Вы тут

Какие преимущества имеет электронный нотариат?


Насколько белорусы готовы к тому, чтобы сделать доступными больше сведений о себе, которые пока являются нотариальной тайной, и как при этом защитить персональные данные? Как вообще функционируют электронные и бумажные документы? Над этими и другими вопросами размышляли нотариусы и депутаты на выездном заседании, где на примере опыта работы нотариальной конторы Жодино рассмотрели, как проходит информатизация нотариата и действуют электронные нотариальные удостоверения.


Информатизация коммуникации людей и государства

С 1 января 2017-го в нотариальных конторах и бюро создана единая электронная система учета нотариальных действий и открытых наследственных дел. Она является частью единой информационной системы (ЕИС) и постоянно дополняется. Например, внесены сведения обо всех заверенных с 1 января 2014 года доверенностях, наследственных делах, открытых с 2009-го, завещаниях, утвержденных с 2010-го, и брачных договорах, заключенных с 1999-го.

В конце прошлого года в Палату представителей Национального собрания поступил законопроект, положения которого направлены на совершенствование процесса информатизации. В нем предлагается определить формы взаимодействия ЕИС нотариата с государственными информационными системами, а также определить способы доступа субъектов информационных отношений (за исключением нотариусов) к информации, содержащейся в ЕИС. Документ получил ряд замечаний и направлен на доработку.

— Для дальнейшего развития информатизации нотариальных бюро и контор необходимо внедрение современных форм организации деятельности нотариусов и создание равных возможностей получения качественных услуг нотариуса независимо от места жительства человека. При этом нельзя забывать о его правах, чтобы не сделать данные, которые сегодня являются тайной, общедоступными. Такие «людские тайны» (адвокатская и нотариальная) должны быть защищены, несмотря на продвижение современных технологий, — заметила Наталья Гуйвик, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по законодательству, подчеркивая важность темы, которая обсуждалась.

Целью информатизации нотариусы видят развитие эффективной и прозрачной системы государственного управления через внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы деятельности. А также обеспечение удобства коммуникации между гражданами, бизнесом и государством путем перевода этих отношений в электронную форму и формирование единого информационного пространства для оказания электронных услуг, отметила Наталья Борисенко, председатель Белорусского нотариальной палаты (БНП):

— Единый электронный реестр учета нотариальных действий и наследственных дел, который уже работает, не даст тех возможностей, что откроет комплексная электронная система нотариата. Поскольку все сведения о нотариальных действиях и открытых наследственных делах вносятся в ЕИС нотариата и переходят в сферу электронной коммуникации, его скорость и объемы возрастают. Тем самым увеличивается необходимость в защите прав граждан. И мы бы хотели, чтобы нотариат стал гарантом обеспечения защиты этих прав и разработчикам современных публичных сервисов и нотариальных услуг.

«Наследство без границ»

Через электронные публичные сервисы можно, например, проверить факт отмены доверенности или узнать, куда обращаться по определенному наследственному делу.

— Теперь наследственные дела оформляются в пределах одного округа, где может быть много нотариусов. Чтобы помочь наследникам понять, в какую контору и к какому специалисту обратиться, на сайте БНП на соответствующем листе об открытых наследственных делах нужно ввести имя завещателя. Если дело существует, откроется информация по нему: кем заведено, с кем связаться, — заметила председатель БНП. — Иногда случалось, хотя и редко, что после одного умершего заводились два наследственных дела. Электронная система позволяет исключить такое подвоение. В будущем мы хотели бы организовать работу по принципу «наследство без границ». Наследники смогут обратиться к нотариусу независимо от того, где жил завещатель. Такой опыт уже есть в Гродно и Бресте.

— Мы хотим вывести из понятия «нотариальной тайны» больше сведений, чтобы заинтересованные проверяли доверенность на ее подлинность. Это позволит гарантировать гражданам чистоту сделки на основании этого документа, однако не даст увидеть его содержание, — поделилась мыслями Наталья Борисенко. — Такой пример существует в России, где госорганы через отсканированное изображение могут проверить даже содержательную часть доверенности. Мы готовы реализовать это и у нас, и не надо бояться, что информация выйдет за пределы нотариальной тайны.

А вот готово ли наше общество выставлять в общий доступ то, что сегодня считается тайной? Жанна Захарова, начальник управления нотариата и загсов Министерства юстиции Беларуси, назвала инициативу нотариальной палаты хорошей и правильной:

— У нас есть много предложений от банков по поводу доступа к содержанию доверенности. Много случаев существования подложных доверенностей, так как уровень подделок довольно высок, и доступ к содержанию документа будет хорошим шагом. Однако нужно двигаться осторожно, чтобы выдержать баланс между тем, что мы имеем, и менталитетом белорусов. Чтобы не дать слишком много информации о человеке для общего просмотра всеми гражданами.

Присутствующие согласились, что в компетенции именно депутатов поразмышлять, что еще можно вывести из понятия тайны. Например, подумать, позволить ли видеть, сколько раз человек был в браке или что прописано в его брачном договоре. Такая практика — реестр брачных договоров как общедоступный ресурс — существует в Прибалтике. Местные говорят, что так они защищают интересы кредиторов, так как есть разница между совместно нажитым имуществом и личным.

Пока нотариусы работают и с электронными, и с бумажными документами.

— Мы до сих пор не отошли от бумажных носителей, и неясно, нужно ли это будет делать вообще. Надо еще наладить работу серверов для хранения информации, порядок ее содержания, — поразмышляла Жанна Захарова. — Нотариальная палата совместно с Национальным банком сейчас реализует техническую возможность совершения действия в электронном виде. Как получать такие документы, передавать их дальше. Пока не совсем ясно, насколько совершенная электронная исполнительная надпись будет иметь обращаемую способность в документообороте других органов.

Тем не менее, несмотря на то, что работы у нотариусов стало больше, электронный документооборот облегчил их жизнь, так как внесенные однажды в систему сведения останутся в ней уже навсегда.

Ирина СИДОРОК

Выбар рэдакцыі

Культура

Што паглядзець у брэсцкім музеі выратаваных каштоўнасцяў

Што паглядзець у брэсцкім музеі выратаваных каштоўнасцяў

Брэсцкі музей выратаваных каштоўнасцяў можна назваць мясцовым Луўрам — калі ўвогуле дарэчы параўноўваць адну культуру з іншай.

Калейдаскоп

Вясёлыя гісторыі нашых чытачоў

Вясёлыя гісторыі нашых чытачоў

— Хлопцы, не біце, я — ва-а-аш!..

Грамадства

Як дэпутаты вырашаюць праблемы жыхароў Брэсцкай вобласці

Як дэпутаты вырашаюць праблемы жыхароў Брэсцкай вобласці

У мясцовых Саветах Брэсцкай вобласці ажыццяўляюць дэпутацкую дзейнасць 2962 дэпутаты. 

Грамадства

Чым жыве найлепшая маладая сям'я штурмавой авіяцыйнай базы ў Лідзе

Чым жыве найлепшая маладая сям'я штурмавой авіяцыйнай базы ў Лідзе

Абодва яны спяваюць, пішуць вершы пра сваю сям'ю і іграюць на музычных інструментах.