Вы тут

С какими приобретениями подходит ансамбль «Чаровницы» к своему 45-летию?


Они поют на разных языках: белорусском, русском, польском, английском ... даже на японском. Но главную славу этот женский коллектив обрел благодаря эстрадному звучанию белорусских мотивов. В 80-х композиции «Чаровниц» — «Пах чабаровы», «Не за вочы чорныя», «На новае лета» — звучали, простите за банальность, из всех утюгов, окон, радиоточек. Но в тяжелые 90-е, когда многим в поисках заработка было не до творчества, коллектив распался. И исчез с горизонта на долгие 20 лет. А в новом веке вернулся — не столько на волны ностальгии, сколько потому, что оказался нужен зрителям. О творческих поисках и гастрольные воспоминания, новое поколение «девушек с дудками» и о том, как сохранить фирменное «волшебство» на протяжении 45 лет, беседуем с нынешними участниками вокально-инструментального ансамбля — Полиной Базылевой, Анжеликой Зайцевой, Ольгой Макушинской, Натальей Лукашевич ( тромбон), Светланой Рагуло и Дарьей Бобко (обе —саксофонистки).


Досье «Звязды»

Первый белорусский женский ВИА создал мужчина, Геннадий Летынский. В 1971 году в Гродно при ДК текстильщиков музыкальный руководитель собрал талантливых девушек, неравнодушных к народной песне, и добавил к обязательному на то время набору (гитара, ритм-секция и клавиши) духовые инструменты. «Дудки» — флейты, саксофоны, тромбон и даже труба — стали одной из главных особенностей «Чаровниц». Буквально через несколько лет их заметили и пригласили в Минск  в штат Белгосфилармонии. Как раз август 1974-го считается официальным днем ​​рождения ансамбля, который покорял одну за другой все новые вершины: победа на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады (1979), московская Олимпиада 1980-го, Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Пхеньяне (1989). И, естественно, множество гастролей: от Камчатки до Байконура, от европейских стран до африканского континента, от Чернобыльской зоны до госпиталей в Афганистане ...

Собраться заново  такие планы были, но все как-то не получалось: одни участницы вышли замуж и переехали в другую страну, другие изменили сценическую профессию на более земную, некоторые вообще отошли от музыки. А в 2010-м не стало первого руководителя «Чаровниц» Геннадия Летынского, и, казалось, кому уже это нужно ... Оказалось надо.

— Я прожила в России 15 лет, но вернулась в Беларусь, вспоминает музыкальный руководитель и солистка ансамбля Ольга Макушинская, наша Света Рагуло продолжала играть на саксофоне и петь, а все остальные участники, с кем возрождали коллектив, были педагогами в школах то есть связанные с музыкой, но вне сцены, поэтому возвращаться, естественно, было страшновато. Но вместе с тем так захотелось собраться снова, что, наверное, нужен был один лишь толчок.

Правда, что в 2011 году Надежда Микулич просто поставила вас перед фактом: девушки, крутитесь как хотите, выступаете на моем концерте?

Так и было. Она позвонила и сказала: «У меня бенефис, приглашаю вас как гостей сделайте хоть одну песню». Выбрали эту: «Ты мяне над крыніцаю называў чараўніцаю», — а Надежда нашла и показала на экране архивную запись, где мы еще молодые поем эту самую песню. Зал неистово поддерживал нас. И как раз увидев эту реакцию, посмотрев на то, как один за другим из небытия возрождаются старые коллективы, мы подумали: значит, пришло время и нам вернуться. Восстановили «Пах чабаровы» и «Ручаёчак, ручаёк» знаковые песни, по которым коллектив узнавали и которые нам самим нравились. Дело пошло: нас начали приглашать на пару номеров, потом на полчаса ... ( «А теперь на день, пока песни не закончатся!» смеются подруги). Далее разнообразили программу джаз-роком в стиле известного ансамбля Chicago, и сегодня это тоже наша «фишка». Подчеркну, мы не «попса», а эстрада, если хотите, фолк-рок в современной обработке.

Говорят, за советское время через коллектив прошло не менее 20 участников ...

Гораздо больше! — уверяют девушки. Помнится, выступали не менее десяти человек на сцене. Понимая, что состав будет меняться, так как участницы выйдут замуж и родят детей, Геннадий Летынский настаивал, чтобы каждая осваивала один-два инструмента и могла заменить другую.

Светлана Рагуло вспоминает: она пришла в ансамбль как пианистка, клавишница, а в результате освоила саксофон  — и много лет с ним не расстается, сохраняя благодарность руководителю за ощущение оттенков и нюансов различных музыкальных стилей; Людмила Пасмурцева играла на домре, потом попробовала бас-гитару и дошла до трубы.

45-летие ансамбль отметит, как водится, на концерте, куда пригласили многих бывших участниц. Назвали программу коротко и емко «Навсегда». «Ибо нет бывших «Чаровниц», объясняет художественный руководитель — директор ансамбля Полина Базылева, — каждая из девушек, которая имела отношение к ансамблю, несет в душе его часть и, я убеждена, считает себя немножко волшебницей. Так что концерт будет подарком и им, нашим предшественницы, и нашим слушателям, и всем тем, кто с нами и против нас, «навсегда» в смысле «не дождетесь»! Пригласили Надежду Микулич; на сцене с нами выступят народная артистка Беларуси Ядвига Поплавская, заслуженная артистка Беларуси Ирина Дорофеева, группа «Наследие», Евгений Курчич и группа «Маракасы», а еще модельная школа ELEN Fashіon school . Словом, 5 сентября в ДК железнодорожников будет не только юбилейный концерт, но и шоу со светодиодными экранами, и дизайнерский показ коллекции одежды «Перемена» всех секретов пока раскрывать не будем.

Ранее слушатели интересовались, где можно найти виниловые пластинки и раритетные записи «Чаровницы», сегодня где можно скачать их песни. «Мы есть на YouTube, на ЯндексМузыке и нацелены не на то, чтобы продавать диски, а на то, чтобы продвигать каждую конкретную песню  снять для нее видео и сделать красивую обложку, рассказывает Полина Базылева. Нас можно найти практически на всех ведущих музыкальных платформах и в соцсетях». А если попросят, можно отыскать и ретро-записи контент-менеджер Василий Лихтарович, который работает с коллективом, ведет своеобразную летопись ансамбля, находя и сохраняя старые пластинки, фотографии и видеозаписи, в том числе очень редкие.

— «Пах чабаровы» — безусловный хит, визитка ансамбля. А какие песни в репертуаре любимые у вас?

— Назову «Тюрю»,— отвечает Дарья Бобко. — Никогда бы не подумала, что поставлю в плеер песню, которую сама исполняю, но это как раз тот случай. Современная аранжировка, очень модный сейчас стиль брасс  попадание в молодежную аудиторию на 100 процентов.

— Для меня номер один — «Не за вочы чорныя». Она будто с моего мужа списана, и каждый раз, напевая, думаю о нем,— улыбается Анжелика Зайцева.

— Когда только пришла в коллектив, меня до глубины души поразила «Марыся» на слова Янки Купалы —ее пела Маша Высоцкая, у которой было очень высокое колоратурного сопрано, выходя на третью октаву ... Получалось удивительно нежно и красиво. С этой песней я и на гитаре училась играть, и как-то по жизни именно она меня ведет, — отмечает Ольга Макушинская, — поэтому в новейшую историю «Чаровниц» мы ее тоже взяли.

— Люблю «Каліну-маліну» и «Не пытайся, маці», а также «Крынічаньку» — одна из них народная, две другие написаны известным композитором Эдуардом Зарицким. Они сохраняют тот самый «чаровницкий» дух, но имеют современное звучание, — перечисляет Светлана Рагуло. —Так что мы не выезжаем только на старом, советском репертуаре — обновляется и сам коллектив, и наша музыка.


А еще был случай...

  • Гастроли на Дальнем Востоке — словно поездка на другую планету, — рассказывает Ольга Макушинская. — Вулканы, сопки, у тебя все время вроде головокружения ... Однажды на Камчатке у нас за три дня было девять концертов, такой конвейер. А надо было переодеваться дважды на каждом из концертов, и пока ведущий Валерия Бескоравайный занимал пару минут, мы иногда теряли чувство времени и места.

— И потом многим из девушек еще снились кошмары, как барабанщица начинает уже свою партию, а они не успевают переодеться, — добавляет Светлана Рагуло.

— О кижуча, которого везли домой в Беларусь в чехлах от музыкальных инструментов, — байка или реальный случай?

— Реальный! — смеются артистки. — Рыбина была такого размера, что никуда не помещалась, а вот в футляр бас-гитары как раз влезла. И вот входим мы в салон самолета, а рыба же пахнет! А нам еще нужно в Москве перебраться на Белорусский вокзал и сесть на поезд, и вот мы такой «ароматный компашкой», но все равно счастливы, ехали до Минска. Зато на новогодний стол — а дело было как раз перед праздником — привезли родным дефицитную рыбу. Светлана, которая жила в общежитии музучилища, поставила на стол большую банку с икрой, а тут как раз обход администрации. Директор училища аж потерял дар речи, а глаза, видимо, так на столе и оставил ...

  • Среди ярких гастрольных воспоминаний —  Африка, где «Чаровницы» не только играли свою программу, но и аккомпанировали Анатолию Ярмоленко и Виктору Вуячичу. Девушек обязали выступать в национальных костюмах — шерстяные (!) юбки, рубашки с жилетами — а в зале, как и на улице, 40-градусная жара, и про кондиционеры еще никто не слышал. «Колготки невозможно было натянуть, потому что ноги мокрые, ты пытаешься хоть как-то собраться, петь для конкретного зрителя в зале — а никого не видишь, потому что все чернокожие, в глазах буквально темно ...»
  • На так называемых «зеленых» концертах (последние выступления в каком-то городе или вообще в гастрольном туре), в отличие от обычных программ, исполнителям разрешается шутить друг с другом. Казусов хватало: то за спиной солистки другие девушки вдруг начинают играть «семь сорок», то колышки на бас-гитаре «хорошие» люди подкрутят в ровную линию и настраивать инструмент приходится прямо во время концерта, то барабанные палочки скроют либо бумажки в саксофон подбросят. «Но самый большой хохот у меня до сих пор вызывает песня «Старый мотив», слова которой забыла наша солистка, так и пела два куплета одно и то же:«Старый мотив, старый мотив, он очень-очень старый...» — рассказывает и показывает в лицах Ольга Макушинская. — Духовые, которым нужно было выйти только в середине песни, сыграть тутти и уйти, хохочут за кулисами. У барабанщицы уже тушь течет от слез, мы с клавишницей разворачиваемся стороной, чтобы не было видно искривленные гримасой смеха лица, а у нашей Веры от стресса уже буквально ноги трясутся ... И когда во втором припеве выходят четыре девушки с дудками, то сыграть смогла одна труба — Люда Пасмурцева, остальные буквально хрюкали, ведь от смеха не могли набрать как следует воздуха в легкие. После выступления Вера от души выразилась: «Сволочи вы все, я от страха чуть не потеряла сознание!». В антракте вижу в курилке нашего звукорежиссера Бориса, спрашиваю, мол, ну как мы, а тот говорит: хорошо, только «Старый мотив» получился какой-то веселый. После этого я поняла, что далеко не всегда люди слушают текст и не все «ляпы» публика замечает, так что ошибки на сцене — это не криминально, главное собраться и продолжать выступление».

Виктория ТЕЛЕШУК

Фота Анны ЗАНКОВИЧ и из архива ансамбля

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Жыхар Жодзіна Генадзь Пузанкевіч даехаў на веласіпедзе з Беларусі да Уладзівастока

Жыхар Жодзіна Генадзь Пузанкевіч даехаў на веласіпедзе з Беларусі да Уладзівастока

Ён кожны дзень імкнуўся пераадольваць не менш за сто кіламетраў.

Грамадства

Як «Звязда» парушальнікаў адпачынку з міліцыяй шукала

Як «Звязда» парушальнікаў адпачынку з міліцыяй шукала

Апошнімі цёплымі дзянькамі многія мінчане стараюцца скарыстацца напоўніцу і па магчымасці адпачыць на прыродзе, хай сабе і ў межах горада.

Культура

Спявак Аляксандр Гелах: Як толькі паступіў, пачаў шукаць работу

Спявак Аляксандр Гелах: Як толькі паступіў, пачаў шукаць работу

Малады тэнар, які прыйшоў у Нацыянальны акадэмічны Вялікі тэатр Беларусі ў 2015-м, звярнуў на сябе ўвагу аматараў оперы адразу.

Калейдаскоп

Вясёлыя гісторыі нашых чытачоў

Вясёлыя гісторыі нашых чытачоў

Танцуй... Пакуль не замужам?