Вы здесь

От Лиссабона до Владивостока


Таким Россия видит общее экономическое и гуманитарное пространство

17-14

17-14

 

29 мая 2014 г. состоялось подписание Договора о создании Евразийского экономического союза. Текст документа прошел значительный путь эволюции, вектор которой можно описать по схеме «от сильного союза с квазигосударственными наднациональными полномочиями к общему рынку с минимальным делегированием суверенитета в союзные структуры». Достаточны ли достигнутые договоренности для того, чтобы двигаться дальше по пути реинтеграции постсоветского пространства и не станет ли «дефицит централизации» в ЕАЭС причиной низкой эффективности работы всего объединения? Об этом мы спросили Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Республике Беларусь Александра Сурикова:

—Подписанный в Астане Договор о Евразийском экономическом союзе — это плод кропотливого труда, серьезных компромиссов всех участников переговорного процесса, результатом которого стало формирование новой международной организации, определившей, по сути, очередную ступень интеграционного взаимодействия Белоруссии, Казахстана и России.

Упомянутая вами схема весьма условна. Результаты сможет показать только время и статистика. Одно скажу точно: создаваемая нами структура изначально задумывалась как объединение экономической интеграции, а не политический союз с квазигосударственными наднациональными полномочиями. Такая задача никогда не ставилась.

Что касается экономической составляющей, подчеркну, что достигнутые в рамках «тройки» договоренности по наделению полномочиями пока единственного наднационального органа Союза — Евразийской экономической комиссии, — как представляется, достаточны и на сегодняшний день оптимальны для эффективного функционирования ЕАЭС. Каждое слово в проекте договора было тщательно взвешено и оценено профильными экспертами. У нас нет оснований не доверять проведенной экспертной работе. Возможно, если бы проект готовился каждым из государств‑подписантов в одиночку, то он отражал бы их индивидуальные подходы и интересы более полно. Но у нас — совместный труд, поэтому всем участникам пришлось чем-то поступиться. Именно это и делает документ жизнеспособным и эффективным.

Во многих сферах государства-члены будут проводить скоординированную или согласованную политику, что подразумевает решение вопросов в рамках межнациональных органов союза, включая Высший и Межправительственный советы.

С другой стороны, ничто не мешает нам последовательно развивать и углублять интеграционное взаимодействие в рамках ЕАЭС, передавая на наднациональный уровень новые полномочия. Так, мы уже договорились, что с 2025 г. начнет свою работу еще один наднациональный орган — финансовый регулятор. Интеграция — это живой процесс.

Вы знаете, что Европейский союз формировался не за один день. Для того, чтобы Европейская комиссия стала тем, чем она является сейчас, потребовались десятилетия.

Ïðàçäíîâàíèå Äíÿ Ðîññèè

 

 

Евразийская экономическая комиссия, уже хорошо себя зарекомендовавшая, сможет, я уверен, вскоре стать эффективным и авторитетным органом, с которым будут считаться наши партнеры.

—В работе ЕЭС намечены планы и по углублению интеграции (созданию финансового центра, формированию общего энергетического рынка и так далее), и по ее расширению в форме присоединения к нашему союзу Армении и Кыргызстана уже с 2015 года.

—Процесс расширения нашего объединения нам видится вполне логичным, хотя он и не является для нас самоцелью. От вступления новых членов, расширения общего рынка выиграют все участники создаваемого Союза. Мы всегда были открыты для наших партнеров, заинтересованных в более глубоком сотрудничестве. Если государство готово в полном объеме принять на себя обязательства, вытекающие из договорно-правовой базы объединения, и работать в одной связке с членами ЕАЭС, мы готовы предложить ему все преимущества работы на нашем рынке.

Разумеется, этому должна предшествовать подготовительная работа по адаптации экономики государства-кандидата к новым условиям. Должна быть выработана соответствующая «дорожная карта».

В настоящее время на завершающей стадии находится работа по присоединению Армении к Договору о ЕАЭС. Подписание соответствующего договора может состояться в самое ближайшее время.

Эксперты, в том числе на площадке Евразийской экономической комиссии, вплотную приступили к проработке необходимых технических и юридических вопросов, связанных с подключением Киргизии, которая также заявила о намерении присоединиться к интеграционным процессам.

—Лидеры России и Беларуси не раз подчеркивали, что создание Евразийского экономического союза не должно разделять Европу и Евразию. Владимир Путин выдвинул идею Большой Европы от Лиссабона до Владивостока, Александр Лукашенко говорит о концепции «интеграции интеграций». С точки зрения реальной политики, каких взаимоотношений между ЕС и ЕАЭС можно ожидать и на какие надеяться в ближайшие 5–10 лет?

—Мы выступаем против того, чтобы региональная экономическая интеграция приводила к формированию новых «разделительных линий», создавала сложности для экономических связей с внешними партнерами, с другими интеграционными группировками. В этом контексте важной задачей становится сопряжение интеграционных усилий, практическая реализация идеи «интеграции интеграций».

Мы давно предлагали, продолжаем предлагать строить общее экономическое и гуманитарное пространство от Атлантического до Тихого океана. На саммите Россия — ЕС 28 января с. г. в Брюсселе Президент Российской Федерации В. В. Путин выдвинул идею заключить в будущем соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и ЕС.

Тот факт, что евразийская и европейская интеграционная модели построены на схожих принципах, опираются на нормы ВТО, на наш взгляд, создает хорошую базу для дальнейшей работы над снятием торговых и инвестиционных барьеров, сближением нормативно-правового регулирования, гармонизацией действующих в двух объединениях правил ведения бизнеса и технических стандартов.

Евросоюз также не раз декларировал приверженность цели построения общего пространства от Лиссабона до Владивостока. К сожалению, реальные действия наших партнеров пока расходятся со словами.

ЕС, руководствуясь, по-видимому, политическими мотивами, по-прежнему уклоняется от полноценного диалога с евразийскими структурами, который объективно давно назрел.

Надеемся, новое руководство ЕС будет исходить из прагматических соображений, осознает, что сама логика развития экономической интеграции диктует необходимость и даже неизбежность активного развития сотрудничества по линии ЕАЭС-ЕС, в том числе заключения в будущем соглашения о свободной торговле. Убеждены, что такое соглашение может послужить катализатором развития торговли, промышленной кооперации, инвестиционных связей на всем пространстве от Атлантики до Тихого океана. Сегодня мяч на стороне ЕС.

—Как Вы оцениваете ситуацию на Украине в настоящее время? Какие шаги должны быть предприняты вовлеченными субъектами для конструктивного разрешения ситуации?

—К сожалению, кризис на Украине продолжается.

Главная задача сегодня — прекратить насилие, сесть за стол переговоров и попытаться путем диалога найти взаимоприемлемые решения. Наша принципиальная позиция была и остается неизменной — украинский кризис должен решаться именно путем диалога властей в Киеве с регионами Украины, с различными политическими и общественными силами страны. Избрав курс на проведение карательной по сути операции против собственного народа, Киев загнал ситуацию в тупик, никак не способствуя стабилизации и выходу из внутриукраинского кризиса, который в острой фазе произошел из-за силового государственного переворота февраля с. г. (во многом спровоцированного со стороны Запада) и с которым не согласны жители юго-восточной части Украины.

Поэтому первым и обязательным шагом должно быть прекращение насилия, остановка так называемой «антитеррористической операции», проводимой Киевом с использованием вооруженных сил страны и различного рода формирований радикал-националистических боевиков типа «Правого сектора», «перекрашенных» властями в Национальную гвардию и различные батальоны на содержании местных олигархов.

Ключ к разрешению кризиса на Украине — у самих украинцев. Они сами должны договориться о путях выхода из сложившейся ситуации, найти способы построения такого государства, которое не провоцировало бы постоянно внутриполитические кризисы, давало бы возможность различным регионам страны, гражданам различной национальности и различных политических убеждений комфортно жить и сосуществовать друг с другом в условиях демократической организации общества и эффективного государственного устройства.

Международное участие — это содействие украинцам в налаживании внутриукраинского диалога. И здесь Москва открыта к совместному с нашими партнерами из отдельных стран и международных организаций поиску различных взаимоприемлемых вариантов.

Считаем актуальными договоренности, согласованные в известном Женевском заявлении 17 апреля и получившие развитие в «дорожной карте» швейцарского председательства ОБСЕ.

В указанных документах зафиксировано обязательство воздерживаться от насильственных действий, запугиваний и провокаций. Однако Киев пока не только не отменил, но и продолжает карательную операцию против собственного народа, подвергает города на востоке страны регулярным обстрелам, в том числе из тяжелого вооружения.

Киев так и не приступил к разоружению незаконных вооруженных формирований, прежде всего боевиков «правого сектора», других ультрарадикалов, а также различных региональных боевых структур типа батальона «Днепр», сомнительной с точки зрения правовой основы «Национальной гвардии».

Необходимо провести открытое, объективное и транспарентное, с участием международных структур, расследование февральских погромов на майдане и майских кровавых событий в Одессе и Мариуполе, ракетного обстрела здания администрации в Луганске, других преступлений. Пока же результатов таких беспристрастных расследований не видно.

Отметим, кстати, что на Украине, вопреки имевшимся договоренностям, прекратили проведение «круглых столов», призванных обеспечить национальное примирение, справедливое и стабильное конституционное устройство страны. Последний «круглый стол» состоялся 21 мая в Николаеве. К сожалению, пока эти мероприятия проводились «для галочки», без привлечения реальных представителей регионов и политических сил. Причем вместо обсуждения путей выхода страны из кризиса, межнационального согласия акцент делается на критике политики России.

Явно застопорилась на Украине и содержательная работа над конституционной реформой, без чего вряд ли можно будет серьезно говорить о выходе из кризиса. По имеющейся информации, Киев отозвал свои конституционные наработки из Венецианской комиссии.

Нынешние проблемы де-факто властей в Киеве идут, прежде всего, от нерешенности именно этих проблем, от нежелания слушать и слышать свой народ, неготовности вести открытый диалог со всеми регионами, с различными политическими силами.

В Москве, разумеется, обратили внимание на заявления недавно избранного президента Украины о его видении путей выхода из кризиса. Наши дальнейшие шаги мы будем выстраивать, прежде всего, с учетом не декларированных намерений, пусть и самых благих, а исходя из анализа реальных практических дел киевских властей.

—На заседании Российского совета по международным делам министр иностранных дел России заявил, что отношения России и Запада не вернутся к прежней модели. Как, на ваш взгляд, в рамках новой модели могут решаться острейшие вопросы мировой повестки дня? Например, будет ли Россия продолжать добиваться изменения международной оценки афганского наркопроизводства и признания его угрозой международному миру и безопасности? Продолжится ли сотрудничество по иранской ядерной программе? Изменится ли позиция России по ближневосточным конфликтам — сирийскому и израильско-палестинскому?

—В современном взаимозависимом мире Россию и Запад связывает очень многое: от вопросов экономического регулирования до решения кризисных ситуаций и открытых конфликтов в различных точках земного шара. К сожалению, вызовов и угроз меньше не становится, скорее наоборот. Отвечая на ваш вопрос о возможном изменении позиции России по таким ключевым темам, как афганский наркотрафик, иранская ядерная программа, ближневосточное и сирийское урегулирование, хотел бы подчеркнуть: Россия, определяя свое отношение к вопросам глобальной повестки дня, всегда руководствовалась и будет руководствоваться, принципами международного права и справедливого мироустройства. Россия как ответственный субъект современной системы международных отношений не собирается менять свои принципиальные подходы к тем или иным проблемам в угоду внешнеполитической конъюнктуре. Конечно, позиция России не статична: она может корректироваться в соответствии с меняющимися обстоятельствами. Главное, что принципы и ценности, на которых базируется российская внешняя политика, неизменны.

Юрий ЦАРИК.

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.