Вы тут

От чего защищает сретенская свеча?


Вопрос из Могилева от нашей читательницы Марии Васильевны: «15 февраля  — праздник Сретение. Бабушка учила обязательно в этот день пойти в храм и приобрести свечу, которую она называла «сретение». Откуда пошла эта традиция?»


Давайте разбираться. Сретенская свеча соединила в себе символику двух историко-культурных традиций. Свет обрядовой свечи очищал перед человеком путь, нейтрализоввал препятствия, была той путеводной звездой, что указывало не только тропы-дорожки сегодняшнего дня, но и на всем жизненном пути.

Обычно сретенские свечки люди готовили заранее. Те, кто держал пчел, выплавляли самые большие свечи, у кого их не было — покупали желтый воск в магазине или у знакомых пчеловодов. Белорусский этнограф Н. Я. Никифоровский отмечал, что сретенские свечи были «такого размера, который позволял бы спрятать ее на груди под верхней одеждой или в рукаве и таким образом скрыть от чужих присутствие свечи». Он же отмечал, что типичные размеры были следующие: длина должна быть примерно десять вершков (44 см), а толщина — три четверти вершка (около 3,5 см). Такие размеры были обусловлены практикой хозяйственной деятельности и тем количеством обрядовых ситуаций, в которых сретенская свеча выступала ключевым атрибутом: свечу вкладывали в руки тяжело больному человеку; Свечой благословляли сына-жениха и дочь-невесту; Ее зажигали во время рождения ребенка и др. Сегодня разве только пчеловоды способны сделать настоящую сретенскую свечку. Чаще всего свечи покупают в храмах.

С момента освящения в храме или проведения соответствующего ритуала дома тот или иной праздничный атрибут превращался в сакральную вещь. К числу сакральных атрибутов относилась и сретенская свеча. В течение года ее хранили в красном углу за иконами или в сундуке, держали подальше от чужих глаз, чтобы никто не знал, где она спрятана, и даже не догадывался, что она есть в доме.

Старые люди советовали: «Сретенская свеча не подлежит заимствованиям, как и огонь, даже в близкие дома родственников, родным лицам, находящимся в другой семье».

После возвращения из храма в доме проходил обязательный обряд огненного крещения. Сначала крестообразно легонько обжигали волосы хозяину, потом жене, дальше всем остальным членам семьи по возрасту, по очереди. После «огненного освящения» домочадцев отец обходил все углы дома, хозяйственные постройки, за исключением бани. Знаком «выжигания» оставались черные кресты на балках или дверях. В некоторых регионах выполняли следующее ритуальное действие: в сарай несли сретенскую свечу и разламывали-разрезали ее на столько частей, сколько животных там было. Считалось, что такое действие надежно охраняет домашний скот от сглаза.

Традиция запрещала в этот день отправляться в дальнюю дорогу. Напрашивается прямая аналогия с Рождеством, когда в первый вечер желательно было всем сидеть за семейным столом. Через короткий промежуток времени начнется Великий пост, поэтому считалось обязательным семь раз поесть в этот день.

В день Сретения в храмах освящают не только свечи, но и воду. По степени значимости сретенская вода считалась на одном уровне с той, которую брали на Крещение.

Однако наиболее сильным оберегом сретенскую свечу считали во время летней грозы. То, что родилось от небесного огня, то, что освящено церковным обрядом, становилось своеобразным гарантом предосторожности. Сретенскую свечу ставили на подоконник при приближении грозы, зажигали ее. Считалось, что она отведет от дома небесный огонь.

Оксана КОТОВИЧ, Янка КРУК

Присылайте свои вопросы о корнях и приспособленности к современной жизни календарных и семейно-бытовых народных традиций и обрядов на почтовый или электронный адрес редакции с пометкой «о родстве».

Выбар рэдакцыі

Калейдаскоп

Вясёлыя гісторыі чытачоў

Вясёлыя гісторыі чытачоў

Піць — хваробу лячыць...

Эканоміка

Ці паўплываюць буйныя спартыўныя спаборніцтвы на кошт арэнды жылля ў Мінску

Ці паўплываюць буйныя спартыўныя спаборніцтвы на кошт арэнды жылля ў Мінску

Рынак нерухомасці заўсёды нестабільны перад значнымі мерапрыемствамі, якія прыцягваюць турыстаў.

Спорт

Якаў Зянько: На лёдзе даю  волю эмоцыям

Якаў Зянько: На лёдзе даю волю эмоцыям

Ён — адзін з нямногіх прадстаўнікоў беларускага фігурнага катання на міжнароднай арэне.