Вы здесь

Экологичная скорость


29 мая в казахстанском поселке Бурабай главы правительств стран Евразийского экономического союза поддержали план мероприятий по обеспечению стимулирования производства и использования электромобилей в странах союза на 2015—2017 годы. Накануне интервью «СЕ» по этому поводу дал член Коллегии (министр) по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Сергей Сидорский.

Безимени-5

Безимени-5

 

— Сергей Сергеевич, понятие «экологически чистый транспорт» сейчас, что называется, на слуху. А что реально делается в странах Таможенного союза и единого экономического пространства по его развитию?

— У экологически чистого транспорта есть очевидные преимущества с точки зрения снижения вредного воздействия на окружающую среду. Однако его использование в государствах ЕАЭС остается пока экономически невыгодным. Это связано, в первую очередь, с недостаточной развитостью инфраструктуры, необходимой для обслуживания такого транспорта.

Кроме того, цены на электромобили значительно выше по сравнению с обычными автомобилями, имеющими двигатели внутреннего сгорания. Это обусловлено ограниченным объемом производства электромобилей.

В целях стимулирования продвижения автомобилей, содержащих в качестве ходовых исключительно электродвигатели, на рынок ЕАЭС принято решение Совета Евразийской экономической комиссии об обнулении на временной основе (до 31 декабря 2015 года) ставки ввозной таможенной пошлины в отношении такого транспорта.

Применение данной меры, несомненно, затрагивает интересы производителей автомобилей, которые имеют долгосрочные планы по производству транспортных средств с электрическим двигателем. Поэтому мы, как ответственные за промышленный блок ЕАЭС, разработали план мероприятий по обеспечению стимулирования производства и использования электромобилей в наших странах на 2015—2017 годы. Этот план поддержан экспертами сторон и одобрен на заседании Совета Евразийской экономической комиссии 28 апреля 2015 года. Выполнение этого плана будет способствовать повышению спроса на электромобили среди населения наших стран.

— Насколько готовы наши страны производить экологически чистые транспортные средства?

— Сегодня наработки уже имеются и достаточно серьезные. Так, АвтоВАЗ разработал конструкцию отечественного электромобиля на базе автомобиля LADA Kalіna, реализует пилотный проект по изготовлению экспериментальной партии в количестве 100 штук и принципиально готов развивать данное направление.

Начаты работы внутри государственной корпорации «Ростех» по освоению производства отдельных компонентов для электромобиля и зарядной инфраструктуры. В частности концерн «Радиоэлектронные технологии», входящий в корпорацию, разработал универсальные электрозарядные станции (ЭЗС) «ФОРА» для экспресс-зарядки аккумуляторов электромобилей российского и зарубежного производства. Развивается производство аккумуляторов в Беларуси.

Кроме того, в России реализуются проекты по разработке систем, узлов и агрегатов для электротранспорта. Так, разработаны тяговый электропривод электромобиля и суперконденсаторы, используемые в качестве накопителя энергии (вместо применяемых в настоящее время в электромобилях литий-ионных аккумуляторов). Компанией «Ренова» разрабатывается высокоэффективный электропривод на основе мотор-колес для электромобилей.

Российская компания «КамАЗ» имеет собственные разработки электроавтобусов большой и малой вместимостью, сделанные на основе автобусов Otokar и НЕФАЗ.

Белорусский завод «Белкоммунмаш» осваивает производство гибридного автобуса «Витовт», который оснащен гибридным дизель-электрическим приводом, обеспечивающим снижение потребления топлива до 30% и уменьшение выброса вредных веществ в окружающую среду.

Японский автопроизводитель Mіtsubіshі имеет планы по созданию зарядной инфраструктуры для электромобилей на территории России в партнерстве с ОАО «Россети». Соответствующее соглашение было подписано в 2013 году.

— Чего, на ваш взгляд, этим проектам не хватает?

— Они разрознены. И поэтому наша задача — объединить усилия, заинтересовать стороны создать необходимые условия для производства экологически чистых транспортных средств.

Более того, мы считаем, что разработка мер поддержки, стимулирования использования экологического транспорта в наших странах в настоящее время приобретает исключительно важное значение.

И начать эту работу, по нашему мнению, необходимо именно с законодательного, нормативного закрепления мер государственной поддержки и стимулирования как производителей моторных транспортных средств с электрическим двигателем и компонентов к ним, так и пользователей экологически чистых автомобилей.

— Без государственной поддержки тут не обойтись?

— Судите сами. Во многих странах мира приняты национальные программы развития электротранспорта, предусматривающие различные методы стимулирования производителей и покупателей электромобилей. В США до 2015 года общий объем налоговых льгот, стимулирующих спрос на электромобили, составил $750 млн. В Японии действуют наибольшие в мире льготы на приобретение электромобилей, которые суммарно составляют до трети от их стоимости. В Германии планируемый объем субсидий со стороны государства — €4 млрд до 2015 года. В Великобритании с 2011 года выделяются гранты из госбюджета на приобретение электромобилей в размере 25 процентов от его стоимости (ограничение до Ј5000).

Поэтому особенно хотел бы подчеркнуть важность участия в этом процессе всех государств — членов ЕАЭС. Именно объединив интеллектуальные, научные, материальные и кадровые ресурсы государств-партнеров, используя потенциал интеграции наших стран, мы сможем создать конкурентные производства электромобилей и за счет этого решать проблемы экологии.

— Что конкретно предлагает Евразийская экономическая комиссия?

— Мы предлагаем обеспечивать поддержку производства и стимулирования экологически чистого транспорта в наших странах по трем направлениям. Первое — стимулирование производства экологически чистых транспортных средств, их базовых компонентов и зарядной инфраструктуры. Второе — стимулирование использования экологически чистых транспортных средств. Третье — информационная поддержка производства и использования экологически чистых транспортных средств.

Предлагаемые мероприятия охватывают как финансовые, научно-исследовательские, информационные меры, так и нефинансовые, основная часть которых планируется к реализации государствами-членами совместно с Евразийской экономической комиссией в 2015-2016 годах.

Софья КЛИМУК,

г. Москва.

Оставить комментарий

Выбор редакции

Экономика

Градостроительный паспорт разработают с учетом возможных построек

Градостроительный паспорт разработают с учетом возможных построек

Об этом говорится в новой редакции Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержден

Общество

Учеба может быть в радость, если говорить с учеником на одном языке

Учеба может быть в радость, если говорить с учеником на одном языке

Представьте себе ситуацию: ученик сделал в диктанте 20 ошибок...

Культура

Леонид Ширин: Популярная музыка для меня — это игра

Леонид Ширин: Популярная музыка для меня — это игра

Он уже давно потерял счет песням, которые создал. На просьбу назвать примерное количество задумывается и отвечает приблизительно: около 300.