Вы тут

Штурмовик, истребитель, учебный тренажер и оружие


Звено из четырех штурмовиков Як-130 дополнило на выходных авиационную эскадрилью из 12 крылатых машин 116-й штурмовой авиационной базы в Лиде. Первые учебно-боевые самолеты здесь получили еще четыре года назад. За это время техники и летчики досконально освоили уникальные возможности машины, которая в умелых руках может быть как полезным помощником, так и опасным оружием. А какие пируэты способен делать в небе что настоящий самолет, что его симулятор... это надо увидеть. Что и поспешили сделать корреспонденты «Звязды».


Министр обороны Андрей РАВКОВ осмотрел новые штурмовики и поинтересовался службой на авиабазе.

Кто в самолете хозяин

Авиационная техника советского парка стареет, и поддерживать ее в боеспособном состоянии все сложнее, поэтому в рамках концепции строительства и развития Вооруженных Сил до 2020 года и были закуплены многофункциональные самолеты Як-130, отметил министр обороны генерал-лейтенант Андрей РАВКОВ:

— Как тренировочное средство он позволяет готовить летчиков, причем и на те машины, которые планируются к закупке, — Су-30СМ. А как боевая машина — способен поднять на себе до трех тонн боевой нагрузки. Наш нынешний штурмовик Су-25 берет с собой до четырех тонн вооружения. А по другим характеристикам, в том числе спектру вооружения и эффективности действия в бою, Як-130 — практически аналог Су-25.

Минобороны не только приобретает новую, но и модернизирует технику, которой пользуются в войсках, в частности танки Т-72. В этом году Вооруженные Силы получат радиолокационную станцию ​​«сопки» и пятую станцию ​​«Противник-Г», что важно для разведки воздушного пространства.

— Эти самолеты — одни из лучших в своем классе авиационной техники. Летный инженерно-технический состав в совершенстве освоил уникальные самолеты, которые значительно расширили возможности для подготовки летного состава. Мы всегда на уровне выполняем все поставленные задачи, — заверил командир 116-й штурмовой авиационной базы, гвардии полковник Александр КРИВЕЦ.

На вооружение новую технику принимали в торжественной атмосфере. Четыре Як-130 с бортовыми номерами 79, 80, 81 и 82 получили новых хозяев — техников, которые теперь будут отвечать за безопасность пилота в кабине и работоспособность крылатой машины.

Вручая техникам формуляры на закрепленную за ними технику, министр обороны выразил пожелание, чтобы все, что касается этих самолетов, происходило только в штатной ситуации:

— Уверен, что навыки, которые имеет летный состав, будут использоваться для повышения их мастерства и охраны мирного неба над нашей страной. Министерство обороны сделает все, чтобы новая техника поступала в войска, а та, что имеется на вооружении, модернизировалась. Чтобы боевые возможности Вооруженных сил усиливались и служили для мира.

Формуляр самолета — его паспорт — это толстая книга более чем в 800 листов, где будет вписываться каждое движение штурмовика: сколько он налетал, какие работы на нем проводили. И делать это будет техник. За гвардии старшим лейтенантом, старшим авиационным техником самолета Юрием ПОДРЕЗОВЫМ, например, сейчас закреплен Як-130 с бортовым номером 79.

— Я отвечаю за все виды подготовки на самолете, проведение регламентных и других временных работ. В моих руках жизнь пилота и работоспособность машины. Разные пилоты приходят на разные борта, а техник остается постоянно, — говорит Юрий Подрезов. — На протяжении всей службы это будет мой самолет.

Высший пилотаж, святая вода и «вжик»

Протоиерей Ростислав ЛЕМАЧКО, настоятель храма Святого благоверного князя Александра Невского, что в Лиде, провел обряд чиноосвещения новых машин. Окропив святой водой не только борта новых машин, но и их техников, священник передал командованию авиабазы ​​икону святого архангела Михаила, который был покровителем первой русской авиашколы, которая открылась 107 лет тому назад.

— Нынешние летчики и военные всех постсоветских стран — это потомки той школы, — заметил он.— В освящении любого оружия есть очень важный момент. Мы просим, ​​чтобы Бог помогал не мечу, самолету или пушке, а тому человеку, который будет использовать это оружие. Чтобы дал ему мужество, терпение, выдержку. Чтобы он, держа оружие, был защитником мира, счастья, родных, Отечества. Хорошо, что у нас не стреляют, но армия нам нужна и в мирные времена. Мы молимся, чтобы каждый из вас был гарантом мира, заботы, милосердия, любви. Чтобы эти принципы были самыми важными в нашем обществе и стране.

Чтобы не только словом, но и делом подтвердить возможности самолета, Олег ОЛЕЙНИК, начальник штаба — первый заместитель командира 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы, гвардии полковник показал высший пилотаж на большой и малой высоте.

Не надо досконально разбираться в фигурах, чтобы сразу узнать петлю, которую летчик «завязал» в небе, или заметить, как самолет крутит «бочку»... Думать об ощущениях пилота, глядя на Як-130, который дает то ныряльщика, то поднимается вверх так, что выглядит не больше аиста, не хотелось. Выдержать такие нагрузки могут только подготовленные.

А еще это невероятное несовпадение движения и звука по времени... Машина уже пронеслась мимо, а рев моторов еще только начинает до вас доходить. Пользуясь этим, летчики любят пошутить. Как они говорят, «вжикнуть».

— На низкой высоте в темноте самолет почти незаметный. И во время учений он появляется настолько внезапно, что над теми, кто сидит в окопе, только тень мелькнет, а после накрывает звуком, — аж присядешь, — смеется Андрей ХРАПТОВИЧ, старший офицер управления идеологической работы командования УС и войск ПВО.

Он пояснил, что летчики дают интервью только после полета, чтобы ни на что не отвлекаться до выполнения задания. Действительно, вскоре красавец-штурмовик последний раз пронесся низко над головами присутствующих, зарулил на полосу и аккуратно «запарковался» среди других самолетов. Прежде чем выпустить пилота из кабины, ему измеряют давление, а на самом самолете что-то проверяют, щупают, смотрят... Как рассказал Олег Олейник, кроме фигур высшего пилотажа и полета на малой высоте, он за эти несколько минут авиашоу выполнил также простой пилотаж на предельно малой высоте в 25 метров:

— Як-130 — самолет поколения 4+, где реализована сверхманевренность. Он вращается практически вокруг хвоста, а углы атаки до 26 градусов. Именно на этой машине молодые летчики становятся на крыло, осваивают технику с дальнейшей перспективой на самолеты советского парка и современные. Хватает буквально двух-трех полетов для освоения машины, а дальше уже отрабатываешь на нем определенные летные элементы.

Отказ двигателя, снег, ночь... Иду по приборам

Налюбовавшись на настоящих штурмовиков, двинулись посмотреть на их тренажерный аналог, который появился на авиабазе весной. Летчики осваивают на нем пилотирование, навигацию, участие в боях и другие премудрости летного дела.

— Вся электронная начинка и визуализация в тренажере полностью белорусские. А картинка, над которой «пролетает» симулятор, соответствует настоящему ландшафту, будто ты в небе, неподалеку от лидского аэродрома, — рассказывает Андрей ПЛАТОНЕНКО, старший помощник начальника отделения идеологической работы 116-й штурмовой авиабазы. — Все виды зарисовывались из натуральной среды, это не фантазия дизайнеров. Это касается и изображений под аэродромами Мачулищ, Барановичей, Бобруйска и других действующих аэродромов, куда в случае чего может «долететь» самолет-тренажер, а впоследствии и штурмовик в реальности. Наша задача — сделать так, чтобы этих «в случае чего» не наступило. Летчики должны быть готовы к абсолютно любым ситуациям.

Специальные проверки на экране для пилота создает начальник комплексного тренажера самолета, гвардии майор Алексей БЫЧКО. Когда мы вошли в помещение, он сделал так, чтобы в самолете повысилась вибрация правого двигателя.

— Это отработка особого случая, — объясняет Алексей Бычко.— Пилот остановил двигатель и идет на посадку с одним двигателем. Вот он идет на круг...

На экране мы видим, что крыло самолета наклонилось в правую сторону, и машина снижается. На каждую введенную «поломку» летчик должен отреагировать и найти выход.

— Чем еще можно «навредить» пилоту? — спрашиваю.

— Сейчас продемонстрирую, — соглашается начальник. — Установим облачность, кучевые облака, слоистые. Изменим направление ветра, сделаем осадки, изменим время года...

На экране видимость стала через облака совсем тусклой, пошел дождь, пошел снег и... наступила ночь. Где-то в углу вижу луну, остальное — чернота. Это тот случай, когда пилоты говорят «иду по приборам». Летчик в самолете находится в том же состоянии сплошной темноте. На тех занятиях мы еще увидели боевую стрельбу ракетами по наземным целям и как самолет ушел от двух воздушных судов. Что говорить, впечатляет!

Ирина СИДОРОК

Фото Андрея САЗОНОВА

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Больш за 100 прадпрыемстваў прапанавалі вакансіі ў сталіцы

Больш за 100 прадпрыемстваў прапанавалі вакансіі ў сталіцы

А разам з імі навучанне, сацпакет і нават жыллё.

Эканоміка

Торф, сапрапель і мінеральная вада: якія перспектывы выкарыстання прыродных багаццяў нашай краіны?

Торф, сапрапель і мінеральная вада: якія перспектывы выкарыстання прыродных багаццяў нашай краіны?

Беларусь — адзін з сусветных лідараў у галіне здабычы і глыбокай перапрацоўкі торфу.

Грамадства

Адкрылася турыстычная выстава-кірмаш «Адпачынак-2024»

Адкрылася турыстычная выстава-кірмаш «Адпачынак-2024»

«Мы зацікаўлены, каб да нас прыязджалі».