Вы тут

Легко ли быть Кавалеровой?


В июле этого года заслуженная артистка Беларуси Вера КАВАЛЕРОВА отметила 70-летний юбилей. Маленькая женщина с исчезающим амплуа травести вот уже полвека служит в ТЮЗе, считает своего зрителя самым лучшим, а актёрскую судьбу счастливой.


Вирус лицедейства

Она рано ощутила себя артисткой. Перед глазами и сегодня часто возникает картинка: старшая сестра Оля зазывает в их комнату в коммуналке на улице Куйбышева друзей и соседей, и Верочка разыгрывает перед ними представления, читает стихи, поёт, танцует и заслуживает громкие аплодисменты. Звёздными ролями были две коня Орлика и пса Джульбарса.  

– Когда на БТ открылась детская студия-театр, я выдержала серьёзный конкурс и была принята туда, – вспоминает Вера Ильинична. – Создавалась эта студия, чтобы задействовать мальчишек и девчонок в телепередачах и растить актёрские кадры. Её руководитель Клавдия Акимовна Казакова занималась с нами по программе института. Фактически именно она и подготовила меня к профессии.

Высшего актёрского образования Вера Кавалерова так и не получила. Уже работая в ТЮЗе, поступила в институт культуры на факультет режиссуры, но не закончила его. К счастью, отсутствие дипломов не испортило её профессиональную биографию. Сама Вера Кавалерова считает свою актёрскую судьбу счастливой.

За исключением Дюймовочки сыграла, пожалуй, всё, что хотела, вспоминает она свои роли. Обожала роли животных. Когда играю зверюшку или ребёнка, всегда прикладываю биографию, характер. Например, в «Дороге на Вифлеем» играю Осла, но он для меня – Гамлет. В образе 5-летней девочки Хелен Келлер в «Сотворившей чудо» выходила на сцену до 58 лет! По психофизике могла бы сыграть её и сегодня. Но вот лицо… К сожалению, мы, актёры, как и все люди, стареем...   

Сегодня Вера Ильинична занята в двух спектаклях – в «Моей маленькой чародейке», где исполняет роль доброй ведьмы, и в сказке для взрослых «Шаматила».  

– Наш бывший директор Юрий Кулик незадолго до смерти написал пьесу «Звычайная Шамаціла» и дал мне ознакомиться с ней, делится собеседница. – Прочла и стала его упрашивать: хочу играть Шаматилу! Но тогда не успели… Премьера спектакля состоялась в апреле нынешнего года. Поставила его режиссёр Анна Козлова. Роль Шаматилы глубокая, многогранная, это настоящий подарок для меня. Собственно, я играю не Домовика, а Совесть

Предложений в театре сейчас стало заметно меньше. Зато её начали задействовать в кино в возрастных ролях. Вернул Веру Кавалерову на съёмочную площадку после долгого перерыва режиссёр Иван Павлов, предложив роль в фильме «На спине у чёрного кота». Потом стали приглашать и российские режиссёры. По словам самой Веры Ильиничны, не всегда работа в сериалах ей интересна, но она ни от чего не отказывается: долгие профессиональные простои ведут к потере формы. 

Самый благодарный зритель

  • Вот считается, что актёрство – не божеское занятие, рассуждает Вера Кавалерова. Но помню, как в Жировичах довелось беседовать со священником. Навсегда запомнила его слова. “Это не мы выбираем профессию, это промысел божий нас направляет. Богу было угодно, чтобы вы стали актрисой в детском театре. Представляете, какая на вас ответственность!”

Вера Ильинична убеждена: она работает в особом театре – он сеет в детях «разумное, доброе, вечное», воспитывает честность, справедливость, отзывчивость. А ещё именно ТЮЗ готовит будущего зрителя для взрослых театров.

– Дети приходят в этот мир чистыми, – настаивает актриса. – Да, перед началом представления современные мальчишки и девчонки часто сидят, уткнувшись в смартфоны. Но поднимается занавес, и если происходящее на сцене их захватывает, они забывают о гаджетах, включаются в происходящее, горячо переживают за героев, подбадривают их, смеются, горюют. Чтобы добиться эмоционального отклика публики, приходится отдавать здоровье, силы, энергию, иначе зритель за тобой не пойдёт.

В жизни Веры Кавалеровой был момент, когда она испугалась: как бы ей не превратиться в «тюзятину», не застыть в творческом росте. Захотелось попробовать себя во взрослом театре. И когда поступило предложение из Драматического театра Прикарпатского военного округа, откликнулась и переехала во Львов. Но очень быстро почувствовала – у неё теряются критерии работы. Реакция зала вводила порой в заблуждение. Взрослые могут хлопать из вежливости, по привычке, оставаясь при этом глубоко равнодушными к происходящему на сцене. А дети – нет. Они лучший индикатор для актёра. Играешь хорошо откликаются, плохо – начинают шуметь, встают, бродят по залу. Вера Кавалерова остро ощутила, как не хватает ей непосредственности и эмоциональности юного зрителя и вернулась в ТЮЗ. Теперь уже навсегда.   

  • Я люблю своих зрителей, и они отвечают мне взаимностью, - признаётся Вера Ильинична. Вот недавно ловит меня после «Моей маленькой чародейки» девочка и спрашивает: «А правда, что тебе 127 лет?» Отвечаю: “Да. А разве не видно?” – “Видно. Но люди же столько не живут!” “Добрые живут ещё и дольше, возражаю я ей. Всё зависит от того, какой путь выбираешь“ И вижу: мои слова ребёнка убеждают.

Или другой пример. Гастроли в Лиде. Играем спектакль “Дорога на Вифлеем”. Я произношу такие слова: “Падманула мяне зорка – няма ніякага Бога”. “Ёсць”, – раздаётся в ответ хор голосов. “Што ж мне рабіць?” – спрашиваю у зала. “Шукаць”, – выдохнули дети. У меня мурашки по телу. Настолько мощные чувства охватили, что с трудом доиграла. Как можно поменять такую аудиторию на взрослых?

Жизнь вне сцены

  • Мой отец, Илья Никифорович Смирнов, был кадровым военным. Мама Анастасия Ивановна работала портнихой, замечательно шила. Я, к слову, тоже хорошо шью. Однажды в детстве я на машинке прошила насквозь палец и даже не заплакала. Мама страшно расстроилась. Она не хотела, чтобы я шла по её стопам. А вот когда увидела меня в студийном спектакле «Сестричка», у неё на глазах заблестели слёзы счастья. К сожалению, мамочки не стало, когда мне было 11 лет.

Вскоре отец привёл в дом мачеху, отношения с которой не сложились, и опорой в жизни для Веры стала старшая сестра Ольга. Хотя и сама за себя она умела постоять. Когда дразнили «рыжей-конопатой», сразу лезла в драку с обидчиками.

Интересная семейная деталь: мама по национальности русская, отец удмурт, и они были однофамильцами – оба Смирновы. Зрительский успех Вера впервые узнала под девичьей фамилией. А потом вышла замуж за актёра Александра Кавалерова, исполнителя роли хулигана Мамочки в фильме «Республика Шкид». Брак оказался недолгим.

– Когда мы познакомились, Саша уже был серьёзно отравлен славой, обрушившейся на него после звёздной роли, рассказывает Вера Ильинична. Не раз говорила ему: «Ты же ничего не умеешь в профессии, надо работать, а не шляться по кабакам…» Как ни сражалась, победить его «головокружение от успеха» не смогла. Как актёр он быстро сошёл на нет.

От этого союза у Веры Ильиничны остались сын Александр и фамилия. По собственному признанию актрисы, роль жены по-настоящему ею не освоена. Хотя ухажёров хватало, замуж она больше не вышла. Работала, растила сына. Никто из её наследников – ни сын, ни внучка Александра, ни внук Арсений – актёрскую династию не продолжил. Веру Кавалерову это не огорчает. Актёрство, по её убеждению, это хроническая болезнь. И если человек не подхватил с ранних лет вирус сцены, то ему в театре делать нечего. Главное, чтобы каждый нашёл свою дорогу, своё призвание, занимался тем, к чему лежит душа.    

Рано жить воспоминаньями

Вера Кавалерова не считает себя особенно везучей. Жизнь её не баловала. Но, может, это и научило не расстраиваться из-за пустяков, расценивать любые трудности как временные, верить в лучшее. Когда давался шанс, она старалась его использовать.

Её всегда спасала работа. И даже сейчас, когда профессиональная нагрузка стала заметно меньше, Вера Ильинична не сидит без дела.

В свободное время шьёт, вяжет, вышивает, читает. На даче занимается грядками. Если надо, справляется и с шуруповертом. Она не торопится подводить итоги. Аппетит к профессии и к жизни ещё не утрачен.

Ольга ПОКЛОНСКАЯ.

Фото предоставлено Белорусским государственным академическим театром юного зрителя.

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».