Вы здесь

Мо­жет ли украинский кризис повлиять на афганский транзит?


По ме­ре то­го, как в российско-американских отношениях на­рас­та­ет на­пря­жен­ность из-за незавершающегося украинского кризиса, под уда­ром мо­гут ока­зать­ся не толь­ко сфе­ры тор­го­во-экономического сотрудничества, но и взаимодействие России и США по воп­ро­сам региональной и гло­баль­ной безопасности.

3

3

Как толь­ко США объявили об ужесточении санкций в отношении России, от­вет российской сто­ро­ны не заставил се­бя до­лго ждать: пер­вый заместитель пред­се­да­те­ля комитета по меж­ду­на­род­ным де­лам Гос­ду­мы РФ Леонид Калашников предложил приостановить соглашение с США о транзите гру­зов в/из Афганистана че­рез так на­зы­ва­е­мую Се­вер­ную распределительную сеть (СРС).

 

СРС бы­ла специально раз­ра­бо­та­на в 2008 го­ду Цент­раль­ным командованием США (US CENTCOM) для организации за­па­сно­го варианта снабжения во­ен­ной миссии в Афганистане. СРС на­ча­ла функционировать в 2009 го­ду на ос­но­ве соглашений, подписанных США (а впоследствии, НА­ТО и другими странами-партнерами ІSAF) с правительствами го­су­дарств Ев­ро­пы (вклю­чая Россию), Кав­ка­за и Цент­раль­ной Азии. По­сле охлаждения отношений меж­ду США и Пакистаном с 2011 го­да СРС стала практически единственным логистически воз­мож­ным марш­ру­том по снабжению контингента ІSAF в Афганистане, т.к. пакистанский марш­рут стал не­до­сту­пен по двум причинам.

С целью углубить уро­вень сотрудничества с США по воп­ро­сам безопасности Россия в мар­те 2012 го­да приняла решение соз­дать в рам­ках СРС транзитный центр (логистический пункт) НА­ТО в Уль­я­нов­ске для обеспечения контингента Меж­ду­на­род­ных сил содействия безопасности / НА­ТО в Афганистане. При этом не­по­сред­ствен­ное участие в продвижении это­го про­ек­та приняли ОАО «Российские же­лез­ные дороги», российская транс­порт­ная компания «Вол­га-Днепр» и американская част­ная во­ен­ная компания Kellog Brown & Root.

Он яв­ля­ет­ся важ­ным уз­лом СРС, ко­то­рый поз­во­ля­ет переваливать натовские гру­зы, идущие в направлении Афганистана, с же­лез­ной дороги на су­хо­пут­ный и авиатранспорт и на­обо­рот — из Афганистана. Пред­по­ла­га­ет­ся, что че­рез не­го до­лжна выводится на­тов­ская техника и военнослужащие по­сле окончания во­ен­ной миссии в Афганистане в кон­це 2014 го­да.

В рам­ках СРС существует три марш­ру­та снабжения:

1) Се­вер­ный: Прибалтика — Бе­ла­русь — Россия — Ка­зах­стан — Узбекистан — Афганистан;

2) Юж­ный: Грузия — Азер­бай­джан — Ка­зах­стан — Узбекистан — Афганистан;

3) Так на­зы­ва­е­мый ККТ, ко­то­рый частично со­от­вет­ству­ет Се­вер­но­му: Прибалтика — Бе­ла­русь — Россия — Ка­зах­стан — Кыр­гыз­стан — Таджикистан — Афганистан.

Очевидно, что, как толь­ко Россия по­пы­та­ет­ся свер­нуть проходящие че­рез свою территорию марш­ру­ты СРС, США сра­зу же переориентируют гру­зо­вые потоки на Юж­ный марш­рут. Но да­же если предположить, что Россия использует свое влияние на Ка­зах­стан для то­го, что­бы приостановить транзит че­рез Юж­ный марш­рут, у США сох­ра­ня­ет­ся еще од­на опция.

Практически с са­мо­го на­ча­ла украинского кризиса, приведшего к обострению отношений и потери доверия меж­ду США и Россией, американское во­ен­но-политическое ру­ко­вод­ство просчитало риск, свя­зан­ный с воз­мож­ным сворачиванием Россией аф­ган­ско­го транзита че­рез СРС. Тог­да же впер­вые в СМИ появилась информация о том, что США ве­дут тай­ные пе­ре­го­во­ры с Ираном по по­во­ду организации за­па­сно­го марш­ру­та вы­во­да американских войск че­рез иранский порт Чах­ба­хар.

И хо­тя эта информация никак не комментировалась официальными источниками, основанием для ее появления стал интенсивный про­цесс нормализации отношений меж­ду США и Ираном, ко­то­рый мож­но на­блю­дать на протяжении по­след­не­го го­да.

Но са­мая глав­ная причина, по ко­то­рой Россия вряд ли пой­дет на сворачивание СРС, — это ком­мер­чес­кая вы­го­да, ко­то­рую по­лу­ча­ют российские компании, осуществляющие транзит. Их прибыль оценивалась око­ло $1 млрд в год в период меж­ду 2012 и 2013 годами. Со­от­вет­ствен­но, мож­но говорить о сопоставимых су­ммах в период вы­во­да войск из Афганистана.

Од­на­ко есть еще один важ­ный мо­мент. Практически все го­су­дар­ства — чле­ны ОДКБ (кро­ме Армении) участ­ву­ют в транзите натовских гру­зов че­рез свою территорию. И хо­тя каж­дое го­су­дар­ство — член ОДКБ принимало решение об участии в СРС са­мос­то­я­тель­но (то есть в рам­ках ОДКБ не проводилось специальных консультаций по это­му воп­ро­су), Россия не мо­жет свер­нуть в од­нос­то­рон­нем по­ряд­ке транзит че­рез свою территорию, так как это так­же затрагивает экономические и внешнеполитические интересы других го­су­дарств ОДКБ, участвующих в СРС, — Беларуси, Ка­зах­ста­на и Таджикистана.

 

Арсений Сивицкий,

директор Цент­ра стратегических и внешнеполитических исследований.

Выбор редакции

Общество

Парад в Минске состоится 3 июля в 9 часов вечера

Парад в Минске состоится 3 июля в 9 часов вечера

Сейчас к нему готовится пешая колонна.  

Общество

Корреспонденты «Звязды» посетили «Волчьи норы»

Корреспонденты «Звязды» посетили «Волчьи норы»

Там отбывают наказание мужчины, впервые осужденные за незаконный оборот наркотиков.

Экономика

Частный бизнес выбирает Смиловичи

Частный бизнес выбирает Смиловичи

В этом убедилась корреспондент, посетив поселок.