Вы здесь

Долгожительница - о голодных 30-х и походе в разведку


"Ну, выгляжу я на 100 лет?" - с улыбкой спрашивает у нас при встрече Анна Георгиевна Якушко. В этом месяце она отметила вековой юбилей. Анна Георгиевна родом из деревни Малые Белевичи, что на Могилевщине. "Из долгожителей я там одна такая", - не без гордости признается пенсионерка. В родной городок она приезжает только летом, а остальное время живет в минской квартире вместе со своей дочерью и зятем. На стенах в комнате женщины - цветные рисунки правнуков, в шкафу - толстый фотоальбом, который хранит память о былых временах. Каким было для нее это столетие? Анна Георгиевна поделилась воспоминаниями.


Первая модница на селе

- Я в семье самая младшая из детей была, четвертая, - рассказывает о своем детстве Анна Георгиевна. - Но не помню ни отца, ни матери. Мне четыре было, когда осталась сиротой.

На воспитание малышей забрала отца родня. Отправлять в школу Анну не хотели: нужна была помощь по хозяйству, особенно когда старшие братья и сестра разъехались. Но в 10 лет девочка все-таки пошла в первый класс. Закончила семилетку. Может, и дальше училась бы, да наступили голодные годы. В семье, которая растила Анну, не хватало денег, поэтому девушку отдали работницей в дом к директору школы. Работы оказалось много: пятеро директорских детей, которых нужно накормить и на занятия отправить, большое хозяйство... С пяти часов утра Анна была на ногах.

- А до трех ночи - на танцах в клубе. Совсем не высыпалась. Чтобы глаза не слипались, намыливают их. Слезы текли, зато спать не хотелось, - со смехом рассказывает собеседница.

На танцах, кстати, она и познакомилась с будущим мужем, Петром Адамовичем. В 1937 году пара поженилась. Свадьба бедное было. Дядя Демьян и тетя Агриппина (отцовская родня) справлять помогали. Что было, то на стол и ставили: сало, хлеб, яйца, молочный кисель. Замуж девушка выходила в обычной платье, которое сама некогда сшила.

Петрок - так ласково Анна Георгиевна называет своего мужа - молодую жену ласкал. Привез ей как-то из другого города плюшевое пальто. Анна была первой модницей на селе! Петр тогда председателем сельсовета работал, поэтому о завоз новых вещей в сельмаг Анна узнавала одной из первых. До сих пор помнит, как за один поход в магазин ей удалось приобрести осеннее пальто, костюм и юбку, - настоящая роскошь для деревенской жительницы.

Через год после свадьбы в семье родилась дочь - Клара.

- Когда я замуж вышла, это были лучшие годы! - Вспоминает пенсионерка. - А тогда оборвалось все...

Муж пропал без вести

Когда началась война, Анне и ее мужу предлагали эвакуироваться из деревни. Но Петр боялся сельсовет оставить: он обязан был заботиться об односельчанах, дежурить у телефона, чтобы не пропустить важное сообщение. Говорил жене: "Езжай, а я останусь". Анна не смогла оставить его одного.

В армию Петра не взяли, так как на один глаз плохо видел. Мужчина ушел в партизаны. Там и погиб.

- На них немцы в 1942 году облаву сделали. Лес сожгли, где они прятались. Почти весь отряд уничтожили. Петрок пропал без вести. Я искать его хотела, но брат мой - он также партизанам был - сказал, что не найду ничего...

Сама Анна Георгиевна в войну помогала партизанам. Варила им кушать и даже в разведку однажды ходила. Командир 113-го партизанского отряда Константин Белоусов послал ее в соседнюю деревню Вендорож за 15 километров. Свекрови Анны страшно было отпускать девушку одну, с ней в разведку напросилась. Женщины придумали себе легенду: мол, к врачу им нужно, в участковую больницу.

- Доезжаем до Вендорожи, а я вижу, что у школы делается: полно людей, лошадей, - восстанавливает в памяти события тех дней долгожительница. - Мальчики нас на дороге встретили. Говорили не ехать туда, а то и нас заставят работать. А я уже узнала, что нужно было, развернулась домой. Но уехала сначала в Поддубье, где меня встретил партизан. Я все рассказала. Ночью партизаны разбили тот немецкий гарнизон.

В 1943 году Малые Белевичи сожгли. Сельчан предупредили о приходе гитлеровцев, и молодежь успела сбежать в лес. Свекровь Анны на свою беду осталась дома: жаль скотину было оставлять. В тот день немцы убили 38 человек: согнали в сарай и подожгли. Когда остальные жители деревни вернулись, то увидели целыми только три дома.

Многое в жизни пришлось пережить. Анна Георгиевна рассказывает, что сельчане держались друг друга. Как-то она сидела с женщинами на скамейке, подошли немцы. Спросили: "Где здесь Якушко Анна?" - "А она овес жнет на поле", - не выдали ее соседки.

Насобирать на новый дом

Восстанавливать хозяйство после войны пришлось женщинам.

- Ничего в колхозе не было: ни техники, ни скота. Чтобы посеять зерно, землю лопатами копали. Потом какой-то плуг появился, мы, бабы, сами его таскали. Мешки с зерном по 16 килограммов на плечах носили. Коров из-под самого Могилева пригнали. Сразу людям молоко раздавали, уже после ферма построилась.

Анна Георгиевна до самой пенсии в сельском хозяйстве проработала. Сначала заведующей фермы была, потом на полевых работах усердствовала. Замуж женщина больше так и не вышла. Говорит, не хотела. Боялась, что Клару обижать будут. Хотя мужчины на Анну заглядывались. От служебного романа - кавалером был председатель колхоза - она ​​родила вторую дочь Ларису.

- Я хотела еще ребенка. Думала: у меня только одна дочь, не будет ей к кому прислониться, - объясняет нам. - Двоих сама вырастила. Никогда не стояла с протянутой рукой, хотя много денег не было. Да откуда те деньги в колхозе? Чтобы хоть какой дополнительный доход иметь, то яйца свои продавала, то теленка.

Спрашиваю праздновали ли они тогда Новый год. "А как же, - отвечает собеседница. - Собирались с женщинами, приносили для застолья водку, сало. Песни пели".

Уже на пенсии Анна Георгиевна построила себе новый дом, в который сейчас летом всей семьей и приезжают. Если в колхозе выдавали лес на дом, говорили женщине: "Звони зятю, пусть деньги высылает". А та с гордостью ответила, что сама смогла собрать нужную сумму.

Главное богатство

В наше время, говорит Анна Георгиевна, ей хорошо живется. "Когда в город только переехала, любила ходить по магазинам. Если бы в моей молодости столько всего было!"

А вот освоить современные технологии уже не удалось: не то зрение.

На вопрос про секрет долголетия бабушка пожимает плечами

-- Сама не знаю, - улыбается. - Может, дело в том, что никогда не сидела на месте. Я трудоголик, а сейчас тоскливо: годы берут свое, по мне уже нет работы. Только белье после стирки складывать.

Этот Новый год Анна Георгиевна традиционно будет встречать в семейном кругу. Заботливые дети, любимые внуки и правнуки - это, пожалуй, главное богатство, которое она приобрела за свой век.

Наталия ЛУБНЕВСКАЯ

lubnеuskауа@zvіаzdа.bу

Фото Сергея Никоновича

Название в газете: Летапіс асабістай гісторыі

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.