26 сентября, среда

Вы здесь

Новая политика по вкладам и инвестициям


11 и 12 ноября были изданы два важных для белорусской экономики декрета. Первый из них, Декрет №7 «О привлечении денежных средств во вклады (депозиты)», направлен на изменение условий депозитной политики в белорусских банках. В Беларуси для вновь открытых депозитов введена классификация на отзывные и безотзывные. При размещении депозита по первой категории гражданин сможет без проблем его досрочно забрать, но в этом случае процентная ставка будет ниже и придется уплатить подоходный налог. Единственным условием освобождения от уплаты подоходного налога будет такой вариант депозита, при котором процентная ставка, по которой получен доход, не превышает размер действующей в банке процентной ставки по вкладу до востребования. Учитывая, что, как правило, процентная ставка по вкладу до востребования очень невелика, вряд ли количество желающих воспользоваться подобной льготой будет большим. С 1 апреля 2016 года освобождению от подоходного налога с физических лиц будут подлежать процентные доходы, полученные при фактическом размещении денежных средств на текущих (расчетных) банковских счетах и во вкладах (депозитах) на срок более 1 года — в белорусских рублях, и более 2 лет — в иностранной валюте. Это и есть категория безотзывных депозитов. Забрать с них деньги досрочно можно будет только в исключительных случаях. Для чего понадобился этот декрет? Его главное назначение — стабилизация финансовой и банковской системы страны в непростых внешних условиях для белорусской экономики. Одной из главных проблем финансовой системы до принятия декрета были чрезмерно высокие проценты по депозитам. Одной из причин высоких процентов была неопределенность с продолжительностью депозита — при возможности снять его досрочно, клиента необходимо было привлекать чрезмерно щедрыми условиями, чтобы он не снимал депозит до истечения его срока. А поскольку кредиты предприятиям и населению выдаются с учетом тех условий, на которых привлекаются вклады, ставки по ним стали непосильно высоки: они включали как щедрый процент по депозитам, так и риски, что эти депозиты могут быть досрочно отозваны. При новой депозитной политике банк будет точно знать, что средства, привлеченные по безотзывным депозитам, можно смело выдавать на продолжительные сроки предприятиям и населению, что в перспективе повлечет снижение процентов по выдаваемым кредитам. Вкладчик также будет знать, что процентная ставка по безотзывному депозиту не будет слишком высока, поскольку и подоходный налог по такому депозиту также платить не надо. Второй декрет, №8, по сути представляет собой новую редакцию прежнего декрета от 2009 года «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь». В соответствии с ним инвесторам в Беларуси будет предоставляться дополнительные льготы и преференции. Одной из проблем раньше была необходимость уплаты государственной пошлины за выдачу (продление срока действия) разрешений на привлечение в Беларусь иностранной рабочей силы. Это препятствовало инвестору в привлечении зарубежных специалистов, что не всегда положительно сказывалось на сроках реализации проектов, по которым отечественных специалистов в стране было недостаточно. Теперь проблема снята и инвестор сможет беспрепятственно привлекать любые необходимые трудовые ресурсы для успешной реализации инвестиционного проекта. Дополнительной льготой стало право на освобождение от уплаты неустойки (штрафа, пени) за нарушение условий инвестиционного договора, а также на предоставление рассрочки (отсрочки) уплаты этих платежей с учетом степени готовности объекта, предусмотренного инвестиционным договором, и объема вложенных инвестиций. Есть в декрете и важная новация по поводу возможных сфер реализации инвестиционных проектов. Теперь инвестдоговоры будут заключаться только в определенных правительством приоритетных областях белорусской экономики. Это связано с опытом других стран. Как обнаружили экономисты, не все зарубежные инвестиции одинаково полезны. Наибольшую пользу можно извлечь от инвестиций в те проекты, для реализации которых нет достаточных условий в самой экономике. Если же зарубежные инвестиции преимущественно направлены в те сектора, в которых и так успешно справляются отечественные бизнесмены, то это создает для них повышенные риски банкротства. У отечественных бизнесменов же нет, как у зарубежных инвесторов, того же объема льгот и преференций, поэтому конкуренция получается неравной. Можно отметить, что новая редакция декрета от 2009 года также позволит повысить степень прозрачности отношений между иностранными инвесторами и государством, в нем более четко определены взаимные права и обязанности. Легче станет и взыскивать льготы и преференции с тех инвесторов, которые не выполнили добросовестно условия инвестиционных договоров. Сергей Кизима, доктор политических наук

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Как в Беларуси обезвреживают боеприпасы

Как в Беларуси обезвреживают боеприпасы

Бывший Белорусский военный округ считался одним из самых мощных в СССР.  

Общество

Откровенный разговор с известным педагогом о родительских страхах

Откровенный разговор с известным педагогом о родительских страхах

«Если у вас открылся рот, чтобы накричать на ребенка, остановитесь хоть на секунду...»  

Общество

Чего мы ждем от ЕАЭС?

Чего мы ждем от ЕАЭС?

В течение шести лет ЕАБР финансировал мониторинговые исследования.

Экономика

Как изменятся экономические отношения России и Беларуси?

Как изменятся экономические отношения России и Беларуси?

Мнениями о грядущих переменах обменялись эксперты во время видеомоста Москва—Минск.