Вы здесь

Георгий Скрипниченко. Память


Более года назад не стало выдающегося художника Георгия Скрипниченко. Но знали ли мы должным образом этого мастера? .. Творец не любил публичности. Редко продавал свои картины, даже музеям. Его полотна были как дети. И потому так не хотелось с ними расставаться. Многие до последних дней оставались «жителями» одной мастерской. Однако сейчас картины наконец начинают «выходить в свет». Еще продолжается выставка мастера под названием «Метаморфозы» в Национальном художественном музее. А после родственники художника планируют провезти ее по другим городам Беларуси - прежде всего картины направят в Слуцк, на малую родину Георгия Скрипниченко.


Недавно увидел свет альбом «Георгий Скрипниченко. Графика».

Простой сюрреализм

В «Метаморфозы» вошли произведения, представленные семьей художника - его женой, сыном от первого брака. Также работы из фондов Национального художественного музея Беларуси. Шесть работ предложил коллекционер Сергей Мартынов.

- Георгий Скрипниченко создал свой уникальный мир на полотнах, - рассказала корреспонденту «Звязды» куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела современного белорусского искусства Национального художественного музея Ольга Архипова. - Он работал в индивидуальной, познавательной манере: через художественные сюрреалистические приемы читаются чувства и переживания. Художник никак не трактовал абстракцию своих произведений. Для него было важным, чтобы они оставались ребусом: тот загадкой, которую каждый зритель будет по-своему разгадывать ... Это был принципиальный творец, национально одержимый. Настоящий патриот, который говорил на родном языке. У него много произведений, посвященных Беларуси. Даже в картине «Похищение Европы», в основу которой положен мифологический сюжет, есть аисты, элементы белорусских пейзажей.

На картинах этого мастера можно узнать многие уголки белорусской столицы. Он писал Минск с тех пор, как приехал сюда учиться, с 1960 - 1970-х годов. Часто ссылки на некоторые места указаны в самих названиях работ - «Переулок Кропоткина №16», «Минск, улица Бакунина», «Улица Слободская», «Минская кухня». Думается, именно по таким работам через столетие будут судить, как раньше выглядела столица. Это то же, как сегодня про старинную Беларусь судят по полотнам Наполеона Орды.

 

Ольга Архипова отмечает, что схема сочетания загадки и доступности в творчестве - тот потенциал, который мог позволить ему быть популярным среди широкой публики. Но известным он был среди круга профессиональных художников.

Как Сальвадор Дали

Искусство Георгия Скрипниченко можно назвать «вкусным». Касаясь его творчества, сразу начинаешь любить картины. Хочется пойти в музей. Красивое полотно повесить на стене в своем доме. Появляется желание самому сесть и начать рисовать. Так всегда. Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, в тебе самом оживает художник.

Кстати, и внешне мастер выглядел очень оригинально: он носил такие же усы, как Сальвадор Дали. В одном из своих интервью он говорил: «В училище я работал много. Ходил на этюды ежедневно: и утром, и вечером. Но и здесь любил подфрантить. У меня были черный чешский костюм, красный галстук, узконосые туфли... Всем моим однокурсникам казалось, что именно таким и должен быть настоящий художник: стильно, «с иголочки» одетый, подтянутый, элегантный. Мальчишки, что только оторвались от семей, смотрели на меня с восхищением...»

Не сильно изменился художник и в более зрелом возрасте. Действительно похожий на Сальвадора Дали, самим своим присутствием он создавал особую атмосферу на любой презентации, на которую заходил.

«Желание».

В стремлении к совершенству

- Великолепный художник Георгий Скрипниченко выделялся тем, что не очень любил продавать свои работы. Не только частным коллекционерам, но и музеям, - отмечает искусствовед, директор Музея современного изобразительного искусства Наталья Шарангович. - Он очень любил возвращаться к своим полотнам. И не для того, чтобы улучшить, но чтобы немного дополнить, привести к определенной степени совершенства. Хотя и сам иногда понимал, что совершенство невозможно. Но ему нравился этот процесс. Поэтому не хотел, чтобы работы разлетались по другим коллекциям - старался всегда иметь их под рукой, чтобы добавить какой-то штрих или мазок. После смерти художника осталось очень большое количество картин - как графических, так и живописных. Это практически неизвестный нам автор. Стоит прикоснуться к его творчеству и почувствовать, что это уникальная личность для Беларуси.

Часть творческого наследия талантливого отца перешла к его сыну Сергею Скрипниченко:

- У многих художников и их наследников - тех, кто имеет большое количество картин, - есть определенные проблемы с их хранением. Остается открытым вопрос, как это делать? У нас совсем некоммерческий интерес, но чтобы картины просто где-то лежали - это неправильно. Они должны экспонироваться, иначе всё сделанное - впустую. Однако сегодня этим почти никто не занимается, за исключением нескольких галерей. Арт-рынок у нас не работает. Поэтому ждем, пока что-то изменится.

В наследство к сыну перешел также дом художника в деревне в Налибокской пуще. Он рассказал, что отец весь теплый период проводил в этом живописном уголке. «Там было тихо, спокойно, но не дико. По соседству жили знакомые люди», - отмечает Сергей Георгиевич. Видимо, не случайно половина работ мастера - это пейзажи. Но не совсем реалистичные...

Метафоричность альбома

Только последние несколько лет жизни Георгий Скрипниченко не проводил все лето в деревне, так кропотливо занимался подготовкой своих альбомов и выставок. В 2013 году вышел альбом его живописных работ. А буквально недавно мир увидел еще и альбом «Георгий Скрипниченко. Графика », который также готовился при жизни мастера. Он лично участвовал в отборе тех 200 работ, вошедших в него.

Такая книга - огромный подарок всем, кто ценит настоящее искусство. Листая страницы, переживаешь ту гамму эмоций, которая наполняла творца, когда писал полотна. Некоторые из них так и называются «Мрачное состояние», «Устал», «Ужасы над городом». Но в этих работах не очень чувствуется депрессивное настроение. Четкость форм, линий, светотеней вызывает скорее удовлетворение у тех, кто их видит. Цвета насыщенные и яркие, но в той степени, чтобы не раздражать. Штрихи графически-четкие и живые, как струи дождя. Во всех сюжетах - большая метафоричность и аллегоричность, которую, однако, понимаешь сразу. Мысль получает место для размышления. Фантазия - для свободного полета.

Сергей Георгиевич резюмирует: «Это был человек, который в жертву искусству принес все вместе со своей личной жизнью, социальные блага. Искусство было смыслом его жизни. А это очень важно, когда человек находит, ради чего жить ... »

Нина Щербачевич

nina@zviazda.by

Название в газете: «Мастацтва было сэнсам яго жыцця...»

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.