Вы здесь

Поэтесса Наста Кудасова: Быть поэтом - это хроническая болезнь


Не надо быть сильным экстрасенсом, чтобы уже сегодня предвидеть, что в рейтинге лучших поэтических книг этого года на одном из топовых мест обязательно появится «Маё невымаўля» Насты Кудасовой из Рогачева. Поэтесса нас действительно удивила своим новым изданием - искренним, открытым, написанным без всякого лицемерия и масок. А еще поразила способностью создавать новые слова, которые гармонично входят в канву стиха и языка в целом. Об этом немыслимом умении, зависти к удаче коллег и поэзии как определенном состоянии существования человека мы и беседуем сегодня с Настой Кудасовой.


- Раньше вы часто подчеркивали, что предпочитаете камерным выступлениям и не слишком любите большие аудитории. Сейчас же часто читаете стихи в клубах. Не страшно?

- Всегда страшно выступать перед любой аудиторией. Я в определенный момент надела на себя «броню» и решила, что должна пытаться выходить из состояния социопатии, которое для меня примечательное по жизни. Надо приспосабливаться. Поэтому, когда меня куда-то приглашают, я соглашаюсь, закаляю себя. На самом деле, когда читаю стихи, то не вижу людей. Просто вхожу в некое состояние, забываю об аудитории. Если не забудешь, то хорошо читать не получится. И я читаю стихи только наизусть, каждое выступление - своего рода поток. Если это получается, становится все равно, встреча камерная или массовая.

- Сложно свои стихи учить наизусть?

— Они сами запоминаются. Единственная трудность в том, что их сейчас стало очень много, и я иногда забываю, какие тексты у меня есть. Поэтому, чтобы вспомнить, что есть такой стих, мне нужно полистать книгу. Но в принципе, я все знаю наизусть. Когда пишу, может тысячу раз каждый текст проговариваю про себя, подбирая каждый звук. Я его не могу не запомнить. Не понимаю поэтов, которые не знают своих стихов наизусть. Возможно, мне проще их запоминать, так как пишу рифмованные произведения, они - как песня. А тем, кто пишет верлибры, действительно сложнее их запомнить.

- А как из всего количества стихов выбираете сет-лист на каждое выступление?

— По настроению. Какое у меня сегодня настроение, так и складываю тексты один за другим. В принципе, каждое выступление - это импровизация, но примерный порядок стихов знаю. В одиночестве мне надо немного подумать, какие стихи я сегодня могу прочесть. Был случай, когда выбрала очень личное, тяжелое для меня стихотворение и не смогла его прочитать - комок в горле помешал. Поэтому понимаю, что больше так делать не буду.

- Говорите, что достаточно долго пишете каждое стихотворение. В какой момент понимаете, что оно готово, больше ничего дорабатывать не надо?

— По-разному бывает. Некоторые стихи ты уже написал, тебе все нравится, а позже начинаешь глубже рассматривать и перерабатывать. Так можно еще вариантов 200 придумать, а потом снова вернуться к самому первому. Я постоянно себе начитываю произведение, если меня что-то цепляет. Это как у столяра, который строгает дерево. Поэтому и читаю-дорабатываю, пока не понимаю, что стихотворение стало гладенькое, как снежный ком.

- Вас также называют поэтом, который создает новые слова. Как они приходят?

— Намеренно них не придумываю, искусственного языка не принимаю. Слова не должны выглядеть неестественно. Например, есть у меня такая строчка - «зарастае ўспаміннікам шчасце». А как по-другому такое состояние можно назвать? Это слово выглядит органично. Также как и образ «свет невыгаўкны» - если у человека он непередаваемый, то как можно сказать о собаке? Только так. Никакого эпатажа, намеренности нет. Толчком и вдохновением на создание новых слов стало знакомство с поэтом и переводчиком Игорем Куликовым. Он меня поразил своей свободой в обращении со словами. Раньше, когда ко мне приходило новое слово, я проверяла по словарю: если его там не находила, то решала не использовать, постоянно загоняла себя в какие-то рамки. А вот Игорь вместе с Михаилом Бояриным помогли понять: абсолютно нормально, когда язык живет своей жизнью, имеет свои ресурсы, словообразовательный потенциал. Особенно если мы говорим о поэзии.

— Книга «Маё невымаўля» была достаточно благосклонно встречена публикой и критиками. Ожидали такой реакции?

— Отзывы мне не настолько важны. Существенно то, как я сама оцениваю свою работу. К этой книге я относилась очень серьезно, так как первые две были спонтанные, мне случайно предлагали их составить и издать. «Маё невымаўля» я вынашивала годами и действительно хотела сделать книгу такой, чтобы было не стыдно, чтобы с первой до последней строчки я была уверена. Хотя сейчас все равно что-то начинает не нравиться. Если бы даже книгу не встретили благосклонно, я бы знала, что сделало ее такой, какой хотела. Что касается предыдущих двух, то во время выступлений я сейчас фактически не читаю стихов из них. Они не отзываются во мне. В принципе, тексты неплохие, но сейчас я так не писала бы. Оставила бы буквально несколько строк.

— Стихотворение «Горадзе наш» стало песней в исполнении группы «Сон-трава». Как вы отнеслись к такой интерпретации и к самой идее положить этот текст на музыку?

— Когда мне только предложили и спросили разрешения на то, чтобы написать композицию на мой стих, я была настроена несколько скептически. Считала, что песня никогда не получится такой, как я задумала. Каждый автор видит по-своему. Но в итоге получилось все даже лучше, чем могло быть. Когда я услышала песню, то понятно: она должна выглядеть именно так, все получилось очень мое. Наше знакомство с «Сон-травой» - новый этап в творчестве, такое окрыление. Я всегда хотела петь, заниматься музыкой, но я этого не умею. Появился человек, который может мои стихи сделать песнями, я очень рада этому. Мы продолжаем совместную работу и имеем уже много композиций. Их хватит даже на альбом, готовим и отдельную концертную программу.

— Уже упоминали поэта Игоря Куликова. Кого еще из современных поэтов, прозаиков вы читаете, следите за их творчеством?

— Я прозы почти не читаю. Если и читаю, то очень редко на меня что-то очень сильно воздействует. Что касается поэзии, ценю творчество Виктора Жибуля, он для меня очень глобальный поэт, гений. Такое же ощущение и от стихов Андрея Адамовича. Читаю произведения Татьяны Недбай, Виталия Рыжкова, Марии Мартысевич. Много хороших поэтов, пишущих по-русски, например Георгий Бартош, Евгений Бесчасный, Сабина Брыло, Лина Казакова, Дмитрий Строцев. Очень радуюсь, когда читаю хорошие стихи. Удачное произведение другого поэта воспринимаю как свою победу.

— Неужели нет зависти, что это удачное стихотворение написали не вы?

— Нет. Светлана Бень говорила в интервью, что может работать, только если все плохо, ничего интересного не происходит. Если все хорошо, то просто получаешь удовольствие, и самой не так и важно то делать - оно просто делается. Я не очень верю в автора, его «я». Думаю, что мы - лишь проводники-редакторы, берем идеи из общего космоса и по-своему их передаем. Наше личное - только темперамент, жизненный опыт, которые и составляют авторский стиль.

— Какие советы вы бы дали молодому человеку, который хочет писать стихи?

— Надо жить. Если ты поэт, ты должен прожить сполна свою жизнь, до мелочей. Тогда и стихи пойдут сами, от них никуда не денешься. Создание стихов - почти физиологический процесс. Стихи просто выходят из тебя, невозможно себя заставить не писать. Нужно быть человеком бдительным, внимательным к людям, к чувствам, ветру, цветочкам, бабочкам. Жизнь такая разнообразная, что если просто успокоиться и за ней наблюдать - диву даешься. Чтобы быть поэтом - больше ничего не надо. Это как хроническая болезнь, которая с тобой всегда. Важно также любить других и читать других авторов. И если говорить о поэзии, следует помнить о работе со словом. Другие поэты делают нас чуткими к слову, почти ювелирами.

Марина ВЕСЕЛУХА

vеsіаluhа@zvіаzdа.bу

Выбор редакции

Общество

Как скоро люди смогут стать менее агрессивными?

Как скоро люди смогут стать менее агрессивными?

Психолог Роман Крючков уверен, что на самом деле агрессия присуща всем людям.    

Общество

Археологический комплекс «Берестье» станет первой площадкой празднования тысячелетия

Археологический комплекс «Берестье» станет первой площадкой празднования тысячелетия

Археологический музей «Берестье» и окружающая территория переживают большое обновление. 

Культура

Одельск: туристическая Мекка на приграничье

Одельск: туристическая Мекка на приграничье

Одельск — уникальное место. Тихая деревня на краю западной границы становится с каждым годом все более знаменитой.

Спорт

Опубликован справочник «Минск» — полезный для туристов и путешественников

Опубликован справочник «Минск» — полезный для туристов и путешественников

Он был подготовлен специально накануне II Европейских игр.