Она не представляет своего утра без аромата кофе. Любит бег и езду на велосипеде. Она — то исключение, которое подтверждает правило, что дружба между мужчиной и женщиной всё-таки существует.
Её дедушек называли богатырями — рост под 2 метра. А она хрупкая и миниатюрная. Хотя диеты — совсем не про неё. Она искренне признаётся в том, что работа в её жизни значит практически всё. При этом она прекрасная мама взрослой дочери. И любимая жена.
В последнее время она задействована в четырёх оперных спектаклях, плюс готовится к премьере — партии Надежды Яновской в опере В. Солтана «Дикая охота короля Стаха». Наша героиня — человек-солнце, оперная певица Елена Золова.
***
— Я с детства была погружена в творческую атмосферу. Этому способствовала, безусловно, земля, на которой я выросла, — Восточная Украина, мамина родина. В посёлок около Луганска, где располагался наш дом, постоянно приезжали цыгане, а это костры, кибитки, песни, танцы и… бабушкины страхи, что меня могут украсть. Поэтому мне было строго-настрого запрещено приближаться к этому миру, который меня очень манил. Притягивал ореол тайны, что окружал цыган. Если меня в то время спрашивали, кем я хочу быть, когда вырасту, отвечала: «Цыганкой». Для меня это было синонимом слова «артист».
С 3 лет я устраивала представления для бабушки и мамы: создавала из табуреток сцену, выходила и пела. Первую песню — «Катюша» — выучила в 2 годика. Вечерами, после работы, наши соседи собирались вместе — с гитарами, гармошками. Щёлкали семечки, пели и танцевали. Моим коронным номером была песня «Крутится, вертится шар голубой…». В детском саду также свой актёрский потенциал не скрывала, все Лисички и Снежинки были моими. А уже в школу я пошла в Беларуси, когда вернулись с мамой на родину папы — в Гродненскую область, город Сморгонь.
***
— Музыкальную школу у меня так и не получилось окончить. Я хотела играть только на фортепиано, но у нашей семьи не было достаточно средств, чтобы приобрести такой дорогой инструмент. А флейта или баян меня не очень привлекали тогда.
Но я училась в школе с музыкальным уклоном, где мне посчастливилось встретиться с чутким преподавателем Любовью Петровной Лобань. Можно сказать, она и направила меня в музыку. Я солировала в хоре и в вокальном ансамбле, получала азы сольфеджио, а на переменах между уроками бежала в актовый зал, где стояло пианино. И я на слух подбирала на нём самые разные мелодии. Потом, уже в Минске, в Академии музыки, замечательный дирижёр Лев Поликарпович Лях говорил: уши — твое счастье и твой талант.
После 9 класса я увлеклась эстрадным пением, исполняла репертуар Ирины Аллегровой и Анжелики Варум на самых разных конкурсах, получала награды и грамоты. «Ты загубишь голос!» — ужасалась Любовь Петровна. И убедила меня после 11 класса поступать в музучилище в Молодечно. Но туда я благополучно не прошла. Мой громкий плач слышал в тот день не только весь подъезд, но, кажется, весь двор.
Чтобы иметь возможность посещать подготовительные занятия с преподавателями в музучилище, поступила в ПТУ на фрезеровщика. Мальчики выпиливали для меня все необходимые материалы, а я подметала стружку. Так проходила моя учёба.
А на следующий год я поступила в музучилище сразу на 2-й курс! Но учиться было невероятно сложно: в первом семестре по предмету «Музыкальная литература» получила «двойку». Вы не представляете, как это ударило по самолюбию! И с 6 утра я уже сидела в вокальном классе, а как только открывалась библиотека-фонотека — бежала туда. Надевала наушники и слушала музыку, постоянно. Быть в хвосте не позволял характер: я должна была быть лучшей, первой. В итоге — заслуженная «пятёрка».
Именно тогда, когда я была погружена в звуки музыки невероятной красоты, осознала: хочу заниматься оперным пением. Понимала, что это непросто, но трудности меня и привлекали. Каждый шажочек вперёд словно окрылял. Желание найти себя на эстраде пропало. Только опера!
***
— Думала, что следующим моим шагом будет Москва. Решила, что буду поступать в консерваторию им. П. И. Чайковского. Села на поезд и поехала. Это был мой первый приезд в Москву, к заветному учебному заведению я шла через весь город от вокзала пешком. Пришла и просто сказала на вахте: «Мне надо прослушаться. К кому идти?»… Так попала к Кларе Григорьевне Кадинской. Она вынесла вердикт: надо приехать с другой программой, и уже не к ней. «Я заведу тебя к преподавателю, у которого будешь учиться», — пообещала Клара Григорьевна.
Окрылённая, поехала я домой. Но следующего раза не произошло: я узнала, что у меня будет ребёнок, доченька. С мужем мы познакомились на вокзале в Молодечно, я ехала из Сморгони, он — из Лиды. Вокзал стал местом нашей встречи. Олег не связан с миром музыки, он инженер-экономист, но очень любит оперу. В общем, поступала я в Белорусскую государственную академию музыки, когда Даше исполнилось 7 месяцев. Я не молчала ни дня, пела во время беременности и сразу после родов. Мой золотой муж поддерживал меня во всём. Помогали и свекровь, и мама.
На подготовительном отделении БГАМ попала к Ирине Семёновне Шикуновой, удивительно тёплому, щедрому, доброму человеку и высокому профессионалу. Она всегда в моём сердце. Хотя она всем своим ученицам была словно мама, от некоторых девочек часто слышала: «Тебя она любила больше всех...» Ирина Семёновна как-то призналась, что я напоминаю ей её саму. «Тебе надо до всего докопаться и понять суть. Ты задаёшь так много вопросов и всем интересуешься», — говорила она. И это правда. Оперное пение, работа над голосом стали смыслом моей жизни. Так остаётся и по сей день.
***
— Убеждаюсь всякий раз: мысли материальны. Студенткой БГАМ, каждый раз проходя мимо театра, повторяла про себя: я буду работать здесь, в Большом. С первого курса отправляла эти мысли в космос, а к 4-му они ко мне вернулись.
Кстати, при первой встрече с мужем на его вопрос, чем я занимаюсь, ответила: «Я — оперная певица». Так всегда представлялась и в дальнейшем. Так и получилось!
О чём мечтаю сейчас? Петь и продолжать развиваться профессионально, не останавливаться, двигаться вперёд. Мне недавно предложили спеть партию Аиды в шедевре Дж. Верди. А это не та роль, которая делается по щелчку. И я люблю погружаться в материал, искать свой звук. Для меня пение — словно разговор, и в этой беседе со зрителем никому из нас не должно быть неудобно. Как говорю — так и пою. Но к этому необходимо прийти. Причём в любой партии.
***
— Муж не ревнует к профессии и партнёрам по сцене. Ну, или ловко это маскирует. (Смеётся.) Он, конечно, смотрел все спектакли с моим участием. Но для него существует одно табу: Олег никогда не приходит на премьеру. Говорит, что боится: «Тебе надо собраться и сконцентрироваться. Ты и так будешь волноваться, а тут ещё и я сижу в зале». Наверное, опасается нарушить магическую ауру спектакля…
Кстати, дружба между мужчиной и женщиной возможна. Стопроцентно. Так у меня сложилось с Алексеем Микутелем (солист оперы Большого театра Беларуси. — Прим. автора). Удивительный человек, с которым комфортно как в обычной жизни, так и на сцене. Помню, как-то режиссёр Андрейс Жагарс сказал: «Лёша не думает о себе на сцене — он думает исключительно о своей партнёрше». И это действительно так.
***
— Я мама взрослой дочери, и это прекрасно! Если честно, сама не верю, что Даше уже 20 лет и она уже замужем. Но бабушкой становиться пока не хочется. (Улыбается.)
Дочь занималась иностранными языками с 5 лет. В её арсенале — английский, чешский, итальянский, китайский. Сейчас учится в университете в Китае. Она играет на гитаре и очень даже неплохо поёт. У нас был с ней серьёзный разговор по поводу её карьеры певицы, я открыто спросила: «Ты действительно хочешь этим заниматься? Да, у тебя есть все данные. Но это профессия, которая не принесёт много денег. Кроме того, требует крепкой нервной системы. Здесь столько много поводов расстраиваться… Насколько тебе это нужно?» Решили, что всё-таки продолжать династию оперных певцов Дарья не будет. Но в ней, безусловно, живёт артистка. Она очень творческий человек: рисует, пишет стихи и даже книги. У нас доверительные отношения, но не могу сказать, что мы подружки: дистанция, пусть минимальная, но есть…
***
— Немного увлекаюсь нумерологией. Хотя муж смеётся, говорит, что всё это ерунда. Но ведь мы не случайно рождаемся в определённые месяц, день, год, минуты? Поэтому мы все такие разные и интересные.
Например, моё число — «единица», что означает «солнце». Таких людей окружает невидимый ореол огня, к которому, словно мотыльки, тянутся окружающие. Я чувствую этот свет. Часто на улице видишь человека, который хочет что-то спросить. И из сотни прохожих он обратится именно ко мне. Это уже проверено. Притом не раз.
Кстати, для человека-«солнце» очень плохо быть нереализованным. Рада, что многое, что я хотела от жизни, у меня есть. Главное — не останавливаться, продолжать работать над собой, развиваться. Ведь предела совершенству не существует.
Блиц-опрос
Почему надо идти в оперный театр?
— За эмоциями и настроением. Музыка — это бальзам для сердца и души. Это то, что дарит крылья и наполняет тебя смыслом.
Книга?
— Сейчас — «Дикая охота короля Стаха» В. Короткевича.
Цветы?
— Орхидеи.
Любимая территория дома?
— Кухня. Очень люблю печь сладкое — торты и печенье. Всё это съедает муж. Он страшный сладкоежка.
Спорт?
— Он сопровождает меня всю жизнь. В школе — лёгкая атлетика, метание ядра, прыжки в длину, дзюдо, самбо, танцы. Сейчас увлеклась бегом и с удовольствием катаюсь на велосипеде.
Следуете моде?
— Считаю, что нужно носить то, что подходит лично тебе, в чём чувствуешь себя уверенно и комфортно.
Украшения?
— Я не сорока, не бросаюсь на всё, что блестит.
Диеты?
— Это не про меня. Могу прийти после спектакля и плотно покушать на ночь.
Аромат?
— Chloе Sammer.
Утро не утро без?
— Кофе и шоколада.
Качества, которые подкупают в человеке?
— Искренность, честность и порядочность.
Никогда не простите?
— Предательство.
Елена Балабанович
Спасылкі
[1] https://zviazda.by/be/tags/persona
[2] https://zviazda.by/be/tags/alesya-0
[3] https://zviazda.by/be/tags/elena-zolova