Вы тут

«Моя природа требует движения, живости, драйва и созидания»


В лексиконе Ирины Дорофеевой, заслуженной артистки Беларуси, слово «нет», применительно к ее творчеству, отсутствует: ведь профессионал, по ее словам, умеет все. В год мира и созидания она начинает юбилейный для нее творческий сезон с новых интересных проектов.


Ирину в Беларуси знают как известную эстрадную артистку, у которой есть звания, награды, креативные сольные концерты, альбомы, огромное количество поклонников... В общем, все то, что вкладывается в понятие успеха и популярности звезды белорусской эстрады, которая в разное время работала солисткой и в легендарном ансамбле «Верасы», и в Государственном концертном оркестре под управлением Михаила Финберга... В Интернете много достойных публикаций о ее достижениях в профессии, о «Театре Ирины Дорофеевой», о многочисленных гастролях по стране и за ее пределами, о мечтах и детстве, любимых родителях и даже о ближайших планах... Но, как, известно, за славой и блеском на эстраде есть и другая Ирина Дорофеева, которая может и грустить, и огорчаться, которой не так быстро, как того бы хотелось, удается осуществить задуманное... И об этом мы говорили, сидя в кофейне неподалеку от Университета культуры и искусства 

— Ирина, приоткройте, если не против, закулисье, то, которое не в свете софитов... Как справляетесь вы с трудностями, которые так естественны в жизни каждого человека?

Ирина Дорофеева задумалась. Пригубила кофе. Выражение сосредоточенного лица моей визави оживилось, когда я сказала о том, что слышала ее, 16-летнюю, на конкурсе молодых исполнителей и на сольных ее концертах бывала. По мере того, как Ирина говорила, ее лицо светлело. Казалось, оно изнутри наполняется солнечным светом. Ни на миг не омрачилось даже тогда, когда ей пришлось вспоминать, что трижды переболела ковидом.

— Да какое там закулисье... Оно как у многих: я ведь живой человек. Вот совсем недавно выздоровела. Пожалуй, это и есть та единственная на сегодняшний день трудность, которая потребовала от меня большого терпения, чтобы победить болезнь. Я как-то по-особому поняла: здоровье — огромная ценность. А когда я здорова, грусть и печаль мне не свойственны. На это у меня нет времени! Ведь жизнь так прекрасна в многочисленных ее проявлениях. Она удивительна! Моя жизнь, насыщенная событиями, мне очень нравится. Она так переменчива, что нет возможности ни расслабляться, ни скучать, ни тратить время на огорчения. Я все время чем-то целенаправленно занята. А трудности преодолеваемы. Вот это, если хотите, и есть мое закулисье.

— Насколько мне известно, у вас разные сферы деятельности...

— Да, разные, но все между собой перекликаются. Я и пою, гастролирую, и тружусь в Университете культуры (заведует кафедрой эстрадной музыки на факультете музыкального искусства — Авт.), и в театре играю... Кстати, все начиналось со спектакля «Осторожно! Женщины Парижа» в городе Бобруйске. А позже меня вовлек в мир мюзикла замечательный композитор, продюсер, заслуженный артист России Ким Брейдбург. Посчастливилось тогда сыграть главную роль в спектакле «Голубая камея» в нашем академическом театре (Музыкальный государственный академический театр — Авт.). Вместе мы смогли осуществить две постановки на базе университета силами студентов. Это мюзиклы «Дубровский» и «Казанова». Была у меня еще одна интересная работа в спектакле «Джейн Эйр», которая и сегодня продолжается. Либретто, музыка, сценография, режиссура и все остальные составляющие спектакля звучат настолько качественно, что эта яркая, зрелищная, динамичная постановка, насыщенная прекрасными мелодиями, разнообразными музыкальными и танцевальными номерами, не может не запомниться. Спектакль с успехом идет много лет, он до сих пор востребован публикой, что приносит мне огромное удовольствие.

Ирина Дорофеева (слева) в мюзикле "Джейн Эйр". Музыкальный академический театр.

Профессия артистки позволяет Ирине проявляться в разных ипостасях. В работе с дизайнерами она думает о костюмах, о том, как будет выглядеть сцена, когда осуществляются большие проекты, скажем, идут ее сольные концерты... Постоянно, как выразилась, продумываются образы для той или иной песни... Еще съемки, общение с прессой, встречи с поэтами, композиторами, оранжировщиками и другими творческими людьми. Отдельно идет работа со студентами, с педагогами в Университете культуры.

— Со студентами нравится работать?

— Очень! Но я, возможно, излишне к ним требовательна (смеемся) ...

— Как к себе! Вряд ли кто из ваших поклонников об этом не знает.

—Да уж! К себе я требовательна. Мне хочется, чтобы сразу все было идеально. Хотя, конечно, понимаю: порог восприятия и мира, и профессии, и своего будущего у студентов разный. Их трудно увлечь. Я хоть и отношусь к эстрадным артистам XXI века, но мое становление шло на стыке времен, и мне всегда импонировала классическая школа исполнения, если говорить о советской школе. Молодым людям сегодня больше по душе западная манера исполнения, отчасти манерничанье и, как я говорю, «попугайничанье». Что, увы, не созвучно с нашей фонетикой. Даже простые белорусские песни у ребят не пропеваются, у некоторых из них нет восприятия, что это свое, родное. Приходится учить, прививать любовь. Это касается и музыкантов, и вокалистов. Кстати, у нас появилось и отделение компьютерной музыки. Это так здорово!

Новое модное направление — компъютерную музыкальную аранжировку Ирина приветствует. В этом году, говорит, будет еще один набор. И гордится тем, что Университет культуры — единственный в стране вуз, который готовит таких специалистов.

— С иностранцами общий язык находите?

—У нас много китайских студентов. Это вокалисты, инструменталисты. Университет культуры тесно сотрудничает с Китаем: наше образование востребовано.

— Легко ли совмещать работу в университете с артистической деятельностью?

— Дело не в том, легко, или не легко. Ответ на вопрос кроется в моей заинтересованности, в желании развиваться. Кому-то может показаться, что участь эстрадной артистки — легкая, дескать, ну что там: вышел и спел, можно еще где-нибудь поработать. Мне приходилось слышать подобные досужие мнения. Как же это далеко от реальности! Выход на сцену требует огромного напряжения душевных сил. Ты понимаешь, что должен быть максимально сконцентрирован и физически, и духовно. Если в тебе нет боевого духа, своеобразного генератора энергии, который его вырабатывает, ты не заинтересуешь публику. Но это качество ниоткуда само по себе не возьмется. Оно воспитывается. В какой-то мере артисты должны быть бесстрашными. Как Дон-Кихот Ламанчский. Успех на сцене зависит от огромного числа составляющих. Насколько восприимчивым будет зритель, с каким настроением придет и уйдет, насколько почувствует себя лучше на моем концерте, каким будет звук и видеоконтент, как сыграют музыканты и как станцует балет...

«Выход на сцену требует огромного напряжения душевных сил. Вы понимаете, что должны быть максимально сконцентрированы как физически, так и духовно. Если у тебя нет боевого духа, своеобразного генератора энергии, который его вырабатывает, ты не заинтересуешь публику» (один из советов Ирины Дорофеевой студентам Университета культуры, где она преподает).

Бесстрашию, умению находить внутри себя источник творческой энергии Ирина стремится научить своих студентов.

— Вы обо всем этом думаете и сегодня?

— Думаю, как и раньше. Эти тонкости для меня очень важны. Разумеется, нужно иметь абсолютное, повторюсь, бесстрашие и настроенность на успех, быть уверенным в своих силах, чтобы ни о чем подобном не беспокоиться. У меня так и получается.

— Тогда и приходит победа?

— Речь не о победе — о достижении качественного результата. Мне не нужно кого-либо побеждать, в чем-то максимально преуспевать... Я стремлюсь к тому, чтобы моя песня пришлась публике по душе, чтобы зритель услышал то, о чем я пою, понял суть песни. 

— Много ли было таких концертов?

— В моей жизни, пожалуй, все такими и были. Правда, в ранние периоды моего становления, когда совершала много гастрольных туров, чувствовала себя стойким оловянным солдатиком, который живет в сумасшедшем ритме. Думала: хоть бы только выдержать, хоть бы спеть и на упасть на сцене. А залы и сцены все незнакомые. Часто, выходя на публику, не знала, какое сценическое пространство меня ждет. А ведь зритель видит все мелочи, даже то, насколько тебе там комфортно.

Концерт «На крыльях мечты» в Бобруйске, 2022 г.

Сегодня Ирина хотела бы, чтобы зритель пришел на ее концерт как в нереально волшебный мир, в котором его все бы удивило, впечатлило и заворожило. Чтобы он туда окунулся и ни о чем не думал, а только чувствовал красоту звучания этого мира. Тогда, в чем она уверена, и получается настоящее искусство, когда исполнитель и зритель — единое целое.

— Важно ли для вас литературное звучание песни?

— Хорошая поэзия — основа песни. Преклоняюсь перед поэтической классикой, когда в ней все одухотворенно, возвышенно, тонко. Мне посчастливилось работать с лучшими поэтами, композиторами, музыкантами. Как правило, восхищаюсь тем, что исполняю. Поэтому так трепетно отношусь к репертуару — музыкальному и поэтическому. С авторами общаюсь, понимая, что это их душа, их внутренний мир, работа над образами, полет фантазии... Очень важно все это почувствовать, донести и сыграть по-актерски так, чтобы каждый зритель понял, о чем ты хочешь сказать. Профессия артиста многогранна, аккумулирует в себе очень многое: ты и психолог, и музыкант, и поэт... А если ты еще умеешь и преподавать, то видишь процесс изнутри, владеешь методами и методиками, с помощью которых учишь тех, кто со временем выйдет на эстраду.

Ирина Дорофеева во второй раз стала членом пионерской организации в программе «Новое утро» на РТР-Беларусь в 2015 году. Там она сказала: «Я помню свое детство. Это был решающий момент, когда нас, октябрят, приняли в пионеры. Все это было очень почетно. Мы все давали торжественную клятву, что будем патриотами. Помню, с каким трепетом я каждый день гладила этот галстук и следила за тем, чтобы  он был хорошо выглажен.

— Есть ли такие студенты, о которых можете сказать, что вас они хорошо слышат и понимают?

— Есть. И те, кто прекрасно чувствуют, и те, кто умеют считывать музыкальную интонацию и ее передавать. Но, увы, встречаются и такие, которые хорошо слышат и понимают, а воспроизвести нужную интонацию не могут. Студенты, повторюсь, разные. С одними часами работаешь, а другие схватывают на лету.

— На сегодняшний день кому из тех, кто учится на последнем курсе, вы можете пророчить яркое эстрадное будущее? 

— В этом году выпускной курс особенно яркий. Могу выделить талантливых исполнителей: Ангелину Василевскую, Алексея Будько, Елену Кузнецову... Мне очень приятно следить за их выступлениями. Сейчас работаю с молодым и также талантливым автором Анной Благовой. Она была моей студенткой, когда я работала в университете просто педагогом и набирала второй курс. Сегодня Анна пишет прекрасные песни. И сама она замечательная певица. Из выпускников и других могу назвать. Евгений Курчич, лауреат многочисленных конкурсов, он раньше выступал под псевдонимом — Слуцкий, когда ездил со мной в концертные туры. Сегодня тоже преподает в университете. Андрей Колосов, солист оркестра имени Иосифа Жиновича, который, кстати, совсем недавно стал лауреатом специальной премии Президента деятелям культуры и искусства. Екатерина Муратова тоже моя выпускница. Как и Андрей, она в мюзиклах играла главные роли, и в то же время преподавала у нас.

— Своих студентов вы вовлекаете в преподавательскую сферу деятельности?

— Кто-то должен идти по нашим стопам, чтобы лучшая школа сохранялась и передавалась. 

— Расскажите о своей деятельности в Парламенте. Это ведь тоже одна из ваших ипостасей...

— Я была депутатом 6-го созыва Палаты представителей Национального собрания. Входила в комиссию по образованию, науке и культуре. Там в течение трех лет приобретала богатый жизненный опыт и делилась своим. Как раз в то время мы вносили доработки в Закон об авторском и смежных правах. Как мне кажется, свою лепту в дополнение этого закона я тоже внесла. Меня волновали вопросы, касающиеся творческих вузов и высшего образования, поэтому старалась предлагать варианты по совершенствованию законодательства в этой сфере. Интересно еще было встречаться с людьми, хотелось помочь в решении их проблем. 

Ирина призналась, что даже и не ожидала, что ей будет порой так сложно общаться с ними повседневно. Как артистка она контактирует со зрителем, который дарит ей восторг, позитивные эмоции. Став депутатом, сразу почувствовала разницу: люди приходили к ней говорить о проблемах, а она эти проблемы принимала близко к сердцу. В какой-то момент глаза моей собеседницы увлажнились. Было видно: чувство эмпатии Ирине хорошо знакомо. Работа депутата приблизила ее к реалиям жизни («приземлила»), к той, в которой много боли, страданий, заблуждений, иллюзий. Она, как выразилась, трудясь в Парламенте, сильно повзрослела, сформировалась как личность, потому что увидела жизнь такой, как она есть. И свою профессию осознала по-другому. Артист, как сказала, он ведь служит народу. Поэтому должен быть чутким и в людях пробуждать лучшие чувства. В какой-то момент Ирина осознала: она может упустить что-то главное в своей профессии, без которой, как выразилась, не может жить. На вопрос, заданный самой себе: что ты умеешь делать лучше других, она тогда ответила — петь! 

— У вас, похоже, благодаря работе в Парламенте произошла перезагрузка?

— Сказала бы — обновление. Мне снова захотелось быть той, кем была, вернуться на сцену, но уже более осознанной, переосмыслившей свой творческий путь, свою профессию. Кабинетная работа депутата требует большой усидчивости, наверняка кто-то сможет ее делать лучше меня. Я другая. Моя природа требует движения, живости, драйва и созидания. Для этого мне нужен свой театр, где я буду бегать по мастерским и по цехам, решая вопросы как хозяйственного, так и организационного порядка, вникать в проблемы, связанные со строительством, или модернизацией. Мне все это очень нравится. Я знаю, что такое стройка: сама строила дом, куда перевезла из Могилева родителей. И опыт руководства мне нужен. В этом году я закончила Академию управления при Президенте Беларуси. Благодаря и этой учебе я лучше понимаю, что такое созидание.

— Нынешний год, как вы знаете, объявлен в Беларуси годом мира и созидания. Что для вас означает мир? Была ли у вас возможность ощутить на себе, что такое отсутствие мира, состояние войны хотя бы в плане отношений с другими людьми?

— Война — это всегда разрушение, потери, утраты, боль, обиды, разочарование... С ней связано все самое страшное. Мы, люди, по жизни либо строители, либо разрушители. Всякий раз должны выбирать или сторону созидания, или разрушения. Третьего не дано. А мир в отношениях между людьми для меня нечто священное. Поэтому я выбираю компромисс — во имя мира. Даже в имени моем заложено понятие мира и спокойствия. Но общение с тем или иным человеком — это работа, которой ты должен отдавать и время, и силы. Если тебе что-то в отношениях не по душе, дистанцируйся, иди своей дорогой, живи по своим законам. Мои законы — мирные, я никому не желаю зла. До той поры я такова, пока кто-то не захочет разрушить мой мир. Тогда я начну бороться, и в этом мне равных не будет.

— Один мудрец сказал: войны в мире не прекратятся до тех пор, пока люди не перестанут продуцировать гнев, агрессию, дурные мысли и даже недовольство себе подобными. Впрочем, много и других современных мыслителей и ученых говорят о том же. А что думает по этому поводу вы?

— Мне знакомы подобные идеи. Я их принимаю. К сожалению, человек так устроен, что ему, как мне кажется, трудно осознать очень простую вещь, касающуюся причин его неудач и бед, в том числе и настроения. А причины-то ни в ком-то, а в нем самом. Он сам себе разрушитель и созидатель. Мир, как большое зеркало, отражает человеку то, что творится в его мыслях и чувствах. Но, увы, большинство из нас думает о том, что другие люди мешают им сохранять в душе гармонию.

— Какие люди вам нравятся?

— Скажу сначала, какие не нравятся. Заносчивые и высокомерные. Я не понимаю, почему они считают себя лучше других. Меня радуют люди спокойные, приветливые, уравновешенные. Вдохновляют и те, которые не знают возраста. Они счастливые.

— Как, по-вашему, можно культивировать счастье?

— Счастье, по-моему, связано с желаниями. Само желание сродни идее. Оно, как искра... Зажигает человека и наполняет счастьем. Желание видеть в окружающем мире хорошее способствует тому, чтобы это случалось. Такую закономерность я не раз наблюдала.

— У вас много желаний?

— О, да! Поэтому я счастлива. Какие-то желания становятся долгосрочными, пролонгированными, какие-то сюеминутными. Вот выпила чашку кофе, насладилась его вкусом, ароматом — и счастлива! Нужно свой мир украшать, научиться созидать себя. Что и стараюсь делать. Такой и на сцену выхожу.

— Умеете выходить туда при любых обстоятельствах, в любом настроении?

— Умею. Это уже большой наработанный опыт, он не позволит поддаться слабости. Что бы ни случилось, как бы себя ни чувствовала, какие бы неприятные мелочи ни происходили, все это перед выходом на публику становится не важным. На сцене о неприятностях забываешь... Сцена лечит, вы даже себе этого не представляете. Бегаешь, прыгаешь, танцуешь, делаешь какие-то кульбиты, на ходу импровизируешь и поешь... Потом уходишь за кулисы и какое-то время пребываешь в состоянии экзальтации... И только потом понимаешь: как прекрасно было бы из этого состояния не выходить. Оно как молодильная сила: делает тебя свежей, энергичной...

— Фолк-модерн, традиционный фольклор, блюз, джаз-рок, поп и рок, баллады... Вы многогранны в песенном творчестве, убедительны во всех стилях и ипостасях. Такая амплитуда восхитила бы и Барбару Стрейзанд с Лайзой Миннелли, как комплиментарно выразился в интервью с вами один уважаемый мною коллега. И все же: какой песенный стиль ближе всего вашей душе?

— Они все мне близки. Люблю все, что делаю. И рок, и баллады, и джаз... Этим дышу, все через себя пропуская. Мне нравится соединять разные стили. 

— Как «приходите в себя» после напряженных ситуаций? Они все-таки случаются. Может, что-то или кто-то в этом помогает? Храните ли вы как «наследство» от бабушек, родителей какие-либо поучительные истории, советы на этот счет?

— Главное, что я унаследовала от моих родных, прежде всего, родителей, — любовь. Это правда, когда говорят: счастливы те дети, чьи родители любят друг друга. Это и про моих маму и папу. И про бабушку с дедом. И про меня. Моя бабушка по папиной линии в годы войны была медсестрой. Она играла на гитаре, умела сочинять музыку, прекрасно пела. В общем, была поэтичной натурой, но могла тебя и крепким словцом припечатать. А дедушка Игнат (лейтенант, ветеринар по профессии, художник) погиб в первые дни войны. Единственная и последняя открытка от него пришла в июле 1941-го. Я до сих пор ее храню, как и дедушкины картины. И песня у меня есть, посвященная бабушке и дедушке — под названием «Здравствуй, Любовь!». Бабушку Любовью звали. Она эту любовь пронесла через всю жизнь. Сильная была, волевая. От нее и от дедушки в моем характере есть важное качество: не жалеть себя ни при каких обстоятельствах. Этим и спасаюсь. Правда, иногда так хочется (смеется). Но если ты боец, то на слабость не имеешь права. Поэтому я никого по жизни не напрягаю своими переживаниями. К болезням, каким-то неприятным моментам, которые в детстве со мной и со старшим братом случались, мы относились как мелочам. 

Главное, что я унаследовала от своих близких, особенно родителей, это любовь. Верно, когда говорят: счастливы те дети, чьи родители любят друг друга. Это про моих маму и папу, Евдокию и Аркадия. Поэтому мне так легко петь о любви.

По маминой линии бабушка Анна и ее сестра Мария были рукодельницы, все в их роду вышивали и ткали. Мама Ирины Евдокия потом занималась декоративно-прикладным искусством, вела это направление в могилевском училище культуры. Поэтому и Ирину эта тема приводит в трепет. Она обожает наши национальные узоры, рушники, скатерти. Когда видит, говорит, эту красоту, то просто млеет. Ирине еще важно, каким будет узор на ее костюме, как он будет играть, соответствуя песенному образу.

— А от папы что унаследовали?

— Папа — историк. Его зовут Аркадий. По жизни руководил школой, училищем культуры, сфера его интересов — преподавательская деятельность, идеология. С детских лет всем этим я была напитана. Политические новости и все, что творится в мире, в семье обсуждалось и обсуждается. Я, как и папа, не безразлична к тому, что происходит сегодня в Беларуси. Мне близка идеология мирного курса моей страны, мирные инициативы, внимание к старикам и детям. Ведь по отношению к ним можно судить об уровне развитости общества. Кроме того, я глубоко убеждена: государство — это мы. Поэтому считаю, что человек не должен перекладывать ответственность за себя на государство, а думать, чем он может быть полезен для своей страны.

— Как часто вам приходится делать «генеральную уборку» своего внутреннего мира? Насколько близко вам рассуждение известного литературного героя, Маленького принца Антуана де Сент-Экзюпери о том, что нужно, проснувшись, каждый день убирать и чистить свою планету, выпалывать на ней ростки баобабов, чтобы они, вырастая, не разорвали своими корнями планету на части?

— Понимаю, что речь здесь о главном — о нашем внутреннем мире. Как там дела? Много ли в нем негатива, дурных мыслей? Как их выпалывать? Вот поэтому я себя и стараюсь накачивать позитивной информацией: обращаюсь к хорошим фильмам, классической литературе, музыке, гуляю по лесу, общаюсь с собакой. Она — милейшее существо. От одного ее вида начинаешь улыбаться. Еще очень важно, чтобы тебя окружали добрые, позитивные люди.

Ирина Дорофеева не манерна и не пафосна в жизни, любит тишину и уединение, так и отдыхает. Чувствительна, эмоциональна... Говорит: если тебе хочется петь, значит, ты здоров, а когда не хочется — ты очень болен...

Что касается жизни общественной, то участвует во всех возможных благотворительных акциях. И не потому, что так положено по статусу заслуженной артистки, а от души. Часто ее можно увидеть в жюри разных конкурсов. 

Ирина понимает, что в песенной карьере, когда идешь к мечте, не может быть все осуществимо по принципу «здесь и сейчас». Поэтому умеет терпеливо ждать этого момента и быть к нему готовой. Как говорит, и морально, и физически, и творчески. Она не выпускает из виду намеченное, так как интуитивно предвидит, на каком этапе, что и как с ней будет происходить. А если позволяют обстоятельства, будет добиваться, чтобы то, что ей нужно, приблизилось.

В планах у нее — сольный концерт, приуроченный к 30-летию творческой деятельности, мечтает провести его на «Славянском базаре». Оттуда начинались ее шаги на эстраду в 1993-м. А в 1999 году заняла там на конкурсе первое место, что было большой честью и для Ирины, и для страны. Программа юбилейного шоу готовится, идет работа над репертуаром.

Важно, признается, чтобы звезды в июле 2023-го сошлись, чтобы в программу «Славянского базара» ее сольный концерт вписался. Об этом мечтает, и все делает для того, чтобы превзойти самое себя. «А кто же, если не я!», — говорит так лихо, с детской незамутненной верой в успех. Если ты, признается, «заточен» на успех, по-другому быть не может. К тому же, выбрав с юных лет для себя роль локомотива, всех подталкивает к движению и других за собой тянет. Всегда поет с радостью о том, что нравится, и любит все, что делает. Ее подход к жизни и творчеству: хочу, люблю, могу! Потому и в лексиконе звезды белорусской эстрады слово «нет» отсутствует: ведь профессионал умеет все.

О чем Ирина Дорофеева еще мечтает? О мире. Песню о нем из репертуара Софии Ротару она спела своим «альтовым голосом» в шестилетнем возрасте, стоя на тумбочке. Да так, что соседи подумали: Ротару в Могилев приехала. Ту самую популярную песню — про аиста на крыше и мир на земле. Вот и сейчас она готовит песню о мире Анны Благовой и Анны Селук «Мой берег». Ирина мне напела несколько строк: «Мой берег, мой дом — здесь родное все//Здесь каждый простит и поймет// Из дальних полетов своих птенцов// Лишь Родина искренне ждет...»

В этот момент я почувствовала: эту Родину, нашу Беларусь, Ирина Дорофеева любит безмерно.

Ирина Дорофеева не единожды участвовала в международных конкурсах и фестивалях, успешно представляя белорусскую музыкальную культуру, чем показала: белорусская музыка занимает достойное место в европейской музыкальной культуре.

В 1998 — 1999 годах стала лауреатом пяти музыкальных конкурсов — «Золотой шлягер-98», «Вильнюс-99», «Discovery-99» в Болгарии, «Витебск-99» на фестивале «Славянский базар в Витебске», «Украинской эстрадной песни имени Владимира Ивасюка» в Киеве. В 2008-м Ирина — обладательница Гран-При на Первом фестивале Российской песни в Зеленой Гуре (Польша). По ее выступлениям за пределами страны иностранная публика знакомилась с песенным наследием и традициями Беларуси. Неоднократно представляла Беларусь в Венесуэле, Азербайджане, Армении, Украине, России, Молдове, Сербии, Латвии, Литве и в других странах.

Валентина ЖДАНОВИЧ

Выбар рэдакцыі

Палітыка

Другі дзень УНС: усе падрабязнасці тут

Другі дзень УНС: усе падрабязнасці тут

У парадку дня — зацвярджэнне Канцэпцыі нацбяспекі і Ваеннай дактрыны.

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.

Моладзь

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Фіналістка праекта «Акадэмія талентаў» на АНТ — пра творчасць і жыццё.

Грамадства

Курс маладога байца для дэпутата

Курс маладога байца для дэпутата

Аляксандр Курэц – самы малады народны выбраннік у сваім сельсавеце і адзіны дэпутат сярод сваіх калег па службе.