвижницы: очень много делают в своей области просто из любви к профессии, коллегам и ученикам. Обе активны, инициативны, легки на подъём.

— Наташа — учёный по складу ума. Даже в быту её отличает особый, научный подход, — отмечает Елена Атрашкевич. — Её кухня спроектирована как научная лаборатория, исключительно рационально. У сестры в жизни всё по полочкам, исключительный порядок в мыслях. Ещё восхищаюсь стойкостью духа Наташи. В её жизни было много ситуаций, после которых можно озлобиться на людей, закрыться. А она остается щедрой, доброжелательной, открытой; никогда не выплёскивает негатив на других.

…Из-за занятости они редко встречаются. Обычно только на праздники и дни рождения. Но разговаривают по телефону регулярно. За столько лет научились понимать друг друга с полуслова, улавливают интонацию вздохов и молчания. Они — сёстры. По крови и по духу. И в этом их большое человеческое счастье.

Ольга Поклонская

Фото: Анастасия Дерван; из архива Натальи Чёрной

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Больш за 100 прадпрыемстваў прапанавалі вакансіі ў сталіцы

Больш за 100 прадпрыемстваў прапанавалі вакансіі ў сталіцы

А разам з імі навучанне, сацпакет і нават жыллё.

Эканоміка

Торф, сапрапель і мінеральная вада: якія перспектывы выкарыстання прыродных багаццяў нашай краіны?

Торф, сапрапель і мінеральная вада: якія перспектывы выкарыстання прыродных багаццяў нашай краіны?

Беларусь — адзін з сусветных лідараў у галіне здабычы і глыбокай перапрацоўкі торфу.

Грамадства

Адкрылася турыстычная выстава-кірмаш «Адпачынак-2024»

Адкрылася турыстычная выстава-кірмаш «Адпачынак-2024»

«Мы зацікаўлены, каб да нас прыязджалі».