21 сентября, пятница

Вы здесь

Почему не инвестируют в кино?


Что нужно сделать, чтобы банкам и крупным фирмам было выгодно поддерживать отечественное кино, а режиссеры снимали шедевры и появлялись гениальные актеры.

Об этом рассуждает российский режиссер и сценарист Александр Прошкин — лауреат Государственной премии СССР, Народный артист Российской Федерации. Его фильмы «Михайло Ломоносов», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Николай Вавилов», «Увидеть Париж и умереть», «Русский бунт», «Доктор Живаго» и другие нравятся зрителям и получают высокую оценку со стороны профессиональных критиков. Недавно на Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске» он представил свой фильм «Райские кущи». Как отметил сам режиссер, это его первая работа не о прошлом, а о настоящем. В картине герои пьесы Александра Вампилова «Утиная охота» стали нашими современниками. Фильм — творческий диалог с создателями «Отпуска в сентябре». Попытка сравнить то, что происходило в эпоху «советского застоя», с днем сегодняшним.

Во время общения со зрителями и журналистами режиссер рассказывал о своем творчестве и о роли кино.


Об интеллигенции

Советское кино было конкурентоспособным, несмотря на цензуру и идеологические лекала, считает режиссер. Советский кинематограф достойно был представлен на любом крупном фестивале. В 1990-е годы от российского кино многого ожидали. Кто-то тогда сказал Александру Прошкину: «Сейчас можете выплеснуть на мировой экран драматургию, которая Шекспиру не снилась! Ваша история XX века — сплошная драма высокого масштаба».

— Но творческого «залпа», за редким исключением, не получилось. Выстрелили работы Алексея Германа, еще пару человек сняли интересные ленты. Но они кардинально не изменили общество. К примеру, режиссеры «новой волны» немецкого кино «перевоспитали» нацию. Из жесткой и агрессивной превратили в одну из самых совестливых. У нас подобного не случилось. И в этом колоссальная вина интеллигенции, я и с себя ответственности не снимаю.

О вечном

Александр Прошкин считает, что вопрос о состоянии кинематографа поставлен неправильно.

— Кино — очень точный барометр состояния нравов. Если общество на подъеме, если оно осмысленно строит новую цивилизацию, ему необходимо осмысленное кино, а не фильмы для развлечения. Появляется потребность убедиться, что мир стал сложнее, что жизнь полна неожиданностей, что человек — это загадка. Великие фильмы говорят о глубинных проблемах существования. Кино на вечные темы — любви мужчины и женщины, проблемы молодежи, размышления и переживания людей зрелого возраста — это кино общества, понимающего, чего оно хочет. И такое кино собирает полные залы.

О национальной идее

Собеседник не испытывает большого оптимизма по поводу нынешнего Года российского кино.

— В Москве многим семьям сходить на сеанс просто не по карману. Если и ходят в кино, то только для того, чтобы развлекаться. А это значит — смотреть американское аттракционное кино. Содержание там не доминирует. Главное — зрелище, чтобы зритель не задумывался ни о чем. А что такое, в принципе, кино? Это национальная идея и самоидентификация нации. Кино должно говорить правду! Люди собрались в зале и посмотрели историю про близких и понятных им людей. Задумались о своей жизни и о чем-то важном для них. Кино — очень значимый инструмент в духовной жизни общества. В России 50 миллионов человек вообще лишены возможности смотреть кино. Потому что кинотеатры закрылись или оборудование устарело. В Российской Федерации — 3,5 тысячи кинотеатров, в Китае — 36 тысяч.

Александр Прошкин при этом похвалил Министерство культуры России за проект «Кино для малых городов», в рамках которого были построены десятки кинотеатров нового поколения.

— И, как правило, в первый день там показывают российские фильмы. Но на следующий день — американские «стрелялки». И наш народ уже подсажен на эту «иглу». Как можно с утра до ночи по телевизору ругать Америку, а в кино крутить американские фильмы? —  возмущается Александр Анатольевич.

Об актерах

Рассуждая на тему современных актеров, режиссер согласился, что есть среди них виртуозы на уровне мировой величины. Например, Чулпан Хаматова. Но достойных предложений главных ролей для таких талантов мало. Андрей Панин гениально сыграл в трех картинах Прошкина.

— Незаурядного таланта был человек, который мог прекрасно работать в разных жанрах. Он умер, потому что был изнасилован телевидением. Тратил свою душу и талант, чтобы оживить мертвечину. И, кстати, делал это блистательно. Но мертвечина не перестала быть таковой. Драма этого поколения актеров. Ведь по-настоящему талантливые люди «амортизируются» дурной драматургией. Сказывается и бесконечная «погоня за сериалами». Они снимаются в условиях, абсолютно противопоказанных искусству. Текст получают накануне. ...Кого бы сегодня сыграл Смоктуновский? Генерала милиции, олигарха? Нет драматургии, и поэтому нет больших актеров — таких, кино с участием которых и через десятки лет захочется смотреть.

О законах

Рассуждая по поводу возможности привлечь инвесторов в киноиндустрию, Прошкин напомнил о лучшем зарубежном опыте.

— В России не созданы условия, чтобы капитал активно инвестировал в кино. А вот когда-то бум австралийского кино возник в результате закона. Ведь чем больше снимается фильмов, тем больше процент шедевров. Когда закон отменили, австралийские актеры и режиссеры уехали в Голливуд, — объяснил режиссер. — Во Франции разработали программы поддержки кинематографа: создали систему отчисления денег с проката американских лент в фонд поддержки создания французских фильмов. И, если не ошибаюсь, до 17% доходов телеканалов направляется на развитие кино. Более того, представьте, в этой стране раньше были дни, когда по центральным каналам не показывали фильмы, чтобы люди ходили в кино!

Немало фондов, которые поддерживают создание и распространение кино в странах, где говорят на французском языке: в Канаде, Швейцарии, бывших колониях в Африке... Все это делается и для того, чтобы конкурировать с влиянием американской массовой культуры.

В Венгрии, казалось бы, не самой богатой стране ЕС, — расцвет кино. Потому что в Евросоюзе финансируются международные культурные проекты. И не важно, где снимается фильм, только бы на территории союза. Понятно, что в Венгрии снимать дешевле, чем, например, в той же Франции. Вот и кино на подъеме.

О героях

Что касается господдержки российского кино, она, по словам режиссера, резко сократилась и мизерная.

— Финансирование выборочное, потому что, несмотря на внешне демократичный способ распределения денег, Министерство культуры «заказывает музыку». Чиновники вообще хотят, чтобы было, как кино в США: быстрое, «магнетическое», но по маленькой цене. А это невозможно. При этом забывают, что у настоящего русского кино совсем другая ментальность. Наша культура повлияла на мировую... И, напомню, Толстой и Достоевский писали не «трели», а про совесть. Наш герой — князь Мышкин, человек совести, а не супермен. Развлечения и аттракционы в кино у нас делать бессмысленно. А те фильмы, которые получают государственное финансирование, совпадают со вкусами и интересами, настроениями власти. Но народ в большинстве случаев не ходит на такое кино. Особого нет у меня оптимизма, что в ближайшие годы что-то изменится в лучшую сторону.

Детскому российскому кино приходится особенно туго, потому как оно совершенно нерентабельно. Ранее часть денег, затраченных на создание фильма, возвращалась после показа по телевидению. Но теперь во время демонстрации в эфире лент для детей рекламу показывать нельзя, поэтому телевидение несколько лет детское кино не покупает, и оно умирает.

Чтобы возродить детское кино, по мнению Александра Прошкина, нужны специализированные кинотеатры и кинозалы. И, как в советские годы, необходимо организовывать походы в кинотеатры классами.

— Детское кино прививает ощущение Родины. У нас с малых лет ребенок смотрит японские, американские мультики и фильмы. И как он к Родине будет относиться? В любой стране власть должна про это думать.

Себя режиссер называет представителем «поколения мастеров». Таким режиссерам стыдно приспосабливаться.

— Поэтому и не буду на старости лет ерундой заниматься. Каждое кино — поступок. И, если его нет, стыдно позориться. Кино делается, чтобы людям можно было что-то сказать. И в наши дни с этим сложно, — признался Александр Прошкин.

Александр ПУКШАНСКИЙ

pukshanskі@zvіazda.by

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

И повышать эффективность работы местных органов власти.  

Общество

Каких педагогов хотят видеть дети в объединениях по интересам?

Каких педагогов хотят видеть дети в объединениях по интересам?

Для системы дополнительного образования присущ отложенный во времени эффект.  

Культура

Новый музей и уличные часы теперь есть в Дубровно

Новый музей и уличные часы теперь есть в Дубровно

Их создали в честь предприятий, которые успешно функционировали в дореволюционное время.