Вы здесь

Мо­жет ли украинский кризис повлиять на афганский транзит?


По ме­ре то­го, как в российско-американских отношениях на­рас­та­ет на­пря­жен­ность из-за незавершающегося украинского кризиса, под уда­ром мо­гут ока­зать­ся не толь­ко сфе­ры тор­го­во-экономического сотрудничества, но и взаимодействие России и США по воп­ро­сам региональной и гло­баль­ной безопасности.

3

3

Как толь­ко США объявили об ужесточении санкций в отношении России, от­вет российской сто­ро­ны не заставил се­бя до­лго ждать: пер­вый заместитель пред­се­да­те­ля комитета по меж­ду­на­род­ным де­лам Гос­ду­мы РФ Леонид Калашников предложил приостановить соглашение с США о транзите гру­зов в/из Афганистана че­рез так на­зы­ва­е­мую Се­вер­ную распределительную сеть (СРС).

 

СРС бы­ла специально раз­ра­бо­та­на в 2008 го­ду Цент­раль­ным командованием США (US CENTCOM) для организации за­па­сно­го варианта снабжения во­ен­ной миссии в Афганистане. СРС на­ча­ла функционировать в 2009 го­ду на ос­но­ве соглашений, подписанных США (а впоследствии, НА­ТО и другими странами-партнерами ІSAF) с правительствами го­су­дарств Ев­ро­пы (вклю­чая Россию), Кав­ка­за и Цент­раль­ной Азии. По­сле охлаждения отношений меж­ду США и Пакистаном с 2011 го­да СРС стала практически единственным логистически воз­мож­ным марш­ру­том по снабжению контингента ІSAF в Афганистане, т.к. пакистанский марш­рут стал не­до­сту­пен по двум причинам.

С целью углубить уро­вень сотрудничества с США по воп­ро­сам безопасности Россия в мар­те 2012 го­да приняла решение соз­дать в рам­ках СРС транзитный центр (логистический пункт) НА­ТО в Уль­я­нов­ске для обеспечения контингента Меж­ду­на­род­ных сил содействия безопасности / НА­ТО в Афганистане. При этом не­по­сред­ствен­ное участие в продвижении это­го про­ек­та приняли ОАО «Российские же­лез­ные дороги», российская транс­порт­ная компания «Вол­га-Днепр» и американская част­ная во­ен­ная компания Kellog Brown & Root.

Он яв­ля­ет­ся важ­ным уз­лом СРС, ко­то­рый поз­во­ля­ет переваливать натовские гру­зы, идущие в направлении Афганистана, с же­лез­ной дороги на су­хо­пут­ный и авиатранспорт и на­обо­рот — из Афганистана. Пред­по­ла­га­ет­ся, что че­рез не­го до­лжна выводится на­тов­ская техника и военнослужащие по­сле окончания во­ен­ной миссии в Афганистане в кон­це 2014 го­да.

В рам­ках СРС существует три марш­ру­та снабжения:

1) Се­вер­ный: Прибалтика — Бе­ла­русь — Россия — Ка­зах­стан — Узбекистан — Афганистан;

2) Юж­ный: Грузия — Азер­бай­джан — Ка­зах­стан — Узбекистан — Афганистан;

3) Так на­зы­ва­е­мый ККТ, ко­то­рый частично со­от­вет­ству­ет Се­вер­но­му: Прибалтика — Бе­ла­русь — Россия — Ка­зах­стан — Кыр­гыз­стан — Таджикистан — Афганистан.

Очевидно, что, как толь­ко Россия по­пы­та­ет­ся свер­нуть проходящие че­рез свою территорию марш­ру­ты СРС, США сра­зу же переориентируют гру­зо­вые потоки на Юж­ный марш­рут. Но да­же если предположить, что Россия использует свое влияние на Ка­зах­стан для то­го, что­бы приостановить транзит че­рез Юж­ный марш­рут, у США сох­ра­ня­ет­ся еще од­на опция.

Практически с са­мо­го на­ча­ла украинского кризиса, приведшего к обострению отношений и потери доверия меж­ду США и Россией, американское во­ен­но-политическое ру­ко­вод­ство просчитало риск, свя­зан­ный с воз­мож­ным сворачиванием Россией аф­ган­ско­го транзита че­рез СРС. Тог­да же впер­вые в СМИ появилась информация о том, что США ве­дут тай­ные пе­ре­го­во­ры с Ираном по по­во­ду организации за­па­сно­го марш­ру­та вы­во­да американских войск че­рез иранский порт Чах­ба­хар.

И хо­тя эта информация никак не комментировалась официальными источниками, основанием для ее появления стал интенсивный про­цесс нормализации отношений меж­ду США и Ираном, ко­то­рый мож­но на­блю­дать на протяжении по­след­не­го го­да.

Но са­мая глав­ная причина, по ко­то­рой Россия вряд ли пой­дет на сворачивание СРС, — это ком­мер­чес­кая вы­го­да, ко­то­рую по­лу­ча­ют российские компании, осуществляющие транзит. Их прибыль оценивалась око­ло $1 млрд в год в период меж­ду 2012 и 2013 годами. Со­от­вет­ствен­но, мож­но говорить о сопоставимых су­ммах в период вы­во­да войск из Афганистана.

Од­на­ко есть еще один важ­ный мо­мент. Практически все го­су­дар­ства — чле­ны ОДКБ (кро­ме Армении) участ­ву­ют в транзите натовских гру­зов че­рез свою территорию. И хо­тя каж­дое го­су­дар­ство — член ОДКБ принимало решение об участии в СРС са­мос­то­я­тель­но (то есть в рам­ках ОДКБ не проводилось специальных консультаций по это­му воп­ро­су), Россия не мо­жет свер­нуть в од­нос­то­рон­нем по­ряд­ке транзит че­рез свою территорию, так как это так­же затрагивает экономические и внешнеполитические интересы других го­су­дарств ОДКБ, участвующих в СРС, — Беларуси, Ка­зах­ста­на и Таджикистана.

 

Арсений Сивицкий,

директор Цент­ра стратегических и внешнеполитических исследований.

Выбор редакции

Экономика

Как наладить бизнес в небольшом райцентре, где нет железной дороги

Как наладить бизнес в небольшом райцентре, где нет железной дороги

Узденский костёл, который построили в конце XVIII века, местные власти не один раз пытались продать через электронный аукцион, но желающих восстановить памятник архитектуры не находилось.

Спорт

«Десятое место — это наша ошибка». Белорусские гандболисты не вышли в олимпийский квалификационный турнир

«Десятое место — это наша ошибка». Белорусские гандболисты не вышли в олимпийский квалификационный турнир

В заключительном матче ЧЕ по гандболу сборная Беларуси сыграла вничью с командой Австрии — 36:36

Калейдоскоп

Веселые истории читателей

Веселые истории читателей

«Звязда» как-то правильно писала, что есть такое место, где человеку хорошо одному. Это — туалет.