Вы тут

Экономия или борьба за качество образования?


В успешной социализации учащихся есть обязательные составляющие

Оптимизация школ — процесс, который очень болезненно воспринимается сельскими жителями. Многие считают, что без школы у населенного пункта нет будущего, и молодые семьи здесь не задержатся. И хотя основная волна закрытия малокомплектных школ уже прошла, каждый год сеть учреждений общего среднего образования сокращается еще на несколько десятков. Так, в 2018 году по решению местных органов власти были закрыты 25 и реорганизованы 49 учреждений общего среднего образования. Как правило, общеобразовательные средние школы реорганизуются в базовые, базовые — в начальные, а дошкольные учреждения включаются в педагогический комплекс «детский сад — школа».


На дорогу — не более 30 минут

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

— Каждый учащийся, независимо от того, в какой школе он учится (городской или деревенской, большой или маленькой), имеет право на получение качественного общего среднего образования, — подчеркивает заместитель начальника главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Ирина КАРЖОВА. — Поэтому, когда местные власти принимают решение о нецелесообразности сохранения учреждения образования в конкретном населенном пункте, они должны руководствоваться не только экономическими подсчетами. Процесс реструктуризации всегда требует продуманных и взвешенных решений. Надо внимательно вникать в каждую ситуацию, а не гнаться за мнимой экономией, нужно общаться с населением, объяснять свои действия и убеждать.

В соответствии с приказом министра образования, управления образования облисполкомов и комитет по образованию Мингорисполкома до 1 декабря подают в Министерство образования информацию о школах, которые в следующем учебном году планируется закрыть или реорганизовать. Если проводить работу позже, будет недостаточно времени для решения всех спорных вопросов, проведения разъяснительной работы с родителями. Все же такая важная информация не может озвучиваться в последние дни перед летними каникулами, к тому же и педагоги должны иметь гарантии своего будущего трудоустройства.

— Мы очень ответственно относимся к этой работе и скрупулезно анализируем информацию буквально по каждому учреждению образования, которое местные власти планируют закрыть, — уверяет Ирина Каржова. — Обязательно в справке, что попадает к нам, должны указываться количество учеников на сегодняшний день, демографические перспективы региона (наличие детей дошкольного возраста), как будет организован подвоз учащихся, в какие учреждения образования, будут трудоустроены педагогические и технические работники из школы, которая ликвидируется, была проведена с родителями учеников информационно-разъяснительная работа. Все это мы изучаем и только на основании всестороннего анализа решаем, что делать: или согласовать решение местных органов управления образованием, или дополнительно проработать вопрос по конкретным учреждениям образования.

Например, согласно с санитарными нормами и правилами в случае организации подвоза учащихся в городах и сельских населенных пунктах радиус транспортной доступности учреждений образования не должен по времени превышать 30 минут. А случается, что в информации по запланированному закрытию школ фигурируют совсем другие цифры — 40, 45 и даже 50 минут. Конечно, мы на такое никогда согласие не дадим. Когда-то действовало ограничение в 30 километров. Но и дороги могут быть разные, и детей возят не только по шоссе. И не только на школьных автобусах. Для подвоза используются и маршрутные автобусы (в этом случае расписание их движения согласовывается с расписанием школьных занятий), и пригородные, и местные поезда, и транспорт сельскохозяйственных и других организаций.

Может, где-то уже не требуется сохранение средней и базовой школы, так оставьте там начальную и не возите ребенка за 15-20 километров от дома. А если в деревне есть еще и дошкольники, и мы знаем, что через год-два там будут семь-восемь первоклассников... Родителей тоже можно понять, кому понравится, если малыш будет ежедневно в дороге до одного часа... А для дошкольников вообще лучше всего находиться в учреждении образования по месту проживания. Если нет возможности содержать маленький детский сад и маленькую школу, выход есть — они объединяются в учебно-педагогический комплекс «детский сад — начальная школа» или «детский сад — базовая школа».

Пять учеников в классе — это критично?

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

В текущем учебном году в сельской местности осуществляется подвоз 72,3 тысячи учащихся и для этих целей используются около 1590 школьных автобусов. В соответствии с нашей инструкцией при организации подвоза школьников в автобусе обязательно должен присутствовать педагогический работник, контролирующий, чтобы ребенок сел в транспортное средство, доехал, перешел дорогу под присмотром взрослого и зашел в школу. В обязательном порядке остановки общественного транспорта, где учеников собирает школьный автобус, должны быть оборудованы, чтобы дети могли укрыться от снега, солнца и дождя. С 1 января педагогическим работникам устанавливаются надбавки, учитывающие отраслевые особенности педагогической деятельности. В перечень видов работ, за выполнение которых руководителем учреждения образования могут устанавливаться надбавки, вошло и сопровождение учащихся при организации их подвоза в учреждения образования: за эту работу размер надбавки может достигать 150% от тарифной ставки первого разряда.

В Министерстве образования констатируют, что в последние годы много школ было закрыто в Витебской области, потому что там много хуторских поселений и, соответственно, небольших школ...

«А какое учреждение образования можно считать малокомплектным? Что понимать под малой наполняемостью класса? И сколько вообще учеников должно быть в 10 и 11 классах, чтобы старшую ступень школы можно было сохранить?» — поинтересовались мы у заместителя начальника главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования.

— В нашем законодательстве нет четкого определения, что такое малокомплектные школы, — объясняет Ирина Каржова. — К тому же количество учащихся — не единственный фактор, который становится причиной закрытия учреждения образования. Если, например, школа находится в аварийном состоянии да еще и в приспособленном здании, то просчитывается, что более экономически целесообразно — отремонтировать его или организовать подвоз в ближайшую школу. Достаточно ли у отдела образования транспорта или нужно будет дополнительно закупать школьные автобусы, которые также нужно содержать и уплачивать зарплату водителям? Есть школы, где отсутствует спортивный зал или он совмещен с актовым. Где нет условий для организации полноценного питания учащихся. Конкретных цифровых критериев, с каким количеством учащихся школа может быть закрыта, нет.

Все решается в каждом конкретном случае. Но если в десятом классе насчитывается менее пяти учеников, то, скорее всего, сохранять старшую ступень не будут. Причем сделано это будет не в целях экономии, а для обеспечения качественных условий для получения образования. В общем, если на местах проводится информационно-разъяснительная работа с родителями, их внимание необходимо сосредотачивать не на том, насколько дороже государству обходится содержание учащегося в небольшой сельской школе, а на качестве образовательного процесса. Можно ли его обеспечить? Именно это обстоятельство для нас главное.

Надо понимать, что результативность обучения зависит от многих факторов: и от профессионального уровня педагогов (а в малокомплектных школах нередко один учитель вынужден преподавать сразу несколько дисциплин), и от материально-технической базы (наличия соответствующего учебного оборудования, возможности использовать информационно-коммуникационные ресурсы и так далее), и от среды.

В последние годы в рамках государственной программы «Образование и молодежная политика» осуществляется централизованная поставка учебного оборудования для кабинетов физики, химии и биологии. Также школы оснащаются мультимедийными досками. Давайте будем честными, насколько целесообразно поставлять современное недешевое оборудование в малокомплектную школу, расположенную в населенном пункте, у которого нет перспектив? Не стоит забывать и о важности социализации, создания в классе конкурентной среды, о мотивированности на учебу и успех самих детей.

Справка

В 2018/2019 учебном году общее количество школьников впервые за последние десять лет превысило миллион человек. В учреждениях общего среднего образования обучаются 1 миллион 10 тысяч 400 учащихся (на 15,9 тысячи больше, чем в предыдущем году), в том числе 110 тысяч первоклассников. Всего в стране действуют 3038 учреждений общего среднего образования, в том числе три новых школы, открытие которых состоялось накануне 1 сентября: в Минске (на 1020 мест), деревне Лесковка Минского района (на 720 мест) и в Бобруйске (также на 1020 мест) .

Нужно уметь общаться со сверстниками. Наличие детского коллектива, общественной организации, участие в общественной жизни школы — все это обязательные составляющие успешной социализации учащихся. Все школьники имеют право учиться в хорошо оборудованных кабинетах, приобретать навыки работы в команде — в парах или группах, заниматься в спортивном зале, а не в приспособленном под уроки физической культуры помещении и так далее. Поэтому, когда мы закрываем малокомплектные школы, делается это с учетом интересов детей.

Когда родители спасли школу...

Ирина Каржова констатирует, что практически каждый год в Министерство образования обращаются родители учеников школ, которые местные власти планируют реорганизовать или закрыть. И это лакмусовая бумажка некачественно проведенной на местах разъяснительной работы. Волнуются и педагоги, неуверенные в том, что с 1 сентября они не останутся без работы. Хотя при ликвидации учреждения образования в обязательном порядке должен соблюдаться пункт, в котором прописывается обязанность отдела образования решить вопрос с трудоустройством кадров.

Компетентно

Игорь Карпенко, министр образования Республики Беларусь:

«Обращаю внимание руководителей управлений образования облисполкомов и комитета по образованию Мингорисполкома на необходимость не только представлять в министерство планы по оптимизации сети учреждений образования, но и придерживаться их — подчеркнул министр на итоговой коллегии Министерства образования. — Такие решения должны приниматься обоснованно, с учетом перспектив развития региона. При этом нужно заранее решить все вопросы с подвозом учащихся к месту учебы и обратно, на 100 процентов организовать их безопасность».

Случается, что благодаря активности родителей школу все-таки удается сохранить или отложить решение с ее закрытием, пока не будут решены принципиальные вопросы, например с тем же подвозом школьников. Буквально в январе в Министерство образования поступил сигнал из Круглянского района, где местные органы власти рассматривают возможность закрытия УПК «Шепелевичский детский сад — средняя школа». Там есть вопросы и с подвозом учащихся, и с трудоустройством кадров. А просто ли в сельской местности найти себе работу? Пока Министерство образования не согласовало решение о его закрытии.

— Еще раз подчеркиваю, что все решения о закрытии и реорганизации школ должны приниматься исключительно по согласованию с Министерством образования. Оптимизация сети учебных заведений находится на самом высоком контроле в правительстве. И на первом месте должна быть вовсе не экономия, а качество образования, создание соответствующих условий для его получения, — обращает внимание Ирина Каржова. — И действовать нужно исключительно в интересах учеников. Все продумать, взвесить и объяснить. А у родителей не должно остаться впечатления, что на их детях решили сэкономить...

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».