Вы здесь

Сибирь белорусами сильна


Не так да­вно в Том­ской области сос­то­ял­ся V Меж­ду­на­род­ный фестиваль бел­орус­ской куль­ту­ры. По­ка­зать се­бя и других по­смот­реть смогли творческие коллективы из Том­ска, Том­ско­го рай­о­на, Иркутска, Новосибирска, Ом­ска и Республики Ка­зах­стан. Фестивальные мероприятия не ограничились Том­ском — прошли и в рай­о­нах области. Зрители теп­ло принимали на­род­ные и сов­ре­мен­ные белорусские песни и национальные тан­цы. Но «гвоз­дем» фестиваля стал его специальный гость — го­су­дар­ствен­ный ан­самбль «Пес­ня­ры».

Принято считать, что бел­орус­ская диаспора в России да­ле­ко не са­мая многочисленная. Но это смот­ря где, — воз­ра­жа­ет мне Лю­бовь Адаскевич, руководитель региональной национально-куль­тур­ной автономии бел­ору­сов го­ро­да Том­ска. — Вот в Сибири наших зем­ля­ков живет мно­го. К примеру, в Том­ской области пер­вые белорусские поселения появились еще в ХІХ ве­ке.

За период с 1900 по 1905 го­д из од­ной Витебской губернии в Сибирь переселилось 31259 че­ло­век. В Том­ской губернии появились «говорящие» названия на­се­лен­ных пунк­тов: по­се­лок Витебский в Спас­ской волости, де­рев­ня Витебская в 32 километрах от Том­ска. Да и сей­час почти в каж­дом рай­о­не Том­ской области мож­но найти деревни с белорусским «ак­цен­том»: деревни Михайловку, Николаевку, По­кров­ку мож­но на­звать чисто белорусскими — здесь почти нет представителей других национальностей. К сло­ву, все эти деревни основали пе­ре­се­лен­цы из од­но­го уез­да — Дрисенского (ны­не Верхне-
двинский рай­он Витебской области).

Три хо­до­ка из Витебской губернии — Иван Глинский, Григорий Шила и Николай Готин — не­да­ле­ко от Покровки «застолбили» мес­то для своих зем­ля­ков. Род­ные и зна­ко­мые хо­до­ков ехали сю­да в течение двух лет. Мес­теч­ко имело название Ко­чу­баж (это название не прижилось), де­рев­ня бы­ла переименована в Михайловку.

В 1901 го­ду Ко­чу­баж предс­тав­лял со­бой 34 семьи, из них «лиц муж­ско­го по­ла — 131 че­ло­век». «Именные списки» пе­ре­се­лен­чес­ко­го участ­ка Ко­чу­баж (Кочубажский) сохранили для по­том­ков фамилии пер­вых его жителей. Помимо перечисленных вы­ше, это Ан­тон, Николай и Филип Липовки; Сте­пан и Сер­гей Шабаловские; Анд­рей, Яков, Василий, Игнатий Костыки; Дмитрий и Михаил Крупени и др. Эти фамилии и сей­час яв­ля­ют­ся распространенными в Ше­гар­ском рай­о­не Том­ской области.

Осо­бая история у треть­ей деревни. Официально она сей­час именуется Николаевкой. Жители ее на­зы­ва­ют Му­рен­ской, или Му­рон­ской. Возникла она чуть по­зднее пер­вых двух де­ре­вень. Но­во­се­лы этой деревни оказались в бо­лее тя­же­лых условиях, чем но­во­се­лы Покровки и Михайловки. Все вы­год­ные мес­та были уже за­ня­ты, да и земли выделили ма­ло.  Од­на­ко не­смот­ря на все эти трудности мас­со­во­го об­рат­но­го переселения белорусских кресть­ян из Том­ско­го уез­да не бы­ло. Но­во­се­лы осушали бо­ло­та, корчевали лес, осваивали зем­лю. Сибирь для них ста­ла вто­рой родиной.

За столетия не­прос­то бы­ло сохранить национальное многообразие: действительно, многие бел­ору­сы стали считать се­бя русскими, ассимилировались. Но в ХХІ ве­ке многие из тех, кто живет на сибирской зем­ле в треть­ем-чет­вер­том поколении, или по историческим мер­кам не­да­вно — не­сколь­ко десятилетий, решили, что не­го­же бел­ору­сам Том­ска быть «иванами, не помнящими род­ства». И создали в 2001 го­ду Товарищество бел­орус­ской куль­ту­ры «Бе­лые Ро­сы». За­тем че­рез че­ты­ре го­да оно «вы­рос­ло» в национально-куль­тур­ную автономию бел­ору­сов Том­ска. А не­сколь­ко лет на­зад зем­ля­чест­во пригласило гос­тей в «Бел­орус­скую избу». Создали его на ба­зе том­ско­го До­ма дет­ства и юно­шест­ва «Фа­кел».

Это тру­д и заслуга энтузиастки и «мо­то­ра» всех белорусских инициатив в Том­ске Любови Адаскевич:

— Национально-куль­тур­ная автономия бел­ору­сов Том­ска пост­ара­лась максимально вос­соз­дать интерьер настоящей национальной бел­орус­ской ха­ты, в ко­то­рой соб­ра­ны пред­ме­ты бы­та сла­вян, национальные кос­тю­мы.

«Бел­орус­ская изба» и вправ­ду ста­ла мес­том пост­оян­но действующей экспозиции са­мых ха­рак­тер­ных об­раз­цов материальной и ду­хов­ной куль­ту­ры бел­ору­сов, фестивальной площадкой для проведения об­ласт­ных и межрегиональных мероприятий сла­вян­ской куль­ту­ры, в ко­то­рых бел­ору­сы проч­но заняли мес­то застрельщиков.

Лариса РА­КОВ­СКАЯ.

 

Выбор редакции

Общество

Как удовлетворить кадровый голод в сфере IТ?

Как удовлетворить кадровый голод в сфере IТ?

Работодатели говорят, что быть хорошим программистом и уметь писать код для эффективной работы уже недостаточно.

Культура

В воскресенье евреи празднуют Новый год деревьев

В воскресенье евреи празднуют Новый год деревьев

На этот праздник особенным образом потребляют разные фрукты, запивая бокалами хорошо разбавленного вина.  

Экономика

Почему кредиты на строительство стали менее доступны?

Почему кредиты на строительство стали менее доступны?

Несмотря на стабильность ставки рефинансирования.