Вы тут

Иван Каризна: Мне хотелось быть самостоятельной творческой личностью


Внук знаменитого поэта и сын известного композитора живет в Париже, дает концерты по всему миру и лучшей публикой считает белорусскую, потому что она – родная.

В Беларуси имя виолончелиста Ивана КАРИЗНЫ стало известно в 2010 году, когда он, выпускник Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки, студент парижской консерватории, стал финалистом классического «Евровидения». Иван был первым белорусским музыкантом, котрый отправился на этот конкурс. Через год на престижнейшем конкурсе имени Чайковского в Москве 19-летний музыкант стал  лауреатом. На конкурсе имени Королевы Елизаветы в Брюсселе, Иван не только был удостоен звания лауреата, но и получил Приз зрительских симпатий. Теперь он выступает в лучших концертных залах мира, при этом совершенно лишен пафоса и «звездности».


– В Минске вы не выступали полтора года, что за это время интересного произошло в вашей творческой и личной жизни?

– Началась активная творческая деятельность, ведь я закончил обучение и теперь больше времени для того, чтобы играть концерты по всему миру.  В январе в дуэте с великим скрипачем Гидоном Кремером и его прекрасным оркестром «Kremerata Baltica», играл цикл концертов которые состоялись на родине маэстро – в Латвии, а также в Литве, Германии, Швейцарии. Творческая жизнь очень насыщенная, что меня радует. В личной жизни без перемен: не женился – я еще очень молодой, мне 27 лет.

– Была ли возможность за этот период просто приехать в Минск к своим родным?

– Конечно, здесь же моя семья. Приезжаю минимум два раза в год: зимой на недельку, а летом и на полмесяца. Чаще получается, когда есть выступления. Вот сейчас повезло: концерт 5 марта, а затем в апреле я прилечу на два дня, чтобы выступить на юбилейном вечере нашего лицейского оркестра.

– Так или иначе в Минске вы наездами. Какие впечатления о городе?

– У меня очень хорошие впечатления. По-моему, Минск хорошо развивается, это уже серьезный европейский город. Конечно, везде есть свои плюсы и минусы. Парижане или берлинцы тоже чем-то недовольны. Это нормально, это — жизнь. Важно, на чем ты концентрируешься: на том, что образовалась какая-то проблема или на том, что ее нужно решить. В Минске вижу активность и в сфере культуры: проводятся интересные выставки, музыкальные мероприятия – не самые масштабнее, но зато интересные.

На мой взгляд, Минску не хватает большого зала с хорошей акустикой. Филармония — это хорошо, но для мегаполиса мало. В Беларуси огромный человеческий потенциал: в нашем лицее, в академии музыки и музыкальном колледже учатся способные, даже талантливые люди. Но если им не будет где выступать на родине, они тоже уедут. Я ведь уехал не потому, что меня не устраивало жить в Беларуси, я понимал, что перспектив у меня как у виолончелиста дома практически нет. А я всегда мечтал о сольной карьере.

– С одной стороны, быть внуком знаменитого поэта и сыном известного композитора для молодого музыканта – благо, родные всегда помогут. С другой – у нас к творческим династиям далеко не всегда такое же восторженное отношение как к династиям в других сферах деятельности. Это как-то повлияло на ваше решение учиться в парижской консерватории?

– Да, помню, был период, когда меня называли исключительно «внуком автора белорусского гимна». Очень люблю своего деда и всех родных, но мне хотелось все-таки быть самостоятельной творческой личностью. А если под «всегда помогут» вы замаскировали мысль «протолкнут», то ошибаетесь. Мои дед и папа не вхожи в высокие кабинеты, поэтому как-то повлиять на карьеру через знакомства не могут.  Признаюсь, я этому даже рад, потому что мне всегда было куда и к чему стремится.

В парижскую консерваторию я уехал потому, что мне больше импонирует западная модель обучения. Там студент практически сам формирует программу обучения. В академии музыки много общеобразовательных предметов. И нужно тратить время на их изучение, сдачу зачетов, получение оценки. Но в консерватории я хотел бы получить профессию, а для развития кругозора существует самообразование. Также я понимал, что в Париже услышу больше концертов, смогу получить мастер-классы у выдающихся музыкантов. 

– Вы уже обосновались в Париже или вся жизнь на чемоданах?

– Пока, скорее, жизнь на чемоданах. И в раздумьях: какой город сделать «якорным».

– В одном из интервью четыре года назад вы говорили, что в Беларуси музыканту трудно добиться чего-то в профессии в том числе по причине отсутствия у нас института импресарио. На мой взгляд, с этой ролью справляется Музыкальный дом «Классика».  Правда, дом один, а музыкантов много…

– Импресарио – это вершина айсберга. Прежде всего, нет инфраструктуры. Это не только концертный зал, возможность приглашать звезд первой величины, но и системная работа, направленная на воспитаете у публики потребности слушать классическую музыку.

– К сожалению, мы иногда страдаем от какого-то местечкового мышления, полагая, что заслуживаем немного… И вот Иван Каризна, который выступал на одной сцене с Валерием Гергиевым, Владимиром Спиваковым без проблем концертирует в малых городах Беларуси. В 2015 году вместе с белорусским пианистом, также более известным в Европе, Кириллом Кедуком, вы выступили в 27 городах нашей страны. Какую цель ставили перед собой, соглашаясь на концерты на небольших сценах? 

– Знаете, я выступал бы даже на городской площади с целью популяризации классической музыки. Тогда мы дали 20 концертов в музыкальных школах. Это был и своего рода мастер-класс для ребят. Все это было непросто устроить, ведь нужен был хотя бы минимально приспособленный зал, для Кирилла – подходящий рояль. В обычных районных клубах уж не знаю, как организаторы завлекли публику, но залы были полные и очень теплый прием. Принято думать, что классику понимают только очень образованные люди. Нельзя обвинять человека из глубинки, мол, он не знает, не поймет. Он не виноват, что не знает. Откуда знать, если там нет таких концертов? Очень важно, чтобы первое знакомство состоялось при посредничестве хороших музыкантов, чтобы люди не разочаровались. 

– Через год ваш дуэт усилился скрипачом-виртуозом Артемом Шишковым, и вы также дали небольшую серию концертов не только на столичной сцене. Скажите, есть планы совместных выступлений с этими или другими белорусскими музыкантами, не обязательно ставшими известными в Европе?

– Есть планы, о которых пока рано рассказывать, в том числе и с белорусскими музыкантами. Имея друзей и коллег по всему миру, мне хотелось бы со временем  проводить в Минске международный музыкальный фестиваль. Вы скажете, что есть фестиваль Башмета. Отлично! В нем участвуют состоявшиеся звезды. Мне кажется, Минск было бы здорово сделать столицей международного фестиваля молодых музыкантов экстра-класса. Поверьте, белорусы бы на нем блистали. Очень надеюсь, что со временем найду людей, способных поддержать такой проект финансово.

– Котируется ли в Европе музыкальное образование, полученное в Беларуси? Вам легко было учиться в парижской консерватории после лицея при Академии музыки?

– Мой уровень подготовки позволял чувствовать себя уверенно. А русская и белорусская музыкальные школы котируются очень высоко, особенно теоритическая подготовка. Знаете, по сольфеджио даже парижской консерватории немножко далеко до нашего лицея.

– В чем отличие западной и белорусской публики, посещающей концерты классической музыки?

– У западной публики больше выбор площадок, концертов, она такая искушенная. В Беларусь если приезжает известный музыкант – всегда аншлаг, даже ажиотаж, в общем, публика образованная. И еще, конечно, самая добрая. В этом смысле наша публика похожа на московскую и петербургскую, но для меня, конечно, самая лучшая – белорусская, потому что родная.

– Для вас важно, чтобы европейская публика знала, что вы – белорусский музыкант или теперь все эти границы стираются? 

–Перед концертом никто паспорт не проверяет. А вот потом – спрашивают, откуда вы. Знаете, к сожалению, до сих пор иногда сталкиваться с тем, что для иностранцев любое славянское имя – это бывший СССР, синоним которого Россия. Это принципиально: я не хочу, чтобы меня считали русским. Поэтому устраиваю небольшую лекцию, рассказываю о Беларуси – что это современная суверенная страна с интересной историей, богатой культурой, невероятно красивой природой. Поэтому  абсолютно добровольно рекламирую «безвиз»!

Оксана ЯНОВСКАЯ

Фото предоставлено музыкальным домом «Классика»

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Маладая зеляніна — галоўны памочнік пры вясновым авітамінозе

Маладая зеляніна — галоўны памочнік пры вясновым авітамінозе

Колькі ж каштуе гэты важны кампанент здаровага рацыёну зараз?

Грамадства

Адкрылася турыстычная выстава-кірмаш «Адпачынак-2024»

Адкрылася турыстычная выстава-кірмаш «Адпачынак-2024»

«Мы зацікаўлены, каб да нас прыязджалі».