Вы здесь

Дороги делают деньги


За эти деньги идет жесткая борьба среди перевозчиков.

ЕАЭС может сделать борьбу честнее

Экономический союз подразумевает, что его участники собираются больше торговать друг с другом и третьими странами, взаимно помогать в этом каждому из членов. Торговля подразумевает перемещение продукции в пределах одной страны и между разными странами. Перемещение товаров подразумевает оказание услуг по перевозке грузов. А она сама по себе является приличной частью экономики, специфичной сферой со своими законами и проблемами. Как сгладить все шероховатости общего рынка международных автомобильных перевозок? Об этом говорили на конференции в Минске, организованной ассоциацией «БАМАП».

2-15

2-15

 

Принцип открытости или открытый «принцип»

Итоговые мероприятия ассоциации «БАМАП» прошли фактически в канун годовщины подписания президентами трех стран Договора о Евразийском экономическом союзе.

«ЕАЭС — молодое интеграционное объединение, — говорит председатель ассоциации «БАМАП» Николай Боровой. — Поэтому очень важно при движении к конечной цели — созданию общего рынка транспортных услуг — перенимать и использовать положительный опыт других интеграционных объединений и наработки устоявшейся международной практики по либерализации международных автоперевозок. Для нормального функционирования транспортного рынка на Евразийском пространстве главенствовать должен принцип открытости». И важно, чтобы это не путали с открытым «принципом» — когда отстаиваются только интересы своих.

Самые открытые рынки для выполнения международных автомобильных перевозок — в Грузии, Беларуси и Молдове. Наиболее закрытые из-за высоких барьеров — Афганистан, Россия и Казахстан. «Мы — страна, которая открыла свой рынок. И мы способны к нормальной конкуренции. Поэтому ожидаем аналогичных шагов от своих партнеров. Это нормальное явление», — считает руководитель ассоциации.

На протяжении 2014 года «БАМАП» совместно с Министерством транспорта и коммуникаций Беларуси, иными органами государственного управления работали над созданием условий для максимально рационального и эффективного использования имеющегося транспортного потенциала в рамках ЕАЭС. Чего же удалось достичь? Заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии Сергей Негрей заявил: «С 1 января, с начала прямого действия договора о ЕАЭС, удалось решить проблему допуска к перевозкам. Разрешительная система в отношении двусторонних перевозок между странами союза была отменена».

В рамках формирования скоординированной транспортной политики в ЕАЭС, поэтапной либерализации транспортных услуг государствами-членами ассоциация «БАМАП» приняла активное участие в разработке ряда нормативных документов, призванных урегулировать отношения сторон с учетом нового уровня интеграции, в частности Таможенного кодекса ЕАЭС, а также Программы либерализации каботажных перевозок грузов в ЕАЭС, которая до 1 июля 2015 года должна быть утверждена Высшим советом ЕЭК.

Треть положительного сальдо

Несмотря на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру и непростую ситуацию на рынке транспортных услуг, по данным за 2014 год, выручка от деятельности международного автотранспорта в Беларуси составила 11,7 трлн рублей, что на 9,1% больше, чем в 2013-м. Общий объем грузов, перевезенных белорусскими перевозчиками с учетом двусторонних перевозок Беларусь–Россия, увеличился на 9% до 11,6 млн тонн. Общее количество грузоперевозок возросло на 8% и составило 740 тысяч.

Поступление иностранной валюты по экспорту услуг автотранспорта превысило 1,1 млрд долларов. В балансе услуг Беларуси сформировано второе по объему после трубопроводного транспорта положительное сальдо, которое составило 669,8 млн долларов (или в удельном весе — 30,3% положительного сальдо внешней торговли услугами).

300 грузовиков в час

Говоря о логистике, наверное, одной из самых важных составляющих успешных и эффективных международных перевозок, Николай Боровой вспомнил о визите Председателя КНР в Беларусь. Во время этого визита руководитель компании, которая будет строить огромный логистический центр в рамках индустриального парка «Великий камень», заявил, что Беларусь — это сухопутная страна и они хотят уменьшить себестоимость продукции резидентов парка за счет уменьшения транспортных расходов. «Он думает не только о прибыльности своей работы, но и о помощи коллегам. Так должны рассуждать все логистические центры», — заключил председатель «БАМАП».

Тем более что количество автомобильных перевозок постоянно увеличивается. Заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Сергей Борисюк озвучил некоторые цифры: «В сравнении с 2010 годом в 2012-2013 годах количество автомобильных перевозок увеличилось на четверть. А последние данные говорят о том, что сейчас идет снижение. Но есть и позитивный момент — увеличение доли белорусских перевозчиков в общем объеме перевозок. Последние пять лет мы занимали 12%, а теперь — 14%. Самый большой удельный вес у российских перевозчиков — 44%, 22% — польские, 8% — литовские. Через белорусский участок границы ЕАЭС перемещается ежегодно около 2-2,5 млн грузовиков. Это около 300 машин в час».

Просьбы перевозчиков

Проект Резолюции конференции «Особенности выполнения международных автомобильных перевозок в условиях функционирования ЕАЭС. Проблемы и перспективы» содержал много важных требований и замечаний. Стоит отдельно отметить некоторые из них. К примеру участники конференции «просят Таможенный комитет поддержать подготовку и защиту предложений в проект Таможенного кодекса ЕАЭС о невключении в таможенную стоимость товаров расходов, связанных с транспортировкой до места прибытия на территорию ЕАЭС, погрузкой, разгрузкой, перегрузкой, страхованием товаров при их оказании резидентами государств — членов ЕАЭС; продолжить работу по заключению соглашения об особенностях применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года на территории ЕАЭС».

Кроме того, есть просьба к Министерству транспорта и коммуникаций Беларуси «продолжить работу по либерализации условий и поэтапному снятию количественных ограничений при выполнении международных автомобильных перевозок перевозчиками Беларуси в\из третьих стран на территорию других государств — членов ЕАЭС».

Владислав КУЛЕЦКИЙ

Выбор редакции

Культура

История сохраняется в мелочах. Как правильно реставрировать кладбище?

История сохраняется в мелочах. Как правильно реставрировать кладбище?

Ограждения — традиция, которую следует сохранить.

Общество

Глава Минской области — о том, чего регион достиг за двадцать пять лет

Глава Минской области — о том, чего регион достиг за двадцать пять лет

Минщина — самый центр страны, она даже своими очертаниями напоминает сердце.

Общество

Как под Минском сортируют мусор

Как под Минском сортируют мусор

Оператор вторичных материальных ресурсов и движение за переработку отходов «Цель 99» дали людям возможность своими глазами увидеть, как выглядят «мусорные кладбища».