Вы тут

Линия судьбы Христины Высоцкой


Те, кто своими глазами видел 9-метровую инсталляцию «Древо Познания», установленную в белорусском павильоне на Всемирной выставке "ЭКСПО-2020" в Дубае, говорят, что были по-настоящему впечатлены масштабом и необычностью такого творения.


«Древо Познания» – первая отечественная монументальная текстильная скульптура. Один из главных её авторов – член Белорусского союза художников, старший преподаватель кафедры ДПИ и костюма Белорусской государственной академии искусств, куратор выставок Христина Высоцкая.

– Предложение выполнить объёмное пространственное произведение поступило мне из МИДа в июле 2019 года,  – рассказывает Христина. – В соавторы над такой сложной в конструктивном и техническом плане инсталляцией пригласила скульптора Александра Дранца. Сначала сделали макет, потом – металлическую конструкцию и текстильную поверхность.

До ОАЭ «Древо Познания» добиралось полтора месяца: сначала сухопутным путём до Германии, а оттуда морем на корабле. В Дубае три недели команда из 8 человек собирала скульптуру. Христина сама стояла на лесах и на высоте 9 метров сшивала детали в единое целое.

Больше, чем текстиль   

Христина Высоцкая сегодня самый известный в Беларуси художник, создающий объёмные текстильные скульптуры. В каком-то смысле она первопроходец. Сама она считает, что своими успехами во многом обязана родителям, которые с детства научили её учиться, преодолевать страх и неуверенность, пробовать новое.

Инженеры по профессии Игорь Эдуардович и Людмила Андреевна поощряли все интересы и увлечения дочери. Христина окончила музыкальную школу по классам фортепиано и гитары, занималась росписью по дереву, керамикой, соломоплетением и многим другим. При этом училась в гимназии с физико-математическим уклоном и предполагала поступать в БГУИР на ядерную физику. Но…

– В середине 11 класса я изменила своё намерение и сказала маме, что буду поступать в БГАИ, – вспоминает моя собеседница. – «Давай узнаем, что для этого нужно», – ответила она. Очень благодарна родителям, что они не отговаривали меня и не запрещали идти своим путём. 

Став студенткой БГАИ, Христина попала к замечательным педагогам – Павлу Петровичу Бондарю, который поддерживал эксперименты с текстилем, и Маргарите Леонидовне Щемелёвой, которая раскрыла секреты работы с цветом. Через год начала участвовать в пленэрах объёмного текстиля, организованных искусствоведом Ларисой Филькенштейн. Постепенно погружаясь в тему, Христина Высоцкая вышла на свою колею в искусстве, выработала уникальную авторскую технику и индивидуальный творческий почерк.    

– В мире искусство текстиля сегодня одно из самых перспективных и передовых, – отмечает  художница. – Материал позволяет создавать не только классические гобелены, панно, аппликации, но и 3D- произведения, видеоарт, фото-текстиль. В  Беларуси ведущее направление в текстиле – гобелен и традиционное ткачество, новые формы развиваются медленно. Хочется раздвинуть границы представлений о текстиле, показать огромный потенциал его возможностей. Именно с этой целью я организовала международную выставку «Здесь, там и повсюду» в галерее Л. Д. Щемелёва. Работы моих зарубежных коллег показывают многообразие идей современного текстильного мышления. 

Саму Христину Высоцкую очень привлекает объёмное формообразование. Она новатор, который прочно стоит на многовековых традициях, без которых, по её убеждению, нельзя создать что-то по-настоящему долговечное, что будет представлять интерес не только для современников, но и для потомков.   

«Эдем», «Солярис», «Формы любви», «Души леса», «Древо семьи».  Все работы Христины Высоцкой демонстрируют нестандартный подход, небанальное видение текстиля, побуждают включить фантазию и воображение. Нередко публика видит в мягких скульптурах художницы совсем не то содержание, которое она вкладывала. Но это, на её взгляд, совершенно нормально – Христине интересно, как воспринимают её искусство другие люди.    

– Моя скульптура «Древо семьи» сначала называлась «Лінія лёсу», – вспоминает Христина Высоцкая. – Но на одной из первых выставок коллега поделилась со мной мнением, что мой замысел не прочитывается. И я изменила название. «Древо семьи» – произведение о взаимосвязи женских поколений в нашей семье – бабушке, маме, обо мне и младшей сестре. Одно поколение произрастает из другого, опыт предков помогает потомкам, и так происходит эволюция, совершенствование.

Все свои скульптуры Христина ткёт самостоятельно, не прибегая ни к чьей помощи. Уникальность её произведений не только в их объёмности, но и в том, что это двустороннее ткачество. Для художницы исключительно важны цвет, цветовые растяжки, переходы. Она может смешивать до 10-15 нитей в один уток (горизонтальную поперечную систему направления параллельных друг другу нитей. – Прим. авт.), что создаёт эффект акварели. Несколько лет назад Христина стала самостоятельно красить белые исходные нити, чтобы добиться нужных ей цветовых оттенков. Это усложняет творческий процесс, но делает произведения ещё более ценными. 

– На мой взгляд, отличие искусства от ремесла в том, что его назначение выше простой утилитарности. Художник разговаривает с миром о смыслах, идеях, – делится своим видением Христина Высоцкая. – Для меня текстиль – это не просто материал, это философия.

Открыть себя миру и мир в себе 

Старший преподаватель кафедры ДПИ и костюма БГАИ Христина Высоцкая видит свою миссию в том, чтобы показать студентам: текстиль – это не покрытая пылью традиция, у него есть не только прошлое, но и будущее.

– Я делюсь со студентами своими взглядами, отношением, показываю широкие перспективы, которые есть у них для поиска себя, своего места в искусстве, – подчёркивает художница. – Вижу в юношах и девушках потенциальных коллег и единомышленников.

Христина Высоцкая из тех людей, которым всё интересно: творить самой, делиться знаниями с другими, организовывать выставки, популяризировать искусство, знакомить талантливых людей друг с другом. Она постоянно живёт в состоянии поиска, движения, осмысления и созидания.

– Лучший отдых для меня – это переключиться с одного занятия на другое, – признаётся Христина Высоцкая. – Конечно, физические возможности небезграничны и от чего-то приходится отказываться, но обычно я говорю "да" самым разным предложениям и идеям. Стараюсь быть открытой тем возможностям, которые дарит судьба. Если ты реагируешь на мир, то и он, уверена, ответит тем же. 

Когда хочется сделать паузу, побыть в тишине, уединиться, Христина уезжает в родную деревню бабушки, чтобы в компании с четвероногим Чарли погулять на природе. Там, на свежем воздухе, силы быстро восстанавливаются, происходит перезагрузка.  

Творчество для Христины Высоцкой – лучшее лекарство от всех кризисов и проблем. Времена не выбирают… Если хотеть, в самое мрачные периоды можно многое сделать. Самое главное – найти свою линию судьбы, двигаться по ней и менять мир к лучшему. Многое в жизни – в наших собственных руках. Поэтому опускать их никак нельзя. 

Ольга ПОКЛОНСКАЯ, фото Алины МАЗОВЕЦ

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».