Вы здесь

Михаил Мясникович — о роли депутатов разных уровней


Возможность людей самим формировать органы власти на местах во многом стала одним из самых весомых достижений советского государства. Однако впоследствии ее становилось все меньше, и в адрес органов местного самоуправления посыпалось много замечаний. Тем не менее, они остались. Какова роль их сегодня? Нужна ли оптимизация местных Советов? Каким должно быть их взаимодействие с парламентариями? На эти и другие вопросы «МС» ответил Михаил Мясникович, председатель Совета Республики Национального собрания.


Человек — главная задача

— Mихаил Владимирович, Президент нашей страны не раз отмечал, что Беларусь — это государство для народа, а внимательное отношение к человеку — главная задача и вертикали власти, и народных избранников на всех уровнях. На Ваш взгляд, на что сегодня в первую очередь должны быть нацелены депутаты? Что должно являться главным объектом их внимания?

— Повышение жизненного уровня белорусских граждан — это главная цель проводимой государственной политики и наша стратегическая задача, которая определяется пятью важнейшими составляющими: полноценная семья, здоровье, образование, реальные доходы, комфортность жизни. Именно через их преломление следует рассматривать всю нашу дальнейшую работу. В реализации этой задачи должны быть активно задействованы парламентарии, органы местного управления и самоуправления и депутаты местных Соетов депутатов.

Работая в регионах, члены Совета Республики уделяют особое внимание тем проблемам и недоработкам, которые тормозят развитие подведомственных территорий и мешают людям жить более достойно. 

Новые технологии, современные производства — это хорошо, но за ними надо видеть человека, все, что связано с жизнью, бытом, культурой и благополучием наших людей.

Конструктивное сотрудничество членов Совета Республики с органами представительной власти всех уровней, облисполкомов дает возможность снимать многие проблемы, вызывающие негативный резонанс у людей, учитывать и использовать в законотворческой деятельности парламентариев обобщенные предложения и пожелания местных Советов и позволяет сделать процесс разработки и принятия законов более мобильным, взвешенным и эффективным.

— Полностью ли используется потенциал девятнадцати тысяч депутатов?

— Местное самоуправление — это не только институт публичной власти, но и общественной самоорганизации. Действительно, через местный уровень власти пролегает самый короткий и прямой путь к решению жизненно важных проблем граждан. Кроме того, на местном уровне могут наиболее полно реализоваться принципы «низовой демократии», или, как ее еще называют, «демократии участия».

В связи с этим собое внимание к местным Советам депутатов, депутатскому корпусу со стороны Главы государства — это искреннее желание превратить их в действенную силу, направленную на решение вопросов обеспечения жизни населения. В Советах объединена наиболее политически зрелая и опытная часть нашего населения. Через Советы десятки тысяч граждан участвуют в управлении делами государства и общества, то есть в осуществлении реальной политики. Депутаты — это связующее звено между властью и народом — в этом огромная ответственность народных избранников перед обществом и государством.

Иногда депутаты подвергаются критике за то, что они недостаточно активны и пока далеко не всегда ощущается их роль и влияние при решении проблем местной жизни, а предоставленные законодательством права и полномочия используются очень робко. Во многом эта критика справедлива. Ведь депутаты, работая в тесном контакте с органами исполнительной власти на местах, могли бы более ощутимо влиять на управление экономическим и социальным развитием регионов страны, более эффективное использование внутренних материальных, трудовых, финансовых, земельных и других ресурсов. 

Если мы хотим, чтобы люди проявляли самостоятельность и инициативу, то надо начинать с просвещения. 

Поэтому в нынешних условиях нельзя рассматривать деятельность местных Советов депутатов по социально-экономическому развитию территории в отрыве от идеологической работы. В связи с этим следует усилить работу депутатов местных Советов с молодежными объединениями, учащейся и студенческой молодежью в направлении повышения уровня политической грамотности, нравственности, их социальной и гражданской активности. Все это должно стать дополнительным ресурсом (интеллектуальным, человеческим) в решении актуальных проблем благосостояния населения в регионах.

Для развития есть резервы

— Во время III Форума регионов, который состоялся летом в Минске, Глава государства акцентировал внимание на важности участия местного самоуправления всех уровней в межрегиональном сотрудничестве. Насколько активно подключились к этому регионы?

— Стало доброй традицией проведение по инициативе Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации форумов регионов Беларуси и России. Уже состоялись три таких форума. В двух из них приняли участие Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко и Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Форумы регионов стали серьезной площадкой для конструктивного диалога по различным направлениям сотрудничества.

Сегодня у нас есть поручение президентов двух стран Александра Григорьевича Лукашенко и Владимира Владимировича Путина — шире использовать резервы регионального сотрудничества. В развитие этого поручения, решений третьего Форума регионов Беларуси и России Советом Республики и Советом Федерации уже реализуется целый ряд мероприятий. Принципиальными при этом являются несколько новаций: гармонизация нормативных-правовых актов и правоприменительной практики, приоритет экономического сотрудничества, вовлечение в этот процесс молодежи, а также опора на региональные проекты и инициативы.

В рамках реализации плана по активизации сотрудничества в области местного самоуправления между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в августе 2016 года в Могилеве состоялся форум Могилевской области Республики Беларусь и Брянской области Российской Федерации. В его ходе обсуждались вопросы межрегионального сотрудничества в сфере молодежной политики в Союзном государстве. Необходимо отметить, что мероприятие прошло с большой результативностью и имело прикладной характер и экономическую направленность. В ходе форума был подписан ряд соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве и планы мероприятий по реализации данных соглашений между регионами Могилевщины и Брянщины. 

Могилевская и Брянская области являются пионерами в организации регионального взаимодействия на принципиально новых условиях, поэтому данное мероприятие по праву можно считать Днем региона и началом большой работы. 

Обещает быть эффективной работа Брестской области с Ленинградской областью. Следует отметить, что и другие регионы республики активно включились в эту работу.

В настоящее время готовится четвертый Форум регионов Беларуси и России. Он пройдет летом 2017 года в Москве и будет посвящен вопросам интеграционного развития регионов Беларуси и России в сфере высоких технологий, инноваций и информационного общества. 

Совершенствовать то, что имеем

Есть ли сегодня необходимость в оптимизации систем представительной власти, а именно ее низового уровня?

— Вопрос реформирования системы местного самоуправления в Республике Беларусь тщательно изучался в Совете Республики, ведущими учеными Национальной академии наук Беларуси, Академии управления при Президенте Республики Беларусь и председателями местных Советов депутатов. 

В качестве преобразований предлагалось в частности перейти на двухуровневое административно-территориальное деление (область —район), а также ликвидировать сельские Советы и их исполкомы заменив их местной администрацией. Было принято решение, о том, что в настоящее время нет политических, социальных и экономических  предпосылок для изменения сложившейся в стране системы местного самоуправления. Данное предложение поддержано Главой государства.

Считаю сегодня, с учетом новых реалий времени надо развивать и совершенствовать существующую систему местного самоуправления, принимать все необходимые меры для активизации работы и повышения ответственности местных Советов за решение более широкого круга социально-экономических вопросов и насущных проблем людей.

— В 2007 году при Совете Республики был создан Совет по взаимодействию органов местного самоуправления — для координации деятельности местных Советов депутатов. Какими Вам видятся сегодня первоочередные задачи этого органа?

— Совет был создан как коллегиальный совещательный орган для разработки предложений по дальнейшему совершенствованию деятельности органов местного самоуправления и организации взаимодействия между ними и органами государственного управления. 

Задача, которая решалась посредством образования такой структуры — обеспечение координации между Советом Республики, органами местного самоуправления и органами государственного управления с целью достижения конкретных результатов путем изучения актуальных проблем в регионах, их анализа и обобщения. Совет призван повысить эффективность вырабатываемых управленческих решений и выстроить действенный механизм «обратной связи» с населением, а также содействовать органам представительной власти в решении проблем людей. Работа Совета на протяжении почти 10 лет позволила повысить доступность и оперативность разрешения многих региональных и территориальных проблем. 

Однако, с учетом новых стратегических задач по социально-экономическому развитию страны, четко обозначенных на пятом Всебелорусском народном собрании, в работу Совета по взаимодействию органов местного самоуправления необходимо внести соответствующие коррективы.

В настоящее время Советом Республики прорабатываются новые подходы к дальнейшему развитию местного самоуправления в стране. 

Данная работа направлена на усиление роли местных Советов в решении проблем жизнеобеспечении населения, на выработку механизмов инициирования Советами правового и организационного решения указанных вопросов. В этих целях в Совете Республики создана рабочая группа под руководством председателя Постоянной комиссии по региональной политике и местному самоуправлению Попкова Александра Андреевича. Изучив положение дел в регионах и действующее законодательство, будут выявлены «узкие» места в работе местных органов власти, а также неиспользуемые потенциальные возможности и ресурсы местного самоуправления и соответственно выстроена четкая система работы местных Советов депутатов по перспективным направлениям устойчивого развития подведомственной территории.  

С людьми — напрямую

— Насколько, на Ваш взгляд, целесообразно подключение законодательной власти на местах не только к воплощению законов в жизнь, но и к обсуждению особенно социально значимых законопроектов на этапе их подготовки?

— Необходимо отметить, что в любом демократическом обществе законодательная деятельность осуществляется с учетом общественного мнения. Английский философ Джон Стюарт Милль считал «юридические законы — «искусственными социальными условиями», которые определяются национальным характером, мнениями, «чувствованиями», нравами народа. 

В связи с этим важными составляющими работы над законопроектом являются прогнозирование последствий принятия закона, а также изучение отношения общественности и субъектов хозяйствования к его положениям. В целях учета реальных потребностей общества и субъектов хозяйствования, более доступного и понятного изложения норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, находящиеся на рассмотрении в Парламенте проекты законов должны широко обсуждаться с руководством предприятий, трудовыми коллективами и населением. Включение общественного мнения в практику разработки и принятия законопроектов, реализации правовых решений — одно из основных условий повышения авторитета членов Совета Республики и депутатов Палаты представителей среди населения, что создает объективную ситуацию для роста правовой активности людей, вовлечения их в законотворческую деятельность по формированию закона с содержательной стороны, а в конечном результате — создания действенных законов. 

При работе над законопроектом должны быть задействованы знания парламентариев, их жизненный опыт, интуиция, а также позиции и рекомендации не только ученых-юристов, экспертов, но местных органов власти, тех, кто претворяет законы в жизнь. Законодателю нужны точные знания об объективных потребностях общественной жизни.

Фото Юрия ИВАНОВА

Выбор редакции

Экономика

Великая китайская финансовая стена

Великая китайская финансовая стена

Китай, который первым в мире нанес сокрушительный удар по пандемии коронавируса, закрепил этот успех финансовыми показателями, уже во втором квартале этого года вернувшись к динамике уверенного экономического роста.

Общество

Осложнения пандемии для мировой политики. Удастся ли нам предотвратить перерастания военных инцидентов в большую войну?

Осложнения пандемии для мировой политики. Удастся ли нам предотвратить перерастания военных инцидентов в большую войну?

Декабрь — месяц подведения первых итогов года, пока предварительных, но уже очевидных.

Общество

«К штыку он перо приравнял». Вспоминаем военного корреспондента Константина Симонова

«К штыку он перо приравнял». Вспоминаем военного корреспондента Константина Симонова

28 ноября 2020 года исполняется 105 лет со дня рождения известного русского писателя, военного корреспондента и журналиста Константина Симонова.