Вы здесь

Какие древние традиции Беларуси свойственны зиме?


Когда начинался в Беларуси новый год? Что полешуки желали друг другу на Рождество? Когда ставили елочку?

С заведующим гомельского филиала Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф. Шклярова Петром Цалко беседуем о древних традициях белорусов, присущие этой, зимней поры года.


Зимняя женская работа

- Когда земля отдыхает, вся работа переходит во внутреннее пространство дома. Мне бабушка рассказывала, что осенью и зимой приходило время обработки льна. Зима вообще считалась временем так называемой "бабьей" работы. Женщина перерабатывала то, что вырастила за лето. И поэтому в каждом дворе существовали все приспособления, чтобы это делать: терницы, мялки, льнотрепалки, чесалки, гребни... В Пилиповку - так называли пост перед Рождеством, начинали прясть нить.

Как это делали наши предки, Петр усвоил не только теоретически. Он и сам может прясть и ткать и других учить - в филиале Ветковского музея, здание которого находится в центральном парке Гомеля. Рассказывает, пряли сначала лен, а потом уже шерсть. Его пряли первым потому, что из льна делались все основы. Нить получалась разных сортов. Могла быть толстой, с остатками костры. Из нее веревки крутили, чтобы коров привязывать. Дальше - немного тоньше, она шла на лачуги, на мешковину. Далее шла нить чистая, но еще толстая. Из нее делали покрывала. Далее производили тоньше нить - на рубашки. Но рубашка, оказывается, могла быть из нескольких сортов нитей сделана. Верхняя видимая часть - из более тонкой нити. А та, что была под шерстяную юбку, - с более грубой. Интересно, что в архаической традиции рубашки делали специально с тельниц - то есть, из целого куска полотна.

- В уток пускали более грубую нитку - к середине изготовления, а потом - более тонкую. Низ скорее износился, протирался, поэтому его делали из грубой нитки. А еще потому, что он не на виду, значит, можно сэкономить. Ведь холщовой тоненькой нити самой высокой пробы не так много и получалось вконец. Но многие ученые в этом видят определенную символику. Нижняя часть тела человека отвечает за репродукцию. Для этих целей считалось хорошим, чтобы низ одежды был махровый или грубый. Как, например, бог скота Велес, которого представляли махровым. Поэтому и панева или юбка чаще всего делались из шерсти.

Красная нить жизни

А еще наши предки имели много предрассудков, отзывы которых исследователи находят и в современной жизни. Например, красная нить, которую сегодня можно увидеть на запястье даже звезд эстрады. От сглаза, говорят. Между тем, девочка завязывала себе на запястье первую спряденную нить. Она ее себе на свадьбу таким образом хранила. Или - чтобы ребенку перевязывать ей пуповину. Верили, что она может воздействовать на судьбу, помогать отличать зло от хорошего, быть определенным барьером от сглаза.

- Пятница была днем, когда вообще запрещалось прясть, - рассказывает Петр Цалко. - Говорили: нельзя засорять глаза Параскеве Пятнице либо предкам своим умершим. В этот день можно было спряденное сматывать. Также был запрет прясть в праздники, особенно беременным. Боялись, что от этого ребенок задавится пуповиной. Нить и в белорусской мифологии отождествляться с жизнью. Сегодняшние предрассудки несколько трансформированы, но суть их та же. Например, до сих пор говорят, что беременным нельзя шить или через веревку переступать. Был закон вселенной, который упорядочивал всю жизнь людей. Работать нужно было в рабочий день, а отдыхать - на праздник. И если ты вдруг нарушил этот закон вселенной, то могло что-то измениться во внутреннем мире человека. Человек себя таким образом структурирует. Он упорядочивает мир вертикалью основы и горизонталью утока, чтобы жить по законам космоса.

Время работать и время отдыхать

Язычество с христианством специально переплетались в представлениях наших предков. Например, они считали, что нельзя сновать основы для кросен в понедельник - ведь в понедельник Бог основал мир. В понедельник было запрещено начинать что-то новое, например, полотно, которое отождествлялось с плотью. При этом многие традиции отличались по регионам. На Полесье в отдельных населенных пунктах не пряли не только в пятницу, но и в среду, которая также для наших предков имела женское начало. Кстати, и новый день начинался, как только заходило солнце - поэтому уже вечером в четверг никто не прав, так как считалось, что зашла пятница.

Кстати, праздничные вечера наши предки называли еще "кривые" вечера, так как считали: все, что в это время будет сделано, не будет хорошим, развалится. Кривые - значит, не такие, как надо. Считалось, что если нарушить эти запреты - можно сделать себе вред, даже неумышленно. Поэтому во время праздников даже из дома выносили все оборудование, связанное с прядением. С 7 до 19 января можно было делать только что-то мелкое по хозяйству. В эти вечера часто играли. С 6 на 7, с 13 на 14 и постоянно до Крещения ходили по домам, колядовали и пели.

Меж тем, во время прядения в поздний период чаще всего выполнялись псалмы или духовные стихи. Их тягучий ритм помогал прясть. А собиралась в одном доме 5-10 женщин. Если утром собирались - называлась "попрядки", а если вечером - "посиделки".

- Только под конец дела, в дом заходили ребята и начинали шутить, - разъясняет особенности поведения белорусов Петр Цалко. На посиделки, кстати, собирались, еще и для того, чтобы показать себя. Приходили женщины разного возраста. Поэтому рядом могли сидеть будущая свекровь и невестка. Старшая наблюдала за девушками. Обращала внимание и на то, как работает, и на то, как ведет себя. А девушка в это время себя презентовала. Таким образом прядение нельзя назвать только процессом создания нити. Приходили не только нити делать, но и проводить время, и перенимать традиции, и опыт передавать. Все друг у друга учились. Вспоминали и такое: "А у нас дед старый на полатях лежал и нам сказки рассказывал". К тому же за вечер проходила и вся информация - не надо было телевизора с компьютером. Тем временем группа парней обходил за вечер несколько домов. Они не просто бродили: что-то рассказывали, шутили, присматривали себе девушку и одновременно презентовали себя.

Оптимизм предсказаний

Меж тем не все так просто с Новым годом. Он наступал не 1 января, сейчас. У белорусов, как и у многих народов, новый год начинался, когда нужно было обрабатывать землю. Но на Рождество гадали на будущий урожай. Поэтому, говорит Петр Цалко, можно считать, что с Рождества начинался новый аграрный год белорусов.

- Следили за количеством звезд на небе - и по ним определяли: будет ли рожь, или грибы. Говорили, например: много снега - будет много белых грибов. Если черная земля - ​​будет много ягод. Практически не было пессимистических предсказаний. На Рождество традиция была вносить в дом сено, клали под скатерть. По нем гадали на следующий год. Вытаскивали из-под скатерти травинки и по их длине, по махровости определяли, какой в этом году будет урожай льна, зерна... Елочка в белорусской традиции тоже есть. Ее на Полесье в большинстве деревень украшали свечой, освященной в церкви, на встречу весны, на Сретенье. Эту елочку несли вдоль всей деревни с пением до креста, стоящего на самом высоком месте в деревне. Но есть и второй новый год в жизни человека. Это - свадьба. На все полесские свадьбы обязательно делали елочку, которую также украшали. И раньше, чем выкупить девушку, нужно было выкупить ее елочку, которую потом несли за молодой.

Приятного аппетита!

- Стол воспринимался высшей точкой вселенной, - продолжает рассказ Петр Цалко. - Его ставили обычно в красном углу - месте, где живет Бог. Основным блюдом на Рождество считалось кутья. Их было три. Первая - постная, голодная - перед самими Рождеством. Делали ее из ячменя, который толкли в ступе. В ее добавлялся только масло. Вторая делалось на второй Новый год, или на Василье, Щедрик. Это была богатая кутья. В ней были и шкварки, и мясо. До Рождества забивали поросенка. Обязательно делались колбасы, солонина, ветчина... Белорусы могли себе два раза в год такое позволить. Зимой это было связано с проекциями на следующий год. Чем богаче стол на Рождество - тем будет лучше стадо и урожай в следующем году. Сочельник перед Крещением также был постный. На сочельник звали Мороза. Его ученые связывают с предками, которых звали есть. Но есть села, в которых непосредственно дедов звали ужинать. Главный в семье брал ложку кутьи, подходил к окну или занять почетный угол в различных вариантах. Стучал в окно или в угол дома и трижды говорил: "Мороз, мороз, иди кутью есть. А летом не бывай, не морозь пшеницу, так как мы будем бить тебя проволочными плетьми". Трижды произнесенное становилось заклинанием. С каждого блюда откладывали ложку в отдельную миску, которую ставили или на угол, или на подоконник. Кстати, по кутье могли еще и гадать. Считали, когда она разваривается и из горшка вылезает, - значит, будет хороший урожай. Остатки бросали курам, создавая при этом круг. Куры должны были в нем есть, чтобы летом они хорошо неслись и не разбегались по соседям. Как сегодня сказали бы: в это время открывается портал в другой мир - через определенные обрядовые атрибуты (воду, свечу, зерно, петуха) можно обратиться либо к Богу, либо к предкам. смысл гадания - заглянуть в будущее.

Вообще же рождественский ужин был камерного характера, когда вспоминали своих предков все родственники, которые собирались в один дом. Как сегодня Новый год считается семейным праздником, так было и у наших предков. При этом замужние женщины оставались в доме родственников мужа.

А вот насчет употребления крепких напитков белорусами во время праздника ученые спорят, отмечает заведующий гомельского филиала Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф. Шклярова Петр Цалко.

- Мы можем говорить только о XVIII-XIX веке. Крепких алкогольных напитков белорусы не применяли. Пили слабоалкогольные квас и пиво, для изготовления которых использовали пшеницу, яблоки, груши, клюква сушеные ... К тому же никто долго не сидел за столом. Обязательно надо было потанцевать между блюдами.

Когда петух запоет

Нельзя обойти стороной и красного петуха, изображения которого сегодня смотрят с каждой сувенирной лавки - напоминают про Новый год по восточному календарю. Петух - птица очень важная и для белорусов. Они помнят, что в христианской традиции именно петух напомнил апостолу Петру о предательстве. Это птица, которая приносит рассвет. Говорили, солнце не взойдет без его пения. Петух на страже границы ночи и дня, добра и зла. Оказывается, девушки гадали с помощью петуха. Каждая рассыпала около себя зерно. Считалось, к кому петух пойдет, та замуж в этом году выйдет.

Меж тем у белорусов были особые пожелания, которые озвучивали ряженые. Кстати, они и сегодня не утратили своей актуальности. Так, желали: "Чтобы вашему роду не было переводу. Чтобы пилось, елось и еще хотелось. Чтобы ложки-миски были полны, а детки сыты"

Петр Цалко, между прочим, родился и прожил всю юность в деревне Симоновичи Лельчицкого района. Сам, говорит, на Рождество по домам бегал:

- На другой день после щедрого вечера утром были "посевные". Малые детки бегали и рассыпали зерно по дому. Говорили: "сыплет на печь гречки, чтобы катились овцы". Все пожелания касалось плодовитости: или животные, или людей, или зерна. Сыпали не просто рожь - сеяли счастье. И "сеяли" не абы кто, а малые детки. Сами как зерно, которое быстро прорастет. Знаками урожая был "засеяны" и праздничный скатерть полешуков.

Меж тем после Рождества начинался другой период: в дом вносился стан и начинали ткать холсты. Делали это до самой Пасхи. Но, как говорят, - это совсем другая история. До которой еще дожить нужно.

Ирина АСТАШКЕВИЧ

іost@zvіazda.by

Название в газете: Чтобы вашему роду не было переводу

Выбор редакции

Культура

Хорватский кинофестиваль ZаgrеbDох исследует регион большим экраном

Хорватский кинофестиваль ZаgrеbDох исследует регион большим экраном

Балканские страны предстали перед зрителем с их насущным.  

Общество

Суворовское училище глазами его учащихся

Суворовское училище глазами его учащихся

Быть суворовцам во все времена было престижно.  

Общество

Интернет — зона риска или комфортных покупок?

Интернет — зона риска или комфортных покупок?

На 1 января было зарегистрировано 19 400 интернет-магазинов.