Вы здесь

Артур Матвеенко: "В моей работе полезен даже молоток"


Музыка в фильмах и играх - неотъемлемая составляющая. Согласитесь, без мелодий, песен кино было бы очень скучно смотреть, а без эпической музыки - бродить бесконечными тропами компьютерных игр. Сегодняшний наш собеседник, композитор, автор музыкального проекта Dzіvіа Артур Матвеенко точно знает, как составить звуковой "портрет" героя игры, какой саундтрек написать для кино или рекламного ролика. И ради нужных мелодий он не боится даже провести ночь в лесу. Некоторые секреты своей необычной профессии Артур раскрывает в беседе с корреспондентом "Чырвонкі. Чырвонай змены".


- Профессия композитора сейчас достаточно редкая. Тем более - среди молодежи. Почему ты выбрал для себя такой путь?

- Все началось случайно, однажды просто начал писать музыку. Естественно, я имею образование: окончил музыкальную школу по классу кларнета и саксофона. Но после ее окончания ее года три не играл на инструменте, а потом в определенный момент начал создавать музыку. Действительно, наша профессия достаточно редкая, но можно сказать, востребована на международном рынке. Возможно, причина такой нераспространенности композиторского дела в том, что в Беларуси нет учебных заведений, где дают нужную образование. Я имею в виду - обучают композиторов, которые пишут неакадемического музыку для фильмов и игр. Да, у нас есть академия музыки, но там преподают совсем другое. Мне же надо знать физику звука, уметь пользоваться эквалайзером, компрессорами. Это все дается далеко не сразу.

- Ты сам научился?

- Да, в основном сам. Чтобы научиться, нужно очень много времени. Многое нужно осмысливать самостоятельно, ни один университет не научит, как работать. Полезным может стать опыт коллег. Некоторые зарубежные композиторы на своих страницах делятся секретами мастерства, издаются специальные журналы для дизайнеров звука. Только сегодня, лет через пять самостоятельных занятий, я могу сказать, что написал что-то стоящее. Но все равно это не голливудский уровень. На самом деле, писать музыку для кино и игр очень интересно. Но пока в Беларуси мало людей, которые занимаются этим делом.

- Какие свои работы можешь назвать в числе лучших?

- Есть проекты, в создании которых я участвовал, где мне нравится музыка, но сам результат получился не очень "взрывным". Например, запомнилась одна игра, для которой я написал саундтрек. Там звучит оркестр, совмещенный с этническими инструментами. Музыка получилась просто отличная, но, к сожалению, игра закрылась через полгода после выпуска.

- Ты автор музыкального проекта Dzіvіа, достаточно популярного в кругах любителей тяжелой музыки. Как творчество в его пределах соотносится с, так сказать, коммерческим сочинительством?

- Благодаря именно этому музыкальному проекту меня заметили как композитора. Это было в то время, когда я даже не догадывался, что могу работать в этом направлении и зарабатывать деньги. По крайней мере, у нас. Dzіvіа существует уже достаточно долго. Я очень давно занимаюсь этим проектом и просто не могу его бросить. Как сессионный музыкант участвую в других группах, более мейнстримовых. Иногда очень жалею, что и сам не начал играть стандартную музыку с двумя гитарами, басом, барабанами и вокалом (смеется). Например, мне очень сложно найти барабанщика: нужен человек, который имеет свой большой этнический инструмент и играет на нем. Таких в нашей стране единицы. Но Dzіvіа существует, развивается. Мы записываем новый альбом. К участию в проекте я пригласил еще около десяти музыкантов. Половина из них - это вокалисты. Сейчас собираю живой состав, пытаюсь устроить выступление. Мы планируем концерты и хотим выйти из студийного формата.

- Не боишься выйти к публике?

- Это для меня страшнее, чем участвовать в концертах как музыканту. Первое выступление с Dzіvіа будет как в первый раз на сцене вообще. Я впервые выйду к слушателю именно со своим проектом. Как музыкант я выступаю с другими группами, иногда участвую в больших концертах высокого уровня, но это не мои проекты, поэтому не слишком волнуюсь. Но в Dzіvіа вся музыка моя.

- Откуда такое желание играть музыку, не похожую на ту, что выполняют другие наши группы?

- В Беларуси нет групп, которые играют оркестровую музыку для "металлистов". Я не знаю, как охарактеризовать стиль, в котором я играю, иногда называю его раgаn оrсhеstrаl - это нечто среднее между фольклором, оркестровой музыкой и "металлом". Хотя здесь нет характерных черт последнего - гитар, громких барабанов, но есть специальный вокал, эпичность. Интересно, что мою музыку начали слушать именно "металлисты".

- Ты сам понимаешь, когда написал что-то действительно грандиозное, что оно понравится людям?

- Ничего такого нет. Если бы я нарочно писал музыку, которая бы нравилась людям, то мое творчество была бы другой. Возможно, более попсовой, может быть, я играл бы "металл". Но в творчестве ориентируюсь только на собственный вкус.

- Сегодня фолк в музыке чрезвычайно актуален, востребован и даже популярен. Как видится проект Dzіvіа в контексте музыкальной сцены страны?

- У меня немного другая музыка. У нас много команд, похожих на "Стары Ольса". Эта музыка очень хорошо подходит для фестивалей средневековой культуры, создает антураж, но как сама по себе для меня неинтересна. Мне нравится Rе1ikt - очень необычный проект для Беларуси, я как-то случайно попал на их концерт и до сих пор с восторгом слушаю. Также на уровне музыка Drwіwу. А в целом я много слушаю "металл" и никому не известные, почти андеграундные группы.

- Что посоветовал бы молодым людям, которые хотят писать музыку?

 - Не делайте этого! Сочинительствоv у нас очень сложно заниматься, а зарабатывать - почти невозможно, снимается очень мало фильмов. Если сравнить, например, с Францией, где почти каждый третий человек каким-то образом связан с кино, а композиторы даже могут выбирать интереснейшие из нескольких предложений. Большинство наших композиторов, также как и программистов, работающих на страны Европы. У нас это невостребованная дело. Нужно самому искать заказы, каким-то образом "крутиться" .

- Может, раскрыл секрет, как записываются звуки для кино, игр?

- Это очень интересно и иногда непредсказуемо. Например, для игры нужно записать ночной лес. Причем заказчик требует оригинальную мелодию. Поэтому едешь ночью в лес с микрофоном, ноутбуком и ночуешь там в спальнике. Хруст снега записывается поролоном, а удары в тело - на самом деле удары в помидоры. Лязг мечей, что мы слышим в фильмах, - это чаще всего звуки бряцания столовых приборов. Для этого нет смысла приобретать настоящее оружие. Очень полезен в работе композитора и молоток, которым на кухне мясо отбивают. В игре интересно звуками показывать персонажа. Он делает движение - и его нужно повторить в звуке, при этом синхронизировать с реальностью.

 - Наверное, все столовые приборы побывали у тебя в студии?

- Да. Немало студий, где ими не пользовались бы для записи (смеется). Когда приходишь на студию по озвучиванию, там можно найти что угодно - как в анекдоте про женскую сумочку. Любая мелочь существенна.

Марина ВЕСЕЛУХА.

vеsіаluhа@zvіаzdа.bу

Фото Сергея Никоновича.

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».