Вы здесь

Композитор Владимир Коризна: «Хорошая музыка воспитывает человека»


Автор более сотни песен, известный композитор Владимир Коризна уже почти три десятилетия учит молодых людей исполнительскому и сценическому мастерству в студии «Соловьиная колыбель». А еще Владимир Владимирович - представитель знаменитой творческой династии. Его отец, поэт Владимир Иванович - автор многих замечательных произведений, в том числе слов Государственного гимна Беларуси. А сын Иван - знаменитый во всем мире виолончелист, выпускник Парижской консерватории и аспирантуры, лауреат многих международных конкурсов. О влиянии песни на воспитание личности, важность поддержки талантливых исполнителей и секреты написания шлягера - наш разговор с Владимиром Каризной.


- Мы иногда приводим некую классификацию песен: народная, бардовская, популярная, профессиональная. Именно в области написания последних вы и работаете много лет. Но если очертить точно, каким критериям должна соответствовать песня, чтобы считаться профессиональной?

- Здесь не имеется в виду принадлежность авторов к творческим союзам. Но композитор должен знать ноты, иначе музыку писать невозможно. Также на уровне должны быть и стихи, чтобы не было ошибок в каждой строке. Бардовская песня - это прекрасно, но профессиональная стоит на более высоком уровне, ее создание требует, чтобы автор знал основы гармонии, полифонии, обладал профессиональными приемами написания музыки. Композитор - человек, который знает не только песенный жанр, он знает также и основы классической музыки - оперы, балета, симфонии. Я всю жизнь пишу песни, но очень люблю и хоровую музыку, которая по сути - тоже пение и также будит души людей, но делает это на совершенно другом уровне. Я считаю, если человек ходит на концерты классической музыки, слушает хор, это его возвышает. Есть даже такой пример: я как-то прочитал, что в России среди подростков, находящихся в колониях, нет ни одного, кто окончил музыкальную школу. Эстетическое воспитание влияет и на поведение человека в обществе.

- А какие у вас любимые поэты, на чьи стихи песни пишутся лучше?

- Прежде всего - Максим Богданович. Моим первым серьезным произведением был хоровой цикл на его стихи. Это недосягаемый поэт. Также очень люблю стихи Янки Купалы. Но большинство моих вокально-хоровых, песенных произведений написано на стихи моего отца, Владимира Коризны. Это человек, который очень тщательно чувствует слово, которое потом хорошо ложится на музыку. Ведь не каждый стих может стать песней, не каждая фраза, предложение ложатся на музыку. Также очень люблю поэзию Сергея Есенина, Александра Пушкина.

- Есть песни, которыми вы особенно гордитесь?

- Я говорю так: какие-то более удачные, а какие-то - меньше. А любимые определить трудно. Вот получилась песня, и кажется, что она обязательно должна стать шлягером. Но время идет - а шлягером произведение не назовешь. И наоборот, песня, которой не уделяли особого внимания, приобретает невероятную популярность. Могу даже пример привести. На «Белую яблоню», которую сейчас исполняет Валентина Ольшанская, я не возлагал начале больших надежд. А она часто звучит по радио по заявкам слушателей. Трудно предсказать точную судьбу песни.

- От чего зависит, станет ли песня шлягером? Есть секрет?

- Думаю, прежде всего это зависит от таланта автора, его профессионализма. Также важную роль играет исполнитель. Если он подходит песне - это дает большой процент успеха. Также не на последнем месте и популяризация. Какая бы хорошая песня ни была - она ​​не приобретет популярности, когда ее никто не слышит. Бывает, что ее нужно расслушать, так как при первом прослушивании произведение не полностью срабатывает. Приведу классический пример: если в советские времена еще работали комиссии на радио, которые решали, что пойдет в эфир, то песню «День Победы» Давида Тухманова с первого раза не приняли. А сегодня - это просто классика жанра!

- Когда пишете песню, видите сразу человека, который будет ее выполнять на сцене?

- Чаще всего да. Раньше почти на сто процентов я сразу видел, кто будет исполнять песню, для кого пишу. Здесь также следует учитывать особенности: у каждого исполнителя свой диапазон голоса, тембр. Сейчас процент «попадания» уменьшился, так как на эстраде очень мало лиц, которые имеют индивидуальный стиль исполнения. Все больше певцов повторяют друг друга. Когда мы слушали Ярослава Евдокимова, Якова Науменко, сразу понимали, что это они и ни с кем их не могли спутать. Сейчас иногда слушаем молодых певцов и не можем понять, кто это.

- Как считаете, в чем причина?

- Думаю, что это в определенной степени веяние времени. Существуют, конечно, самородки, и я всегда говорю, что их надо отличать от массы и поддерживать. Есть хорошая поговорка: гениям нужно помогать, бездарности сами пробьются. Это основная задача, на решение которой иногда не хватает ни времени, ни эфира, ни средств. Композиторы говорят: напишем в стол, придет время этой песни. Но так не бывает, государственная поддержка необходима сегодня и сейчас. Художникам в этом смысле проще. Он нарисовал картину и может ее продать. А кто будет покупать партитуры? Это совсем другое дело. Есть известные строки о том, что песня помогает строить и жить, и это не просто слова. Песня действительно помогает жить, даже в самые тяжелые времена: когда шла война, был голод, разруха, она поддерживала народ.

- На первый взгляд кажется, что целевая аудитория профессиональной песни - слушатели старшего возраста. Или я ошибаюсь?

- Я считаю, что есть песни хорошие и плохие. Только так. Немало детских, подростковых, взрослых. Конечно, сегодня такие времена, когда молодежные песни просто неинтересны для более взрослых людей, и, наоборот, старые песни не принимаются молодежью. Это также вопрос воспитания. Если с детского сада, школы человек не будет воспитываться на хорошем образце, то и не поймет истинной ценности.

- Значит, это вопрос не вкуса, а воспитания, и родителям нужно прежде всего воспитывать вкус, а уже потом - передавать его детям?

- Конечно. И многие родители это понимают, когда приводят детей в музыкальные школы, любительские кружки. И танец, и хорошая песня человека воспитывают.

- Надеюсь, что именно хорошие песни вы предлагаете читателям «Звязды» для знакомства в рамках рубрики «Песню берите с собой», которую будете вести на наших страницах. Мы сегодня возрождаем этот проект после небольшого перерыва. Расскажите, пожалуйста, какие песни будете предлагать?

- Обратим внимание на классическую песню в историческом ракурсе. Здесь могут быть представлены произведения композиторов, которых уже давно нет на этом свете, но их песни - живые. К сожалению, молодое поколение не знает этих выдающихся произведений, они не звучат на радио и телевидении. Поэтому следует сначала вспомнить классиков - Владимира Оловникова, Юрия Семеняко, многих других. Возможно, упоминание о них в наши дни привлечет внимание молодых исполнителей и аранжировщиков. Также следует в рамках рубрики обратиться и к современной песни, показать ее разнообразие и связь с белорусскими традициями. Кстати, сегодня я предлагаю для знакомства свою песню. Это произведение «Белая яблоня», который мы уже упомянули. Надеюсь на хорошую встречу.

«Белая яблыня»

Му­зы­ка Ула­дзі­мі­ра У. Ка­рыз­ны

Верш Ула­дзі­мі­ра І. Ка­рыз­ны

1. Гу­ляе шум­ная мя­це­лі­ца
Па зол­кіх сцеж­ках і шля­хах.
І сон­ца знік­ла, 
больш не све­ціц­ца,
Ні­бы сха­ва­ла­ся ў ярах.
Вяр­ба над рэч­каю 
мар­ко­ціц­ца,
Ус­па­мі­на­ю­чы вяс­ну.
І мне ў вяс­ну вяр­нуц­ца 
хо­чац­ца
Хоць на хві­лі­ну на ад­ну.
Пры­пеў: Бе­лая, бе­лая 
яб­лы­ня
Сніц­ца мне па на­чах,
Чыс­тай кра­сою пры­ваб­наю
Ноч­кай ста­іць у ва­чах.
Бе­лая, бе­лая яб­лы­ня
Зор­кай ста­іць у ва­чах,
Свет­лаю чыс­тай 
кра­сою пры­ваб­наю
Спаць не дае па на­чах.
2. Бы­ла вяс­на та­кая мі­лая,
Па­ра шчас­лі­вая бы­ла,
І ў сэр­ца пес­ня са­лаў­і­ная
Свят­лом на­ве­кі увай­шла.
Ды не ха­пі­ла 
шчас­цю не­ча­га,
Май ад­спя­ваў, 
ад­цвіў яз­мін.
Ня­ма на све­це 
шчас­ця веч­на­га,
Ёсць толь­кі веч­ны ус­па­мін!

От редакции: надеемся, что рубрика «Песню берите с собой» не оставит равнодушными наших читателей. Но и мы тоже будем учитывать ваши пожелания. Уже работает электронный ящик реsnуа@zvіаzdа.bу, куда вы можете присылать свои предложения о том, с историей которых песен вы хотели бы познакомиться, какие слова и ноты - увидеть в нашей рубрике. Пишите нам!

Марина ВЕСЕЛУХА.

Выбор редакции