Вы тут

Чем в этом году удивляла выставка «Белагро-2019»


Масштабная сельскохозяйственная выставка завершается завтра в Минске. Корреспондент «Звязды» прошлась по временным павильонам и оценила потенциал отечественного АПК.


От зернышка до суперкомбайнов

От МКАДа до Щомыслицы, где уже не первый год разворачивается «Белагро-2019», рукой подать. В этом году на этом небольшом отрезке между мегаполисом и деревней развернулась инновационная экспозиция «Экпериментальное поле». Хотя если говорить более точно, то появилось оно еще в сентябре 2018-го — во время сева.

Так Научно-практический центр по земледелию НАН Беларуси представил экспериментальные сорта озимой пшеницы, ржи и ячменя. Всего в копилке разработок белорусских ученых около четырех сотен зерновых, зернобобовых, крупяных, технических культур и многолетних трав. Они занимают около 80% сельскохозяйственных полей страны, а также 2,5 миллиона гектаров в ближайшей соседке — России. «Экспериментальное поле» было создано, в первую очередь, для гостей выставки, которые приехали издалека и в будущем могут стать новыми партнерами Беларуси. Сотрудники Академии наук решили завоевывать доверие не словом, а делом: вот, смотрите, реальный результат нашей работы.

Ход интересный и впечатляет не только специалистов, но и обычных посетителей вроде меня. Пока от остановки до входа на выставку дойдешь, точно настроишься на сельскохозяйственный лад и порадуешься за хороший урожай.

А где есть зерно, там должна быть и хорошая техника. На открытой площадке «Белагро» машинам по традиции тесно. Сотни образцов сельхозтехники будто съехались погреться под июньским солнышком в ожидании уборки. Хочешь — лезь в кабину гомельского суперкомбайна «Полесье GS2124», хочешь — управляй подмосковным промышленным дроном для обработки полей химикатами. Публика с интересом восприняла новинку от Минского автомобильного завода — самосвал для перевозки зерна. Большой (длина машины почти десять метров, высота — около трех с половиной) и крепкий (может перевозить до 19 тонн и при этом тянуть прицеп).

Черной икры по-белорусски не хотите?

В жару так и хочется нырнуть в многочисленные бассейны, которые на выставку привезли рыбхозы со всей страны. Правда, место там уже занято. Форель, щуки, карпы... А между ними — чудо! — огромная рыба с длинным «клювом», как у утки.

— Это висланос, — объясняет заместитель директора опытного рыбхоза «Селец» Сергей Стельмашук, заметив мои полные удивления глаза. — Привезли восемь лет назад по госпрограмме из Америки. Выгодная промышленная рыба: кормится планктоном, быстро растет и дает черную икру. Однако, чтобы получить полноценное потомство, нужно ждать 12 лет. А вот «белорусскую» белугу, которая также разводится только в рыбхозах, уже можно попробовать.

Напротив водного царства расположился животный мир: лошади, коровы, овцы, козы.

— Совсем как я в вечер пятницы, — с улыбкой говорит минчанка Алина Иванец, тыкая пальчиком на сонную свинью.

Детей не оттянуть от двух десятков поросят, которые, повизгивая, топчутся около свиноматок. Гладят, чешут за ушком и просят родителей «завести дома такого ​​же поросенка». Все это напоминает контактный зоопарк, только в котором вместо енотов и шиншилл — то, что еще сто лет назад было почти у каждого уважающего себя белоруса. «Городские» — что тут еще сказать. Я, хоть и сама давно живу в столице, спрашиваю у животноводов: поросят какой породы лучше родителям в деревню прикупить?

— А вот наши — белорусская мясная, белорусская крупная белая и белорусская черно-пестрая. Выбор зависит от того, хочется вам больше сала или мяса. Но все три — хороший вариант и для домашних колбас, и для котлет. Разводим мы еще и зарубежные породы — ландрасы, йоркширы...

— Нет-нет, чужого как-то не хочется, — перебиваю на полуслове Елену Янович из Научно-практического центра по животноводству НАН Беларуси и объясняю: — Взяли мы как-то этих ландрасов. Так у них же шкура «дубовая»: ни почистить, ни съесть и даже от сала не отделима. Спасибо, но нам только свое подавайте.

Вместе с тем сельское хозяйство — это не только о еде. Пока малыши развлекаются с поросенком и кроликами, а мужчины прицениваются к рыбе, женщин можно найти у стенда с норкой. Такого зверя живым не погладишь, хотя он и кажется чрезвычайно милым.

— Сегодня норок в Беларуси разводят исключительно на шубу. В ассортименте — 11 цветов, — рассказывает директор Молодечненского зверохозяйства Белкоопсоюза Татьяна Адамина. — Одна шкурка нашего производства обойдется в сумму около 45 рублей (с учетом и НДВ и изготовления), женская шуба средней длины стоит в среднем 1600 рублей.

В палатке с курами тоже много женщин.

— Несушки и бройлеры у меня есть. Хочу что-нибудь красивое, — говорит молодая хозяйка, которая приехала на выставку специально за «экзотикой для деревенского курятника».

Ей тут же предлагают присмотреться к породе «Мильфлер», которую можно даже в доме держать вместо попугая. Гордые и яркие — у соседей таких точно не будет!

Неподалеку на гостей выставки грустными глазами взирают овцы, будто просятся домой — на Витебское племпредприятие.

— Знаменитая Романовская порода. Появилась в Ярославле еще при Петре I — на еду и одежду. Раньше же как было: летом мужики выходят косить, а им надо с собой мясо или сало дать на обед. Холодильников нет. Поэтому и держали овец. Одну убьешь — семья на неделю-другую едой обеспечена, можно еще и шубу из овчины сделать, — делает исторический экскурс начальник племотдела Витебского племпредприятия Константин Воробьев. — Сейчас в Беларуси для этого животного положение действительно не самое светлое. Не так просто сбыть шерсть. Качественная и теплая, а спроса нет. Хоть бери и выбрасывай. То же самое касается и кож, используемых в производстве обуви.

Отечественная овечья шкурка стоит всего около трех рублей, в то время как китайские — около восьми. Тем не менее один из крупнейших производителей кожаной обуви страны работает именно с восточными поставщиками, пренебрегая белорусским продуктом.

— С другой стороны, частники — в домашнее хозяйство или для небольших ферм — овец и барашков приобретают. Даже здесь, на выставке, охотно делают заказы. С каждым годом интерес к животному понемногу возвращается.


Как все начиналось

Первая Всебелорусская выставка сельского хозяйства и промышленности открылась в столице 10 августа 1930 года и продолжалась вплоть до ноября!

75 гектаров, 35 павильонов и сотни тысяч посетителей. Это было мероприятие даже не республиканского, а всесоюзного масштаба, так как ВДНХ в Москве появилась только через девять лет.

За месяц до выставки «Звязда» писала о том, что «несмотря на пророчества различных нытиков и маловеров, выставка откроется в определенный срок». Поскольку «срочно оснащается павильон маслозавода и заливается фундамент под силосную башню», а «в подотдел охоты доставлен медведь, волк, лисы, орлы, филин, выдра и др.» Или даже такое: «комплект оборудования для механической подачи кормов и вывозки навоза из павильонов животноводства заказан в Америке и находится сейчас в дороге». Газета свидетельствовала, что специально к выставке продлили трамвайную линию.

По сути ради мероприятия в 1930-м появилась «новая культурная среда города Минска с грандиозным строительством, начиная от зданий клиники и до самой выставки». Действительно были возведены десятки деревянных и каменных павильонов, выставочных залов, столовых и др. На выставке работало 15 отделов: 10 сельскохозяйственных и 5 — промышленного сектора (это притом, что до 1939-го половина страны находилась в составе Польши). Интересно, что именно здесь в павильоне «Госстроя» посетители могли увидеть, как будет выглядеть будущий Дом правительства (его ввели в эксплуатацию в 1934 году). А лозунг выставки: «Минимум искусственности и максимум естественности» свидетельствует, что даже во время «без пестицидов и нитратов» стоял вопрос качества агропродукции.

Современным организаторам «Белагро», безусловно, есть чему поучиться у своих предшественников. Так, в 1930-м на выставке работало три сотни «толмачей» — студентов сельскохозяйственной академии, ветинститута и различных столичных университетов, которые водили бесплатные экскурсии. Этого очень не хватает и в наше время. Обычному посетителю, который, условно говоря, зашел на выставку с улицы, чрезвычайно трудно разобраться, что там и где. Ведь смешались в кучу "кони, люди и тракторы", а объяснить, где и что, некому.

Анна КУРАК

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Минск — Щомыслица — Минск

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».