Вы здесь

«Создание ЕАЭС не имеет альтернативы»


Ка­зах­стан, как и Бе­ла­русь, за­яв­ля­ет о многовекторности сво­ей внеш­ней политики. Республика Ка­зах­стан укреп­ля­ет сотрудничество и с За­па­дом, и с Та­мо­жен­ным со­ю­зом, налаживает связи с Азиатско-Тихоокеанским регионом. О том, каким об­ра­зом Аста­на планирует проводить сбалансированное сотрудничество, удовлетворяющее интересам парт­не­ров и за­пад­но­го, и вос­точ­но­го направления, мы говорим с министром иностранных дел Республики Ка­зах­стан Ер­ла­ном Идрисовым.

31-9

31-9

 

—Действительно, на­ша внеш­няя политика ос­но­ва­на на принципах многовекторности, — под­тверж­да­ет гла­ва ка­зах­стан­ско­го внешнеполитического ве­дом­ства. — Сбалансированное сотрудничество, удовлетворяющее интересам парт­не­ров и за­пад­но­го, и вос­точ­но­го направления, мы на­ме­ре­ны проводить на ос­но­ве общности интересов по реагированию на наиболее насущные вы­зо­вы безопасности и в экономике, в других сфе­рах, исходя преж­де все­го из своих субстантивных интересов.

В но­вой Концепции внеш­ней политики мы акцентировано выделили приоритет Цент­раль­ной Азии и наших со­се­дей, по­то­му что нашим вы­бо­ром яв­ля­ет­ся региональное парт­не­рство и сотрудничество. Мы бу­дем стремиться стимулировать кооперационные интеграционные связи в Цент­раль­ной Азии. В практическом пла­не это пред­по­ла­га­ет бо­лее активные связи на всех уров­нях, поиск экономических ниш взаимодействия, открытие возможности для рос­та торговли, движения то­ва­ров, ра­бо­чей силы, услуг.

Нашим ес­тест­вен­ным приоритетом про­дол­жа­ют ос­та­вать­ся отношения с Россией и Китаем. Мы исходим из очень прос­то­го по­сы­ла в отношении наших двух круп­ных со­се­дей: мы хотели бы, что­бы их развитие бы­ло не­пре­рыв­ным, по­сту­па­тель­ным, стабильным, что бу­дет благоприятно ска­зы­вать­ся на на­шем соб­ствен­ном развитии. В этом за­клю­ча­ет­ся прос­тая фор­му­ла ус­пе­ха наших отношений с этими приоритетными партнерами.

Учитывая, что Азиатский континент превращается в глав­ную площадку гло­баль­ных меж­ду­на­род­ных отношений XXІ ве­ка как по свое­му экономическому потенциалу, так и по степени влияния на мировую политику, Ка­зах­стан наращивает свои усилия по активизации всес­то­рон­не­го сотрудничества со странами Азии.

За­пад — Ев­ро­па и США — были и всег­да бу­дут нашими сильными партнерами. У нас с ними развиваются стратегические отношения. Европейский со­юз се­год­ня наш крупнейший экономический парт­нер, но са­мое важ­ное, что За­пад про­дол­жа­ет ос­та­вать­ся источником инноваций, ко­то­рые мы бу­дем стремиться внед­рять в на­шей стра­не. Отношения с За­па­дом для нас всег­да бу­дут иметь осо­бую цен­ность, и мы исходим из то­го, что это сотрудничество от­ве­ча­ет до­лгос­роч­ным це­лям Стратегии‑2050.

Хо­тел бы отметить и многосторонний ас­пект внеш­ней политики. Ка­зах­стан — активный сторонник и участник меж­ду­на­род­ных организаций. Последние события, как от­ме­ча­ет Президент Нур­сул­тан На­за­рба­ев, чет­ко показали: мир од­ноз­нач­но стал мно­го­по­ляр­ным, многосторонний фор­мат взаимодействия стран, с уче­том глобализации и общности за­дач, выводит нас на необходимость усиления на­шей ра­бо­ты в области внеш­ней политики. По­это­му Ка­зах­стан продолжит активно применять эту фор­му дипломатии, будучи чле­ном ООН, СНГ, СВМДА, ОДКБ, ШОС, ОБ­СЕ, ССТГ и других организаций. Сов­ре­мен­ный мир без мно­гос­то­рон­ней дипломатии немыслим, по­это­му Ка­зах­стан занимает там активную позицию, что под­тверж­да­ет­ся примерами последних лет, вклю­чая на­ше пред­се­да­тель­ство в ОБ­СЕ, ШОС, ОИС и так да­лее. Ярким примером на­ше­го движения по пути мно­гос­то­рон­ней дипломатии яв­ля­ет­ся за­яв­ка на не­пост­оян­ное член­ство в Со­ве­те Безопасности ООН на 2017–2018 го­ды — сей­час мы ве­дем активную ра­бо­ту по избранию в этот ор­ган от азиатской груп­пы стран.

Ер­лан Абильфаизович, мно­го­век­тор­ная политика поз­во­ля­ет Ка­зах­ста­ну реализовывать национальные интересы, или в ближайшее вре­мя Ка­зах­стан мо­жет от­дать предпочтение следованию оп­ре­де­лен­но­му кур­су политики?

—Ка­зах­стан активный участник меж­ду­на­род­но­го сообщества и, ко­неч­но, зависим от про­цес­сов, происходящих в нем. Учитывая это обс­то­я­тель­ство, внеш­няя политика на­шей стра­ны не мо­жет не быть прагматичной. Речь о необходимости создания благоприятных внешних условий для ус­пеш­ной реализации Стратегии «Ка­зах­стан‑2050», достижения вы­со­ко­го уров­ня жизни населения, укрепления единства многонационального общества, пра­во­во­го го­су­дар­ства и демократических институтов, реализации прав и сво­бод че­ло­ве­ка.

С уче­том сов­ре­мен­ных реалий в мире, глубоких пе­ре­мен, я да­же ска­зал бы — изменением архитектуры все­го миропорядка, внеш­няя политика Ка­зах­ста­на тре­бу­ет модернизации. Вмес­те с тем, пре­ем­ствен­ность внешнеполитического кур­са и принципы внеш­ней политики Ка­зах­ста­на, такие как мно­го­век­тор­ность, сбалансированность, прагматизм и твер­дое отстаивание национальных интересов, ос­та­ют­ся незыблемыми. Оп­ре­де­ляя приоритетные и периферийные направления развития, мы, ко­неч­но, объективно оцениваем и соб­ствен­ные ре­сур­сы.

Сей­час, как ска­зал наш президент, мы находимся на историческом ру­бе­же — 29 мая сос­то­я­лось подписание До­го­во­ра о создании Евразийского экономического со­ю­за. В по­след­нее вре­мя на фо­не украинского кризиса, введения санкций в отношении России, час­то задавались воп­ро­сы о целесообразности подписания До­го­во­ра. Хо­чу осо­бо отметить, что эти события не влияют на евразийский интеграционный про­цесс, он бу­дет продвигаться.

Создание Евразийского экономического со­ю­за не имеет альтернативы с точки зрения перспектив для рос­та и процветания наших стран в рам­ках единого рын­ка.

Одним из ос­нов­ных вы­зо­вов Та­мо­жен­но­му со­ю­зу яв­ля­ет­ся обеспечение безопасности внешних границ. Это по­ка­зал пример Украины и ситуация Афганистана, ко­то­рая сложится по­сле вы­во­да коалиционных войск. В обоих слу­ча­ях пе­ре­се­ка­ют­ся задачи ОДКБ, НА­ТО и ОБ­СЕ. Ка­зах­стан имеет член­ство и в ОБ­СЕ, и в ОДКБ. Ка­ко­вы, на ваш взгляд, пути взаимодействия этих организаций? Воз­мо­жен ли диалог и принятие конк­рет­ных мер с целью стабилизации обстановки?

—В условиях отсутствия видимых ре­зуль­та­тов, на­пра­влен­ных на разрешение кризиса в Украине, сто­ро­ны приходят к пониманию бо­лее активного задействования воз­мож­нос­тей ОБ­СЕ. Как известно, ОБ­СЕ пред­ло­же­на «до­рож­ная кар­та» по урегулированию кризиса, дей­ству­ет мониторинговая миссия Организации, для наблюдения за выборами президента Украины направлялись наблюдатели. Со сво­ей сто­ро­ны Ка­зах­стан ока­зы­ва­ет под­держ­ку этим усилиям. Так, в сос­тав миссии ОБ­СЕ по наблюдению за выборами вошли и наши представители от пар­ла­мен­та и Министерства иностранных дел.

В це­лом мы исходим из то­го, что, не­смот­ря на существующие региональные проб­ле­мы и противоречия, глав­ный от­вет угро­зам и вы­зо­вам — диалог и согласование мер доверия по проб­ле­мам безопасности. И здесь важ­на близость стоящих пе­ред ОДКБ и ОБ­СЕ за­дач в области обеспечения коллективной безопасности и борь­бы с транснациональными угрозами и вызовами.

ОДКБ и ОБ­СЕ ве­дут диалог по широкому кру­гу воп­ро­сов, осуществляется взаимодействие, эти меж­ду­на­род­ные струк­ту­ры сов­мест­но ока­зы­ва­ют содействие в постконфликтном обуст­рой­стве Афганистана, борь­бе с терроризмом и наркотрафиком, сотрудничают по во­ен­но-политическим ас­пек­там.

В кон­текс­те предстоящего вы­во­да коалиционных сил из Афганистана в 2014 го­ду осо­бую роль сыг­ра­ют но­вые инициативы по сов­мест­ным про­ек­там в области безопасности, ко­то­рые по­вы­сят стабильность и без­опас­ность на прост­ран­стве двух организаций.

В частности, значительный потенциал ОБ­СЕ мы видим в таких ас­пек­тах, как оказание экс­перт­ной помощи в борь­бе с наркотиками и не­ле­галь­ной миграцией, под­го­тов­ка полицейских кад­ров, уничтожение взрыв­ча­тых веществ. По­ла­га­ем важ­ным проводить чет­кую координацию в рам­ках мно­гос­то­рон­не­го механизма взаимодействия ОБ­СЕ с ООН и другими региональными объединениями, вклю­чая ОДКБ, по урегулированию аф­ган­ско­го воп­ро­са и реализации про­ек­тов, что исключило бы воз­мож­ное дублирование реализуемых прог­рамм.

В этой связи хо­тел бы отметить важ­ность сотрудничества ОБ­СЕ с такими платформами как ОДКБ, СВМДА и «Стамбульский про­цесс». Как подтвердила 3‑я Министерская встре­ча в рам­ках Стам­буль­ско­го про­цес­са (26 апре­ля 2013 г., Ал­ма­ты), толь­ко тес­ная координация наших усилий позволит достичь видимых ре­зуль­та­тов.

Ни од­но го­су­дар­ство или организация не мо­гут в одиночку противостоять существующим и но­вым угро­зам. По­это­му мы хотим наладить ре­аль­ный продуктивный диалог меж­ду организациями евроатлантического и евразийского прост­ран­ства — ОБ­СЕ, НА­ТО, ОДКБ, ШОС, СВМДА, — ко­то­рый бы учитывал взаимные интересы и обес­по­ко­ен­ность сто­рон, соз­дал синергию усилий для сов­мест­но­го решения проб­лем безопасности на евразийском прост­ран­стве.

Кро­ме то­го, хо­тел бы под­черк­нуть, что воп­ро­сы внешнеполитической координации го­су­дарств — чле­нов ОДКБ, в том числе и взаимодействие с международными и региональными структурами, на­хо­дят­ся в цент­ре внимания Со­ве­та министров иностранных дел организации.

Стратегия‑2050 — это амбициозные задачи по вхождению Ка­зах­ста­на в тридцатку са­мых развитых стран мира. Как мо­жет ска­зать­ся член­ство в Евразийском со­ю­зе на достижении этой цели? Как Ка­зах­стан относится к расширению Та­мо­жен­но­го со­ю­за?

—Именно Ка­зах­стан яв­ля­ет­ся инициатором экономической интеграции на евразийском прост­ран­стве. В мар­те 2014 го­да исполнилось 20 лет с то­го мо­мен­та, как гла­ва го­су­дар­ства выступил в МГУ им. М. Ло­мо­но­со­ва с мо­даль­ным про­ек­том Евразийского экономического со­ю­за.

Соз­дан­ный в 2010 го­ду Та­мо­жен­ный со­юз отк­рыл но­вые возможности для развития от­дель­ных сек­то­ров экономики, преж­де все­го, за счет создания единого рын­ка ТС с численностью бо­лее 170 млн че­ло­век. По оцен­кам экс­пер­тов, до 2030 го­да три стра­ны по­лу­чат дополнительный рост ВВП на 25 про­цен­тов, т. е. бо­лее 600 миллиардов до­лла­ров. Положительным ре­зуль­та­том интеграции в ТС и ЕЭП явилось развитие не­сырь­е­во­го сек­то­ра экономики и привлечение иностранных инвестиций.

Ка­зах­стан не ограничивается рамками евразийской интеграции. На­ша стра­на отк­ры­та для участия и в других организациях для даль­ней­ше­го развития экономики и повышения благосостояния населения стра­ны.

Боль­шой интерес к про­ек­ту экономической интеграции проявили еще два го­су­дар­ства. Кыр­гыз­стан изъявил желание присоединиться к Та­мо­жен­но­му со­ю­зу, а Армения же­ла­ет вступить сра­зу же в Евразийский экономический со­юз. Меж­ду тем 24 де­каб­ря 2013 го­да в Моск­ве на заседании Вы­сше­го Евразийского экономического со­ве­та на уров­не глав го­су­дарств Президент Н. На­за­рба­ев отметил, что мы вы­сту­па­ем за даль­ней­шее расширение со­ю­за. Мы — не за­мкну­тая организация, эта организация соз­да­ет­ся не против ко­го-то.

Интервью провел Арсений СИВИЦКИЙ.

 

Выбор редакции

Здароўе

​Белорусские производители зубной пасты раскрывают секреты

​Белорусские производители зубной пасты раскрывают секреты

Как и из чего делают продукт и что особенного есть в новой пасте «только для своих».

Общество

Истории из жизни Калининграда - самого «прусского» города восточной соседки

Истории из жизни Калининграда - самого «прусского» города восточной соседки

«Город — это русский немец, оторвавшийся от исторической родины».

Общество

Житель Жодино Геннадий Пузанкевич доехал на велосипеде из Беларуси до Владивостока

Житель Жодино Геннадий Пузанкевич доехал на велосипеде из Беларуси до Владивостока

Он каждый день старался преодолевать не менее ста километров.