Вы тут

Нина Давыденко: Достичь можно почти всего, если поставить цель


85-летняя народная артистка Беларуси, знаменитая балерина Нина Давыденко до сих пор работает и каждое утро встает в половине шестого...

Балет вошел в жизнь нашей героини в далеком 1943 году. Представьте себе: прошли тяжелейший 41-й и голодный 42-й годы, 10-летняя Нина с мамой только-только вернулась в Москву после эвакуации в Заволжье. В стране вовсю бушует война, продолжается блокада Ленинграда... А мама берет Нину за руку и ведет в хореографическое училище при Большом театре оперы и балета. И посреди ужасного военного хаоса маленькая девочка начинает учиться танцевать...


Она на тот момент никакого представления не имела о балете, никогда его не видела. И этот довольно случайный выбор ее матери, непонятно чем продиктованный, но, согласитесь, необъяснимо прекрасный... Что это было? Легкомыслие, неиссякаемое жизнелюбие, неистребимая вера в лучшее, в светлое будущее, несмотря ни на что? Это уже не имеет значения - важно, что ее порыв души в конце концов стал Нининой судьбой.

А в 1952 году, после окончания учебы Нина Давыденко приезжает в Минск (кстати, ее родители из Беларуси и сама она родилась в Витебске, но потом семья переехала в Россию: сначала в Ленинград, потом в Ростов-на-Дону, а в 1939 году в Москву) работать в Государственный академический Большой театр оперы и балета БССР, и с этого времени практически вся ее жизнь будет связана с этим театром. Здесь она танцевала чуть более двух десятилетий, стала ведущей солисткой, станцевала все классические балеты, которые шли в театре, получила звание заслуженной, а потом народной артистки Беларуси. А после ухода со сцены осталась работать здесь же педагогом-репетитором... И до сих пор, в свои 85 лет работает - преподает классический танец в хореографической гимназии-колледже.

Как жить ярко?

...В вестибюле учебного заведения нас с фотокорреспондентом встречает миниатюрная женщина с живым, ясным взглядом, который становится лучистым, когда она улыбается. Время делает отметки на всем живом и никого не обходит своим вниманием, и самые блестящие балерины рано или поздно уходят со сцены, но балетное прошлое ощущается в Нине Степановне до сих пор - в идеально ровной спине и красивой пластике рук и еще в чем-то неуловимом (может, во внутренней собранности?). Мы начинаем разговаривать - о ее жизни и обо всем на свете. Говорим о кафе-мороженых в Москве начала 50-х («Я по 900 граммов мороженого там съедала, когда училась, какое оно тогда было вкусное!» - вспоминает, смеясь, Нина Степановна), об изменении климата и таяние снегов на полюсах, об интернете и телевидении, о науке и об Анастасии Волочковой, даже о самоубийцах и великом чуде жизни... Ну и, разумеется, о балете.

И мне хочется привести сейчас фрагменты разговора со своей знаменитой собеседницей и какие-то моменты, которые я решила обозначить (может, чересчур смело?) как правила, возможно, выводы - как жить плодотворно, долго, ярко - и быть счастливым.

Таким образом...

Найти свое дело

«Достичь можно почти всего, все можно развить, даже если и нет каких-то особых задатков, если природа и недодала чего-то - это я знаю точно. Но надо поставить цель и постоянно работать над ней. Я, например, когда-то поставила перед собой цель стать не просто балериной, а ведущей солисткой, танцевать главные партии - и достигла этого.

...И теперь постоянно говорю своим ученицам, что у них должна быть цель в жизни. Зачем вы пришли в балет? К чему стремитесь? Чего хотите: просто танцевать в кордебалете или чего-то большего?»

«Когда я училась в Москве, много ходила на постановки драматических театров и сейчас прививаю это своим ученикам. Ведь в балете нужно не только танцевать - необходимо быть выразительным, нести образ, быть артистом. Это мастерство нужно впитывать в себя, посещая драматические спектакли. И нужно обязательно ходить в филармонию, чтобы научиться чувствовать все нюансы музыки...»

Балет - это невероятно красиво, но за кулисами есть то, чего не видят зрители - разбитые в кровь ногти на ногах, стертые пальцы, боли в мышцах... Очень быстро изнашиваются суставы, поэтому балерины рано уходят на пенсию. «А еще большие нагрузки - на нервную систему, - добавляет Нина Степановна. - Из-за дикого волнения перед выходом на сцену, полной эмоциональной отдачи во время спектакля... Но из балета еще никто не уходил, никто не бросал его по своей воле. Потому что он затягивает. Несмотря на пот, боль, колоссальные нагрузки... Он дарит какое-то особое внутреннее состояние, это трудно объяснить... Дивные, незабываемые эмоции... А чувство, когда ты после спектакля стоишь на поклоне, несравнимо ни с чем!»

...Наверное, это касается любого любимого дела, если заниматься им с полной самоотдачей: оно многого требует, но при этом дает еще больше.

Быть всегда в форме

Нельзя взять и научиться танцевать раз и навсегда. Необходимо постоянно поддерживать форму и совершенствовать мастерство.

Никакое вдохновение не поможет сделать 32 фуэте, а вот доведенное до автоматизма каждое движение - поможет.

«Если позволишь себе расслабиться, на следующий день танцевать уже намного труднее, ощущения от мышц совсем другие, - говорит Нина Степановна. - Значит - нельзя пропустить ни дня! Догонять потом очень сложно, мышцы быстро «распускаются», их надо ставить на место. Поэтому у многих балерин нет детей. Я сама через три месяца после рождения сына уже танцевала «Спящую красавицу». Мне было тогда 28 лет, я быстро вошла в норму...»

Нине Давыденко было не занимать трудолюбия. На сайте историка и театрального критика Дениса Мартиновича приводится воспоминание известного исследователя балета Юлии Чурко: «Даже самые трудоспособные не могли угнаться за ней (Ниной Давыденко. - Прим. авт.) в том действительно астрономическом количестве повторений каждого па, с помощью которых она добивалась легкости и чистоты их выполнения. Именно она дольше всех оставалась в балетном зале, это она пользовалась любой возможностью, чтобы лишний раз сделать с партнером тяжелую поддержку, выполнить пируэты, пройти вариацию...»

И теперь она работает, хотя и признается: «Очень устаю. Иногда бывает: надоело все, не хочу! Но встаю утром, потому что надо: у меня есть урок, я должна быть в форме. И есть еще что-то... Вот мои девочки делают движение, а я говорю: «лопатку держи! руку потяни!» - и сама в воображении все это делаю, работает что-то такое внутри, не знаю, как это объяснить... Когда готовлю вариации, которые сама когда-то танцевала, вспоминаю нюансы - это все внутри очень сильно проживается, на уровне чувств. И, наверное, помогает. Одна моя подруга, которая тоже когда-то танцевала в балете, все время говорит: «Зачем ты продолжаешь работать? Тебе все равно никто памятник не поставит!» Отвечаю: « Я не из-за памятника прихожу на работу. Просто я в движении, я нужна, у меня есть общение с людьми, я чувствую почти те же волнение и чувства, как когда-то... И я так люблю эти моменты, когда играет концертмейстер! Подчиняюсь мелодии, оказываюсь во власти музыки... Я уверена: лучше быть тонкокожим человеком и ярко, остро чувствовать красоту искусства и жизни...»

Научиться наслаждаться работой

«Наша профессия тяжелая, в нее очень трудно войти и оставаться. Со стороны можно подумать: и зачем люди в нее идут, зачем им это надо? Но для некоторых в этом и заключается смысл. Быть в расслабленности - разве это полноценная жизнь? Вот когда ты работаешь над собой, преодолеваешь себя, тогда в момент, когда можешь отдохнуть, ты по-настоящему, в полную силу ощущаешь это наслаждение от расслабленности, а постоянно жить так - это не то, и удовольствие от этого тоже не то...»

Занятия в хореографической гимназии-колледже начинаются в 8.30. Нина Степановна поднимается в половине шестого. «Чтобы успеть привести себя в порядок», - объясняет.

Уже много лет каждый день сразу после пробуждения она выполняет целый комплекс, разработанный самостоятельно, состоящий из самомассажа, точечного массажа, физических упражнений и растяжки. Какие-то советы взяла из книг, что-то услышала в передачах, посвященных здоровью, по телевизору. «Нужно привести себя в тонус, заставить мышцы поработать. Вот эта мышца (показывает на бедро сзади) - это фактически наша второе сердце, ее обязательно нужно разрабатывать. На ней, между прочим, и весь балет выстроен... Я прорабатываю и каждый пальчик на ногах. А сплю, между прочим, всю жизнь голышом, никаких ночных рубашек! Это я взяла от йогов. Потом, когда встаю и надеваю халат, обязательно открываю дверь на балкон и дышу по Порфирию Иванову: «ем воздух» - и так 20 раз.

...Кормлю кошек и иду в душ. В ванной комнате стоит литровая бутылка со специальным раствором (на литр воды две столовые ложки соли и столовая ложка уксуса). После душа обливаю себя им, беру жесткую щетку и натираю все тело так, чтобы горело. И никогда не вытираюсь! Все это дает бодрость. Я лет 50 уже так делаю. И болею простудой очень редко, в том числе благодаря этому, я думаю».

Завтрак у Нины Степановны миниатюрный. «Обычно это кофе со сливками, вареное яйцо и кусочка три белого хлеба, - говорит она. - В последнее время покупаю не белый хлеб, а французский, он сейчас продается в нашей булочной у дома - там нет сахара. Позволяю себе немного масла. На следующий день мой завтрак может состоять только из чашечки кофе и нескольких ломтиков сыра - и все. Никаких каш я не ем и никогда не ела. Иногда делаю сама творожок... В целом, стараюсь есть меньше мясного и сладкого, хотя очень люблю пирожные. Но я не фанатка в этих вопросах, иногда по воскресеньям позволяю себе пирожное...»

«Все ем без хлеба, раньше вообще не могла позволить себе ничего мучного. Если танцевала, вечером, естественно, ничего не ела, и после спектакля тоже. Некоторые балерины ужинали после спектакля, а мне только очень хотелось пить. Все было подчинено балету...»

«Принимать любой возраст с благодарностью»

Артисты балета рано уходят на пенсию - в 39 лет, через 20 лет работы на сцене. Многие переживают это очень болезненно... «Я пошла совершенно спокойно, потому что подготовила себя к этому, заранее себя настраивала, что надо уйти вовремя, - вспоминает Нина Степановна. - Но осталась работать в театре репетитором: готовила артистов для сцены. Потом 10 лет преподавала танец оперным певцам в консерватории, потому что они тоже должны обладать красивой пластикой. Я живу на улице Чичерина, рядом с оперным театром. Когда иду на метро, ​​иногда встречаю своих бывших учеников. Все они уже получили звания...»

«Сейчас у меня выпускной класс в хореографической гимназии-колледже. Готовимся к концерту, который покажем перед японцами. У нас учатся не только белорусы, но и девочки из России - Калининграда, Москвы, Петербурга, а также Украины, Японии... Японки, когда приезжают, сразу же начинают учить русский язык и за пару лет хорошо им овладевают, поэтому никаких языковых трудностей нет. К тому же преподавание хореографии происходит наполовину на французском языке, потому что все названия движений - на французском.

...Сейчас девочки более свободны и раскрепощены. Мы когда-то по струнке перед педагогами ходили... И были более сконцентрированы на своей профессии, а у современных детей много соблазнов - интернет, мобильные телефоны... И еще я сейчас нередко наблюдаю у них завышенную самооценку. Они попали сюда и думают, что уже балерины, но одно дело поступить... Чтобы стать балериной, нужно очень много работать...»

***

И это, пожалуй, главные слова, которым подчиняется наша героиня всю свою долгую, трудную, но такую насыщенную и красивую жизнь. А без работы не было бы ни этой красоты, ни здоровья, ни, может, и долголетия...

Светлана Бусько

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Маладая зеляніна — галоўны памочнік пры вясновым авітамінозе

Маладая зеляніна — галоўны памочнік пры вясновым авітамінозе

Колькі ж каштуе гэты важны кампанент здаровага рацыёну зараз?