В июле этого года заслуженная артистка Беларуси Вера КАВАЛЕРОВА отметила 70-летний юбилей. Маленькая женщина с исчезающим амплуа травести вот уже полвека служит в ТЮЗе, считает своего зрителя самым лучшим, а актёрскую судьбу счастливой.
Вирус лицедейства
Она рано ощутила себя артисткой. Перед глазами и сегодня часто возникает картинка: старшая сестра Оля зазывает в их комнату в коммуналке на улице Куйбышева друзей и соседей, и Верочка разыгрывает перед ними представления, читает стихи, поёт, танцует и заслуживает громкие аплодисменты. Звёздными ролями были две – коня Орлика и пса Джульбарса.
– Когда на БТ открылась детская студия-театр, я выдержала серьёзный конкурс и была принята туда, – вспоминает Вера Ильинична. – Создавалась эта студия, чтобы задействовать мальчишек и девчонок в телепередачах и растить актёрские кадры. Её руководитель Клавдия Акимовна Казакова занималась с нами по программе института. Фактически именно она и подготовила меня к профессии.
Высшего актёрского образования Вера Кавалерова так и не получила. Уже работая в ТЮЗе, поступила в институт культуры на факультет режиссуры, но не закончила его. К счастью, отсутствие дипломов не испортило её профессиональную биографию. Сама Вера Кавалерова считает свою актёрскую судьбу счастливой.
– За исключением Дюймовочки сыграла, пожалуй, всё, что хотела, – вспоминает она свои роли. – Обожала роли животных. Когда играю зверюшку или ребёнка, всегда прикладываю биографию, характер. Например, в «Дороге на Вифлеем» играю Осла, но он для меня – Гамлет. В образе 5-летней девочки Хелен Келлер в «Сотворившей чудо» выходила на сцену до 58 лет! По психофизике могла бы сыграть её и сегодня. Но вот лицо… К сожалению, мы, актёры, как и все люди, стареем...
Сегодня Вера Ильинична занята в двух спектаклях – в «Моей маленькой чародейке», где исполняет роль доброй ведьмы, и в сказке для взрослых «Шаматила».
– Наш бывший директор Юрий Кулик незадолго до смерти написал пьесу «Звычайная Шамаціла» и дал мне ознакомиться с ней, – делится собеседница. – Прочла и стала его упрашивать: хочу играть Шаматилу! Но тогда не успели… Премьера спектакля состоялась в апреле нынешнего года. Поставила его режиссёр Анна Козлова. Роль Шаматилы – глубокая, многогранная, это настоящий подарок для меня. Собственно, я играю не Домовика, а Совесть.
Предложений в театре сейчас стало заметно меньше. Зато её начали задействовать в кино в возрастных ролях. Вернул Веру Кавалерову на съёмочную площадку после долгого перерыва режиссёр Иван Павлов, предложив роль в фильме «На спине у чёрного кота». Потом стали приглашать и российские режиссёры. По словам самой Веры Ильиничны, не всегда работа в сериалах ей интересна, но она ни от чего не отказывается: долгие профессиональные простои ведут к потере формы.
Самый благодарный зритель
Вера Ильинична убеждена: она работает в особом театре – он сеет в детях «разумное, доброе, вечное», воспитывает честность, справедливость, отзывчивость. А ещё именно ТЮЗ готовит будущего зрителя для взрослых театров.
– Дети приходят в этот мир чистыми, – настаивает актриса. – Да, перед началом представления современные мальчишки и девчонки часто сидят, уткнувшись в смартфоны. Но поднимается занавес, и если происходящее на сцене их захватывает, они забывают о гаджетах, включаются в происходящее, горячо переживают за героев, подбадривают их, смеются, горюют. Чтобы добиться эмоционального отклика публики, приходится отдавать здоровье, силы, энергию, иначе зритель за тобой не пойдёт.
В жизни Веры Кавалеровой был момент, когда она испугалась: как бы ей не превратиться в «тюзятину», не застыть в творческом росте. Захотелось попробовать себя во взрослом театре. И когда поступило предложение из Драматического театра Прикарпатского военного округа, откликнулась и переехала во Львов. Но очень быстро почувствовала – у неё теряются критерии работы. Реакция зала вводила порой в заблуждение. Взрослые могут хлопать из вежливости, по привычке, оставаясь при этом глубоко равнодушными к происходящему на сцене. А дети – нет. Они – лучший индикатор для актёра. Играешь хорошо – откликаются, плохо – начинают шуметь, встают, бродят по залу. Вера Кавалерова остро ощутила, как не хватает ей непосредственности и эмоциональности юного зрителя и вернулась в ТЮЗ. Теперь уже навсегда.
Или другой пример. Гастроли в Лиде. Играем спектакль “Дорога на Вифлеем”. Я произношу такие слова: “Падманула мяне зорка – няма ніякага Бога”. “Ёсць”, – раздаётся в ответ хор голосов. “Што ж мне рабіць?” – спрашиваю у зала. “Шукаць”, – выдохнули дети. У меня мурашки по телу. Настолько мощные чувства охватили, что с трудом доиграла. Как можно поменять такую аудиторию на взрослых?
Жизнь вне сцены
Вскоре отец привёл в дом мачеху, отношения с которой не сложились, и опорой в жизни для Веры стала старшая сестра Ольга. Хотя и сама за себя она умела постоять. Когда дразнили «рыжей-конопатой», сразу лезла в драку с обидчиками.
Интересная семейная деталь: мама по национальности русская, отец – удмурт, и они были однофамильцами – оба Смирновы. Зрительский успех Вера впервые узнала под девичьей фамилией. А потом вышла замуж за актёра Александра Кавалерова, исполнителя роли хулигана Мамочки в фильме «Республика Шкид». Брак оказался недолгим.
– Когда мы познакомились, Саша уже был серьёзно отравлен славой, обрушившейся на него после звёздной роли, – рассказывает Вера Ильинична. – Не раз говорила ему: «Ты же ничего не умеешь в профессии, надо работать, а не шляться по кабакам…» Как ни сражалась, победить его «головокружение от успеха» не смогла. Как актёр он быстро сошёл на нет.
От этого союза у Веры Ильиничны остались сын Александр и фамилия. По собственному признанию актрисы, роль жены по-настоящему ею не освоена. Хотя ухажёров хватало, замуж она больше не вышла. Работала, растила сына. Никто из её наследников – ни сын, ни внучка Александра, ни внук Арсений – актёрскую династию не продолжил. Веру Кавалерову это не огорчает. Актёрство, по её убеждению, – это хроническая болезнь. И если человек не подхватил с ранних лет вирус сцены, то ему в театре делать нечего. Главное, чтобы каждый нашёл свою дорогу, своё призвание, занимался тем, к чему лежит душа.
Рано жить воспоминаньями
Вера Кавалерова не считает себя особенно везучей. Жизнь её не баловала. Но, может, это и научило не расстраиваться из-за пустяков, расценивать любые трудности как временные, верить в лучшее. Когда давался шанс, она старалась его использовать.
Её всегда спасала работа. И даже сейчас, когда профессиональная нагрузка стала заметно меньше, Вера Ильинична не сидит без дела.
В свободное время шьёт, вяжет, вышивает, читает. На даче занимается грядками. Если надо, справляется и с шуруповертом. Она не торопится подводить итоги. Аппетит к профессии и к жизни ещё не утрачен.
Ольга ПОКЛОНСКАЯ.
Фото предоставлено Белорусским государственным академическим театром юного зрителя.
Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.
Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».