Вы тут

Что символизирует блин?


«Неоднократно слышала от старых людей выражение «Первый блин комом», но так и не знаю, какой точно смысл заключен в этом изречении», — спрашивает наша читательница Марина из Гомеля.


Среди белорусов и сегодня широко бытует эта пословица, смысл которой во второй половине ХХ века начали объяснять следующим образом: отсутствие опыта приводит к тому, что задуманное не удается полностью осуществить. Допускается и собственно натуралистическое объяснение: наша поспешность в употреблении блюд приводит к тому, что горячий блин «переседает».

Однако многие обрядовые контексты позволяют дать совершенно другую интерпретацию содержания пословицы. В среде белорусов существовал обычай: на каждый большой праздник в семье обязательно пекли блины (ячменные, пшеничные, картофельные, ржаные, гречневый), но первый испеченный блин (в соответствии с требованием этикетно-нормативного предписания) клали на блюдце и ставили на угол под иконы или на подоконник, потому что он предназначался душам усопших предков.

С легкой руки некоторых этнографов ХХ века в научных работах распространилась мысль о том, что главное блюдо Масленицы — блины — символизировало собой пробуждение солнца. Это мнение правильное, но неполное. Часто в фольклорных произведениях блины ассоциируются со смертью: «Там бліны пякуць, там табе дадуць» (сравните русское: «Идет Смерть по улице, несет блин на блюдце»).

Давайте вспомним параллель между началом первой рождественской кутьи и поминальной субботой перед Масленкой. Первую ложку кутьи кладут на порог или на подоконник — делился-задабривал главную природную стихию зимнего времени — Мороза. Тот самый алгоритм сакрально-обрядовых действий выдерживался и во время масленичных Дедов. Еще утром, когда хозяйка выпекала первый блин, она клала его на блюдце и ставила на угол под иконы. Вечером, когда нужно было начинать трапезу по случаю чествования памяти умерших предков, хозяин относил утром приготовленную дань предкам на чердак и ставил около кровельного окошка. На этнических белорусских землях оно находилось на фронтоне дома, который был направлен к улице.

После этого домочадцы тихо и почтительно садились за стол, причем рассаживались в соответствии с правилами веками выработанного этикета. Мужская половина семьи садилась к окнам, женская — напротив, ближе к печи. Мать подавала отцу кутью, тот черпал три ложки и передавал горшок далее. Каждый из присутствующих, включая детей, медленно, не спеша, с подчеркнутым чувством достоинства повторял родителями начатый ритуал. Понятно, что все ждали главных сладостей праздничного ужина, — блинов, которые можно было макать в сметану, масло, в сковороду со шкварками. Конечно же, не обходилось без ритуальной рюмки и продолжительных воспоминаний о тех, о ком живая людская память удерживала уже наполовину настоящие и наполовину легендарные события. Масленичные Деды, как и все остальные поминальные вечера, были показательным уроком гордости за причастность к опоэтизированным в представлениях славы дальних представителей рода. Во время таких воспоминаний у детей формировалось чувство исторической памяти, уважение к своим корням, к Отечеству. Одновременно в их сознание закладывались традиции почитания предков, от которых никогда и ни при каком условии нельзя было отступить.

На третий день «жертву» умершим родственникам — тот самый блин — отдавали птицам, чтобы они перекусили сами и, улетев, передали предкам привет от тех, кто не забыл своего рода.

Кроме того, что блины были обязательным блюдом поминальных столов, без них не обходился ни один праздник (вот здесь вам и символ солнца). Считалось, если на Масленицу испечь блинов больше всех, то в доме «поселится» счастье. Блины, испеченные на Рождество, символизировали богатый урожай в следующем году. Чтобы в хозяйстве были хорошие лошади, волы, коровы, овцы и др., в день чествования святого Власия хозяйка выпекала лепешки. Блины, которые называли «божьими тряпками», пекли на Вознесение. На Спаса пекли блинчики из муки нового урожая и обязательно с маком, орехами и яблоками. Блины, которые выпекали на Покрова, должны были «запечь» все углы от зимней стужи и ветров. Теща угощала блинами зятя, когда он приезжал к родным жены на «перезвы» после свадьбы.

Кропотливая хозяйка знала: последний испеченный блин также требовал внимания. Считалось, «чтобы всегда хата была богата», его нужно оставить на сковороде.

Оксана КОТОВИЧ, Янка КРУК

Присылайте свои вопросы о корнях и приспособленности к современной жизни календарных и семейно-бытовых народных традиций и обрядов на почтовый или электронный адрес редакции с пометкой «О родовом».

Выбар рэдакцыі

Культура

Адэльск: турыстычная Мекка на прыграніччы

Адэльск: турыстычная Мекка на прыграніччы

Адэльск — унікальнае месца. Ціхая вёска на самым ускрайку заходняй мяжы становіцца з кожным годам усё больш знакамітай.

Грамадства

Як хутка людзі змогуць стаць менш агрэсіўнымі?

Як хутка людзі змогуць стаць менш агрэсіўнымі?

 Псіхолаг Раман Кручкоў упэўнены, што на самай справе агрэсія ўласціва ўсім людзям.  

Грамадства

Археалагічны комплекс «Бярэсце» стане першай пляцоўкай святкавання тысячагоддзя

Археалагічны комплекс «Бярэсце» стане першай пляцоўкай святкавання тысячагоддзя

Археалагічны музей «Бярэсце» і навакольная тэрыторыя перажываюць вялікае абнаўленне. 

Культура

Існавала павер'е, што на Русальны тыдзень нельга хадзіць у лес

Існавала павер'е, што на Русальны тыдзень нельга хадзіць у лес

«Прыйшло лета, спякота, і мы ўсё часцей і часцей ідзём на рэчку».