Вы здесь

Исполнилось 80 лет со дня рождения Станислава Говорухина


Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Станислава Говорухина. Юбиляр принадлежит к тем знаковым фигурам в советской и российской культуре, чье творчество на протяжении многих лет оказывает сильное влияние на формирование массового общественного сознания. Секрет такого влияния следует искать в выдающемся таланте актера, режиссера и сценариста.


Так уж получилось, что Станислав Говорухин отмечает в нынешнем году два юбилея. Пятьдесят лет тому назад был снят его первый фильм «Вертикаль», сразу же ставший культовым. Фильм стал первым опытом творческого сотрудничества с Владимиром Высоцким. Последний гениально сыграл одну из главных ролей. До сих пор в разных уголках русскоязычного пространства на большом эмоциональном подъеме исполняются песни, которые пел главный герой фильма.

Юбиляр вошел в историю как сценарист первого советского боевика.

Он как-то прочитал в «Известиях» о страшной трагедии экипажа итальянского грузового судна. Корабль с 200 тоннами урановой руды на борту захватили пираты, все моряки погибли. Газетная заметка вдохновила Говорухина на написание сценария к фильму «Пираты ХХ века». Конечно, имелось три отличия. Первое: у моряков было советское гражданство. Второе: был совершенно иной объект транспортировки. Третье: соотечественники Говорухина вышли победителями. После того как работа над фильмом была окончена, ретрограды из советского Госкино не хотели пускать его на экраны. По счастливой случайности фильм попал на дачу Брежнева и произвел исключительно положительное впечатление на первое лицо в стране. Естественно, Брежнев дал зеленый свет. В первый же год проката боевик посмотрели 90 миллионов зрителей — рекорд для советского кинематографа.

Если оценивать киноработы Говорухина по зрительским симпатиям, то здесь бесспорное первое место еще с далеких 1970-х годов удерживает телевизионный сериал «Место встречи изменить нельзя». Сюжетная линия киноработы: противостояние сотрудников Московского уголовного розыска (МУРа) преступному миру в лице банды «Черная кошка» после Великой Отечественной войны. Центральную роль в этом деле играют два МУРовца Глеб Жеглов (Владимир Высоцкий) и Владимир Шарапов (Владимир Конкин). И для Высоцкого, и для Конкина эта киноработа — лучшая в кинокарьере. Говорухин поступил мудро, разрешив Высоцкому частично выполнять режиссерские функции, что было сделано последним на отличном уровне. Станислав Говорухин через многие годы вспоминал: «Он давно подумывал о режиссуре. Хотелось на экране выразить свой взгляд на жизнь. Возможность подвернулась сама собой. Мне нужно было срочно уехать на фестиваль, и я с радостным облегчением уступил ему режиссерский жезл. У Высоцкого камера начинала крутиться через несколько минут после того, как он входил в павильон. Объект, рассчитанный на неделю съемок, был «готов» за четыре дня. Он бы в мое отсутствие снял всю картину, если бы ему позволили».

Всего в режиссерской карьере Говорухина 23 киноработы. Премьера последней на сегодняшний день — «Конец прекрасной эпохи», состоялась 1 октября 2015 года. И все сразу после выхода на экраны стали культовыми.

Не меньше киноработ у Говорухина-киноактера. Он одинаково мощно выглядит, играя военачальников, дипломатов, министра, графа, судью, «папика» Крымова, людей, различающихся по социальному статусу, по менталитету, по психологическим установкам. Никогда не проходили бесследно даже эпизодические роли, например, в фильме «Русский Голливуд: Место встречи... 30 лет спустя».

Как автор и соавтор Говорухин имел отношение к 23 сценариям. Перечень сценариев с его единоличным авторством насчитывает 16 наименований. Он часто создавал картины, будучи одновременно и сценаристом, и режиссером.

Выдающийся вклад юбиляра в развитие киноискусства высоко оценен по многим номинациям. Их полный перечень в привязке к конкретным званиям и наградам занял бы непропорционально много места в настоящей статье. Поэтому сосредоточимся лишь на той части наградной коллекции народного артиста России Говорухина, которая связана с ежегодным международным кинофестивалем «Лістапад», проходящим в столице нашего Отечества. Награда номер один настоящего фестиваля называется так: «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве». Решение о соответствующем награждении принимает глава белорусского государства. Получая в четвертый раз специальный приз от президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, расстроганный мэтр заявил: «Для меня награда такого высокого уровня является не только большой честью, но и не меньшей неожиданностью».

Правильно сказано: талантливый человек талантлив во всем. Юбиляр реализовал себя и как живописец. Он имеет устойчивую репутацию мастера лирических пейзажей. При этом Говорухин позиционирует себя как продолжатель традиций своих соотечественников. Эти традиции богатейшие. Есть все основания говорить о целой школе. О связи Говорухина с этой школой, конечно же, думали посетители его персональных выставок. Таковых было немало. Весьма символично место первой персональной выставки — Дом кино. Она датирована 1998 годом. Через восемь лет очередным местом для персональной выставки станет Галерея искусств на Пречистенке. Для Говорухина особое значение имел факт подобной выставки в столице Украины накануне 75-летия режиссера. Именно с украинской землей связан первый этап кинематографической карьеры заслуженного деятеля искусств Украины Станислава Говорухина, длившийся свыше 20 лет. Не секрет, что для любого российского художника весьма престижно выставляться в самой Академии художеств, где для этого имеются специальные помещения. Именно здесь неоднократно выставлялся живописец Говорухин.

Станислав ГОВОРУХИН и Владимир ВЫСОЦКИЙ  во время съемок картины «Место встречи изменить нельзя».

Говорухина вполне можно назвать совестью российской художественной интеллигенции. У него были свои счеты с тоталитаризмом. В 1936 году был расстрелян отец, ставший одной из жертв сталинских репрессий. Говорухин четко, ясно и убедительно выступает за полную десталинизацию, за демонтаж тоталитарной системы, за примат морали над политикой, за то, чтобы для власть имущих человек был не средством, а целью.

Говорухин вначале активно поддерживал Ельцина, считал себя ельцинистом, защищая Белый дом в августе 1991 года. Но в фильме 1994 года «Великая криминальная революция» постановщик превратился в ярого антиельциниста. Говорухин стал оппозиционером в 1993 году. В качестве противника действующей власти он вошел в депутатский корпус первой Государственной думы. Кстати, депутатство продолжается для него по сей день.

2000 год был отмечен в его политической биографии участием в кампании по выборам второго президента России в качестве зарегистрированного кандидата. Это был первый и пока единственный случай в российской политической истории, когда кинорежиссер баллотировался на высший государственный пост. В период избирательной кампании Говорухин часто заявлял: «режиссура — это то же самое, что и политика».

На выборах Говорухин выступал непримиримым соперником Путина, чья эра в истории России началась 31 декабря 1999 года и продолжается по сей день. Но именно в эру Путина произошла идейно-политическая эволюция Говорухина. Как итог смена политического лагеря в 2005 году, вступление в партию «Единая Россия».

Ныне видный деятель культуры выполняет колоссальный объем работы в качестве члена этой фракции в шестой Государственной думе. При этом никогда не забывает о проблемах отечественной кинематографии. «То, чем я занимаюсь сейчас в Государственной думе, — это уже не политика. Это лоббирование интересов отрасли», — признался он.

Несмотря на изменение политических симпатий, кинорежиссер всегда был, есть и остается истинным патриотом своего Отечества. При этом оставались неизменными его подходы к вопросам внешней политики российского государства. Для них характерен максимальный учет национальных интересов России.

В качестве примера можно процитировать рассуждения выдающегося россиянина на предмет российско-белорусских отношений:

«Для меня реальное объединение России и Беларуси в общее Союзное государство — святое дело. Значение самого этого факта далеко превосходит всякие мыслимые и немыслимые претензии к порядкам в России и Беларуси: эти порядки еще не раз изменятся, Путин, Лукашенко и мы с вами уйдем, а общее государство останется. Лишним подтверждением служит то, что, несмотря на все палки, которые вставляются в колеса российско-белорусским отношениям, интеграционный процесс все-таки идет. Правда, не столько в рамках Союзного государства, сколько через... Евразийский союз. Между прочим, именно потому, что по собственному опыту Беларуси кажется удобнее договариваться с Россией не один на один».

Михаил СТРЕЛЕЦ, доктор исторических наук

Название в газете: Вертикаль Говорухина

Выбор редакции

Общество

Парад в Минске состоится 3 июля в 9 часов вечера

Парад в Минске состоится 3 июля в 9 часов вечера

Сейчас к нему готовится пешая колонна.  

Общество

Корреспонденты «Звязды» посетили «Волчьи норы»

Корреспонденты «Звязды» посетили «Волчьи норы»

Там отбывают наказание мужчины, впервые осужденные за незаконный оборот наркотиков.

Экономика

Частный бизнес выбирает Смиловичи

Частный бизнес выбирает Смиловичи

В этом убедилась корреспондент, посетив поселок.