Вы здесь

Архитектор Сергей Сергачев: Задача любой столицы - демонстрировать


На днях Сергей Сергачев - заведующий кафедрой архитектуры жилых и общественных зданий БНТУ, доктор архитектуры, член-корреспондент Международной академии архитектуры получил премию Президента "За духовное возрождение". При определении столь высокой оценки было обращено внимание на его книгу "Народное зодчество Беларуси. История и современность", работа над которой велась одновременно с деятельностью по сохранению объектов народного зодчества, имеющих историческую и художественную ценность. Сергей Сергачев отметил в интервью корреспонденту «Звязды»:


- Прежде всего, хочу поблагодарить вашу газету. Ведь когда вышла моя книга, именно "Звязда" первой разместила информацию о ней. Позже вышли развернутые рецензии в "Літаратуры і мастацтве", других изданиях, однако именно вы сразу оценили значимость издания. Оно, кстати, хорошо продается, распространяется и рекламируется даже в Германии и Америке. Поэтому получение премии Президента - подтверждение значимости моей книги, которая, я уверен, не потеряет своей актуальности и через 200 лет.

- В вашем издании описывается белорусское зодчество. Расскажите, в чем его особенность?

- Белорусы всегда учитывали место и время. Место - значит, природные явления - мороз, метели, количество солнца. Также принимали во внимание условия жизни - здесь всегда было много войн, гибли люди. Как основной материал использовали древесину, которая быстро уничтожалось пожарами. Огонь иногда забирал по 300 домов подряд. В летописях есть сведения, что, например, в Полоцке, Дисне за одну ночь сгорели все до одного дома. И все это нужно было быстро восстанавливать. Поэтому были разработаны смешанные методы строительства, которые позволяли обойтись меньшими затратами времени, денег, материалов, физической силы. По этой причине наша архитектура скромная и очень точная. Рассчитывали на количество людей в семье, животных в хлеву - лишнего не строили. У соседних народов могли на два этажа возводить дома, у нас же так не делали, так как не было нужды. А летом вообще расходились спать кто куда - на сеновал, в баню, на чердак. Зимой, естественно, все собирались в доме. Более того, в морозы даже куры с петухом под печью жили, так как в сарае было холодно. И поросенок тут же, рядом, прятался. Наша архитектура на все это реагировала.

- Были ли особенности в разных регионах Беларуси?

- Да, безусловно. Взять, например, Полесье и Витебщину - там совершенно разные дворы. На Полесье строили в один ряд, так как земель немного, ее отовсюду обступали болота. Поэтому такие поселения даже назывались "островом". Население прибавлялось, приходилось делить землю - возводилась плотная застройка. Поэтому на Полесье такие большие деревни. В том же Мотоле сегодня 6000 жителей. А если говорить о Витебщине, то земли там хватало, но было много возвышенностей, болот. Больших полей не было, поэтому и деревеньки мелкие — 10 - 15 дворов. 20 хат считалось уже много. Если поехать на Поднепровье или Понеманье, можно увидеть, что там строили венком — посередине дом, а вокруг него хозяйственные постройки, все это закрывалось красивыми воротами. Таким образом быт семьи скрывался от постороннего глаза. Когда пришла коллективизация, многое стало ненужным: место для лошади, сарай для сена - эта структура начала исчезать. Кстати, сейчас снова стали нужны гараж, какие-то мастерские - и люди воссоздают эту веночную застройку. Интересно поехать и увидеть сегодня небольшие венки-крепости, похожие на те, что были 500 лет назад.

- Значит, можно сказать, что традиции строительства возвращаются?

- Они всегда присутствовали в нашей жизни. И если не было возможности их воплотить, люди все равно хранили их. Понимание, как и что нужно делать, жило в сознании, что-то рассказывали деды. В своей книге я стремился показать архитектуру, как часть культуры, в том числе духовной. Среду, в которой жили люди, никто для них не создавал. Они делали все сами. Мальчиков с детства учили управляться с инструментами ...

- В наше время многие белорусы из деревень переехали в города. Например, мои деды хорошо обрабатывали дерево, а вот братья уже не так плотно им занимаются. Правильно сказать, что мы что-то потеряли?

- Конечно же нет, так как общество идет вперед. Многое остается в легендах, преданиях и таким образом живет с нами. Есть такая особенность у белорусов - мы всегда очень уважали все новое. Даже поговорка такая есть: "Хоть ольховый, лишь бы новый". Ведь ольха - не очень хорошая древесина - но если что-то новое сделают из нее, то это уже хорошо. Сейчас мы стремимся к чему-то лучшему. Поэтому жалеть о том, что что-то потеряли, не стоит. Главное то, что в народном зодчестве не было глупости. Красота добавлялась только в тех местах, где это было нужно, а на лишнее не тратили время.

- Насколько актуально сегодня строительство из древесины?

- Древесина возвращается, в последнее время строится много модульных домов. Их делают именно так, как делали раньше. Не всегда дом можно было возвести на том месте, где он будет стоять. Ведь там еще находился прежний дом, в нем жили, но уже нужен был другой. Поэтому новый сруб собирали в другом месте, затем разбирали. Старый дом сносили, а на его месте собирали новый сруб. То же сегодня и с панельными домами — их где-то делают, а после привозят. Модульные дома, их многослойный деревянный каркас делается по тому же принципу: готовят где-то в другом месте, а затем за два-три дня собирают новый дом там, где нужно.

- Вы говорите, что наши предки строили мудро... Как оцениваете современную городскую архитектуру?

- Все уплотняется - ничего другого ожидать и не стоит. Ведь земля в городе стоит дорого, каждый ищет свободное место, чтобы что-то построить. Однако в Минске проблема остается ... Задача любой столицы мира, в отличие от других городов, где все может быть плотно застроено, - что-то демонстрировать, оставить себе свободные пространства. Как Елисейские поля в Париже или Центральный парк в Нью-Йорке (хотя это и не столица). А у нас есть зеленый диаметр вокруг Свислочи в Минске. Я наблюдаю, как то там, то там, от него отрезают куски. Но хорошо бы эту территорию не трогать, чтобы были видны река и зелень. Это элемент столичности - позволить себе демонстрировать. А у нас с этим случаются определенные проблемы.

- Вы являетесь членом-корреспондентом Международной академии архитектуры. Можно ли сравнить наши сооружения с теми, что возводятся в других странах?

- Если даже в интернете посмотреть, что происходит с архитектурой, невольно возникает мысль, а не та ли это роскошь, что Рим погубила?.. Архитекторы стремятся продемонстрировать свои таланты. Инвесторы вкладывают баснословные деньги в строительство. Естественно, появляются объекты, которые демонстрируют успешность конкретной фирмы или банка. То же происходит и у нас. Есть очень интересные постройки для спорта – таких вы мало где встретите, очень современные. Относительно той же Национальной библиотеки было столько споров - правильная форма выбрана или нет? Однако это к лучшему - споры делают более известным город, постройку и привлекают к ней внимание.

- Вы говорили о нарушении целостности застройки ... Около той же Национальной библиотеки появился огромный торговый центр, который не только своими размерами, но и подсветкой конкурирует с символом столицы - "алмазом".

- Я называл этот гипермаркет "бюстгальтером" - чем-то похож по форме. А насчет того, что появляется вокруг Национальной библиотеки, я уже не раз говорил, что это худшие образцы брутально-бетонных вариантов. И фасады у них некрасивые, и чрезвычайно большая плотность застроек. Похоже на казарменный микрорайон. То, что автомобильная стоянка для покупателей магазина подбирается к самой библиотеке - также чрезвычайно плохо. Ведь такому по общественной значимости и по формам объекту нужно иметь вокруг себя свободное пространство. А не суету, пятна от бензина на асфальте, людей с сумками — это нехорошо. Стоит памятник Франциску Скорине, а за его спиной из багажника в багажник перекладываются продукты. Это как раз то, что к столице не должно иметь отношения, а может происходить где-то за пределами. Это большой наш прокол.

- Неужели деньги решают все? Могут ли архитекторы и общественность повлиять на принятие решений?

- Когда мы идем к рыночным отношениям, то там все очень жестко: заказчик всегда прав, ничего с этим не поделаешь. Я бы тоже хотел быть заказчиком. В этом, кстати, проблема архитекторов - они никогда не строят за свои деньги. Всегда за чьи-то — и должны с этим считаться.

- Вы много занимались вопросами сохранения историко-культурного наследия. Насколько, по вашему мнению, безопасное сейчас положение?

- Хорошо бы, чтобы местные власти хранили то, что им досталось. Как это сделать, я, честно говоря, не знаю. Но еще больше меня беспокоит то, что многое из наследия не внесено в список ценностей, и оно исчезает. Однако этот вопрос стоит во всем мире. Очень жаль, года четыре назад в Ошмянах снесли трактир - деревянный, который был расположен в центре города. Это был бы единственный пример классической таверны, с конюшнями внутри. Однако ее разрушили ... И таких случаев много. То же и с Северным переулком в Минске, домами в Гомеле, Могилеве, которые сносятся. Нужно, чтобы власти и общество твердо сказали: вот этот уголок мы сохраняем – что-то сделаем там интересное, разместим ремесленников, привлечем туристов - а все остальное сохранить невозможно. Но это нигде не оговорено, общественность постоянно возмущается, когда что-то планируют снести.

- Яркий пример дискуссий последнего времени - столичный район Осмоловка. А по вашему мнению, его следует сохранить?..

- Я знаю это место, оно мне чрезвычайно нравится. Однако жить там не очень хорошо - загазованные, шумные улицы. А сделать в нем определенный культурный центр было бы очень хорошо (определенную часть домов, подальше от улицы Богдановича, можно оставить жилой). Как свидетельство восстановления Минска после войны это был бы хороший памятник - он находится в центре, удобно смотреть, с чего начинали в те времена. Это память и об архитекторе Осмоловском, который в свое время был главным архитектором Минска и много сделал для столицы. Я бы искал пути для сохранения Осмоловки.

Нина ЩЕРБАЧЕВИЧ

nina@zviazda.by

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Партизанские рукописи — бесценные свидетельства военного времени

Партизанские рукописи — бесценные свидетельства военного времени

Партизанские журналы — на самом деле уникальные информационные сборники, значение и важность которых понимали в том числе их создатели и читатели.  

Общество

Белорусские ученые представили более 300 разработок и технологий

Белорусские ученые представили более 300 разработок и технологий

На юбилейной выставке Национальной академии наук.  

Общество

На лечение и охоту. Что привлекает иностранцев в Беларуси?

На лечение и охоту. Что привлекает иностранцев в Беларуси?

Белорусские санатории перестали быть местом отдыха преимущественно пожилых людей. 

Общество

Птицы, люди, цитаты из классиков: кто, как и зачем раскрашивает города

Птицы, люди, цитаты из классиков: кто, как и зачем раскрашивает города

Корреспондент «Звязды» встретилась с художником Александром Благием.