Вы здесь

Астролог дело говорит


Кино, рассчитанное на уставшие массы.

Кинопрокатная афиша в большинстве своем — это ряд незнакомых, интригующих, непредсказуемых картин. Тех, билеты на которые без кинокритики и устных отзывов ты приобретаешь, как кота в мешке. Ждать ли от просмотра только эстетического удовольствия, красивой картинки, вдохновляющих сантиментов или глубокого подтекста, серьезных вопросов современности, разговора о вечном, афиша обыкновенно не сообщает (сообщает кинопресса). Но есть определенная ниша соседского — российского — кинематографа, продукт которой можно узнать и предугадать содержимое, только посмотрев на плакат.

3_6

 

Эта картинка верна своей игривой пестроте и ярким цветам. Здесь все отретушированно-глянцево-идеально, соответственно — дальше от реальности. На ней — знакомые по соответствующим киноплатформам, примелькавшиеся актеры. Традиционно авторы отрицают минимализм, сдержанность и умеренность. Больше содержательных элементов, цветовых решений, безвкусных напластований.

За ними традиционно стоят российские романтические комедии. Иногда с примесью авантюризма, иногда —
с добавлением метафизических явлений, проще говоря — волшебства. Всегда — с симпатичными актерами и вдохновляющими перипетиями. На этот раз минский Киновидеопрокат представил зрителям картину режиссера Армана Геворгяна «Гороскоп на удачу».

Написание текста об этом фильме — именно тот случай, когда понимаешь, что сохранить интригу, даже если захочется, не получится. Шаблонные российские ромкомы такой привилегии не оставляют никому и позволяют угадать концовку уже после просмотра завязки.

Цель таких проектов — выпустить картину на экран, привлечь как можно больше зрителей, заработать денег. Метод — смешение предпочтений масс, таких как упрощенность, легкость восприятия, оторванность от реальности, включенность в происходящее на экране. Средство — сантименты и комедийная составляющая. Помощник — узнаваемые лица и рекламная компания.

Итак, главный герой Макс (Дмитрий Ендальцев) тайно влюблен в Риту (Анна Чиповская), партнера фирмы,
в которой он работает. Макс не просто парень, он — романтический герой. Уже скоро нам становится ясно, насколько это ценный человек: на вечеринке он проявляет равнодушие к дочери богатого владельца фирмы (Анна Ходченкова), в то время как его друг и коллега (его исполняет Тимур Батрутдинов из ComedyClub) заинтересован в этой выгодной партии. Противопоставление.

3-8

 

 

Но глупая выскочка влюбляется в Макса, и на следующее утро они просыпаются в одной постели. Тем не менее этот факт не разбивает нимб над головой главного героя, и мы, следуя за происходящим на экране, идем к мечте — Рите.

Когда удача отворачивается от Макса, приходит время вводить метафизику — голос из ниоткуда подсказывает ему адрес астролога (которого сыграл Дмитрий Нагиев). Тот оказывается карликом (видимо, так его сверхспособности становятся более правдоподобными), берет деньги и на следующий день присылает Максу гороскоп на каждый день.

Отправная точка известна, конечную можно предположить с малой вероятностью ошибки, середина — авантюрные приключения, победы и провалы главного героя и, конечно же, развитие отношений между Максом и неприступной Ритой.

Мы, как и героиня, можем еще раз убедиться в незаурядности мужчины, который перед нами. Он решает доказать, что достаточно тонко чувствует запахи (с которыми связан его нынешний проект) и женщин. В этот приторный момент он вдыхает новые французские ароматы и рассказывает, каким характерам они бы подошли. А девушка это слушает и тает, тает, тает...

Она тоже в плане приемов для зрительской эмпатии штучка непростая. Как она построила успешную карьеру? Хотела только, чтобы отец, который умер, мог ей гордиться. И зритель тает, тает, тает...

Рассмотрение перипетий той самой середины не представляется действительно интересным, хотя только ради них и этого таинственного гороскопа зритель, скорее всего, покупал билеты в кинотеатр. Фильм не оказался «вкусно» сделанным, зато снят красиво. Но примечателен он именно той классической внешней красотой, без внутренней. Возможно, лучшим элементом ленты можно считать виды Питера. В том числе потому, что это красота без подтекста. Все остальные натужные попытки достичь эмоционального эффекта через глянцевую нераздражающую поверхность оказались несостоятельными и неэффективными. Выстроенная по канонам внешность не должна идти впереди смысла.

3-7

 

 

Интересно посмотреть, на какой морали построен фильм (сказка). Рита, которая в решительный момент пренебрегает работой ради любви, конечно же, выигрывает. Герой Батрутдинова, что женится на капризной богачке, становится подкаблучником и объектом проявлений вечного недовольства. Макс, которого не интересуют деньги, что сами текут к нему в руки, — персонаж по определению положительный. Когда он понимает несостоятельность своих надежд на гороскоп (хотя несостоятельной была, скорее, нравоучительная речь астролога, появившегося ближе к концу), начинает действовать сам. Нечто подобное — простые истины — стало самым востребованным и любимым у зрителя и, соответственно, популярным у авторов упрощенных форм.

Неизвестной остается публика, что покупается на сомнительную комедийную составляющую фильма. Разные вариации и интонации для слов, связанных с человеческими испражнениями (кажется, отдел юмора делал на это ставку), смеха не вызывают. Следовать жанру комедии авторы решили до конца, вплоть до постельной сцены, чем ее только опошлили. Неубедительно развитие событий, к некоторым сценам которого грех не придраться. Создатели, конечно, могут рассчитывать на непритязательного зрителя, а могут в конце концов начать публику воспитывать.

Русское кино «успешно» отличилось в нише коммерческих проектов, романтических комедий, которые угождают уставшим после изматывающего рабочего дня массам. Экономическая формула спроса-предложения не должна применяться в тонкой материи отношений экранного искусства и зрителя, но в нынешних условиях именно оно — непритязательное большинство — подсказывает киноиндустрии рецепты хоть и непредсказуемого, но в идеале легкого заработка.

Массовое искусство, помимо финансовых категорий, в которых думают авторы, залезает в другие, более сложные и уж куда более важные, сферы. Оно угождает простым человеческим ожиданиям — дает зрелище. Создает поверхностную историю, для чего берет на вооружение мотивы, затрагивающие нервные (душевные) окончания. Романтика, сантименты, комедийность, страх, паранормальные явления. Вместе с этим оно балует человека, задабривает эмоциональными сценами, сулит смех и слезы. Но чувства эти остаются в кинозале, а за его пределы выходят навязанные ложные образы современных принцев и принцесс, странные с моральной точки зрения модели жизни и зрительский вкус, который после очередного рабочего дня потребует новый ромком.

Белорусский кинематограф некоторыми проектами последних лет вписывается в подобные модели работы, мы уже выделяли это в отдельную тенденцию. Пока что о ее развитии говорить, к счастью, не приходится. В свою очередь, картина «Гороскоп на удачу» тоже относится к Беларуси, но только лишь тем, что снята по сценарию известного белорусского сценариста и драматурга Андрея Курейчика.

Говоря об ошибках, принято советовать способы улучшения. У «Гороскопа на удачу» есть два главных недостатка, исправив которые, можно исправить и фильм — это отношение к кино и отношение к зрителю. Подразумевается безответственное наживание на искусстве как продукте и рассчитывание на зрителя, который на эту внешнюю красоту купится.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

Выбор редакции

Спорт

Анастасия Мирончик-Иванова: «Верю в себя и в свои силы»

Анастасия Мирончик-Иванова: «Верю в себя и в свои силы»

В спорте ей дважды приходилось начинать все сначала.  

Общество

Что нужно, чтобы прожить дольше?

Что нужно, чтобы прожить дольше?

Гериатр рассказывает о секретах долгожителей и о том, что продлевает нашу жизнь.

Спорт

С огнем Европейских игр корреспондент «Звязды» отправилась в карьеры

С огнем Европейских игр корреспондент «Звязды» отправилась в карьеры

Среди 450 счастливчиков, которым доверено нести факел с огнем ІІ  Европейских игр, оказалась наша Дарья Лобажевич.