Вы здесь

Как «Викинг» интерпретирует историю Х века


В то время, как на большие экраны вышел «Раrtу-zаn фільм», в прокате появилась амбициозная российская картина «Викинг», рассказывающая про славный путь «Крестителя земли русской» князя Владимира. И если фильм Андрея Курейчика открыто говорит о современности, в историческом «Викинге», возвращающем в Х век, тоже немало актуального. Только оно здесь проявляется в способе интерпретации исторического материала. Масштабный проект, работа над которым заняла семь лет, завершил российский Год кино с пафосом и размахом, а белорусские зрители получили возможность увидеть в кинотеатрах фильм, который снят в России, но затрагивает нашу общую историю.


Вокруг картины поднялся шум. «Викинг» стал одним из самых дорогих проектов в России последнего времени: на его съемки было потрачено около 19 миллионов евро (для сравнения: бюджет «Ученика» Кирилла Серебренникова составил примерно миллион евро и чуть более стоила «Зоология» Ивана Твярдовскага). На роль князя Владимира пригласили одного из самых востребованных современных российских актеров Данилу Козловского, которым значительную часть хронометража просто любовались: под величественную музыку герой обдувается ветрами, смотрит вдаль и думает о бытие. Роли в фильме также исполнили Светлана Ходченкова, Игорь Петренко, Максим Суханов и другие известные персоны соседской кинематографии.

По всему видно, это важный и символичный проект для России, но нужен ли он нашему прокату? Хотя, безусловно, интересно наблюдать за тем, как скупую информацию, известную о наших землях в Х веке, о Владимире, Рогнеде и Кунигунде Орламюндской, т.е. Ирине, интерпретируют в эпическим фильме о Крестителя Руси. Личность Владимира, который, как известно, убил первого исторически известного полоцкого князя Рогволода и силой взял замуж княжну Рогнеду, - достаточно спорная. Тут вам и гарем из 800 женщин, и братоубийство, и его пресловутая жестокость. В фильме же из него сделали великодушного романтизированного героя, а преступления, которые ему традиционно приписываются, в том числе убийство брата Ярополка, в фильме совершаются якобы без его руководства и участия.

Рогнеда же, о постриге которой известно из летописей, в фильме - заядлая язычница, которая обмазывает лицо кровью принесенных в жертву животных и в таком виде появляется в супружеском ложе. Никто, конечно, сегодня не поручится за ее бурную молодость, но обидно видеть, как из образа духовно непокоренной полоцкой княжны, какой она нам сквозь века представляется, создали тусклую, капризную героиню. Совмещение в одном фильме сцен, в которых Владимир насилует Рогнеду на глазах ее родителей, которых потом убивает, и влюбленности княжны в своего насильника - конечно, глупость. В этом сюжете попытка Рогнеды убить Владимира объясняется ревностью. Красиво получается, что Владимир взял Полоцк и физически, и духовно - завоевал и город, и сердце его княжны.

Конечно, не может быть, чтобы женщины не влюблялись в такого киногероя. Рогнеда, Ирина (жена Ярополка, которого убили на глазах Владимира) оказались покорены, как и города, к которым подступал князь. На протяжении всего фильма подчеркивается особенность и возвышенность князя над диким народом, которому тот в итоге проведет тотальный ликбез.

В «Викинге» больше зрелищности, чем правды, которая с легкостью нивелируется в угоду интересам сценаристов, которые добавляют в фильм значительную долю вымысла и играются с летописями, фактами и лицами на свое усмотрение. Но даже если опустить это несоответствие и позволить авторам на исторический каркас нанизать свое художественное видение, все равно очевидно, как неосторожно и своевольно они обращаются с нашей общей историей, как они присваивают себе ее же авторские права, как разыгрывают драму ради своих интересов. Съемочная группа руководствовалась желанием создать, во-первых, что-то соответствующее конъюнктуре, а во-вторых, как можно более эффектное и впечатляющее.

При просмотре нужно иметь при себе моральное противоядие против якобы исторического фильма. Этим противоядием может стать знание того, что Владимир был из тех же самых «безжалостных дикарей», от которых происходим все мы.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

katsyalovіch@zvіazda.by

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.