Вы здесь

Купала - «гот», Колас - комик?


Серия «Мая беларуская кніга», которая выходит в издательстве «Попурри» с 2015 года, пополнилась новыми экземплярами. Серия имеет популярность среди читателей, прежде всего потому, что дает уникальную возможность посмотреть на национальных классиков не через призму школьной литературы - снизу вверх, а так, как смотрели бы мы на современников - лицом к лицу. В серии действительно собрано самое лучшее - актуальное, вневременное, вечное.


Попытки по-новому увидеть белорусских писателей, актуализировать их творчество - сегодня явление достаточно распространенное. Вот недавно писатель Игорь Поляков задал вопрос: «Кто был первым мастером стэнд-апа в Беларуси?» И сам же на него ответил: «Якуб Колас. Когда он учился в Несвижской учительской семинарии, то выступал на местных площадках с короткими смешными рассказами». Действительно, Якуб Колас - всегда был мастером короткого рассказа. Его лучшие произведения отличаются лаконичностью, выразительным сюжетом и, безусловно, юмором, умением посмотреть абсолютно на любое явление со смешного стороны.

Вместе с тем, мы знаем Коласа не только как человека, который умел подчеркнуть комические моменты жизни, но и как писателя, склонного смотреть на жизнь реалистично, со скепсисом, иронией, где-то с пессимизмом. Вот эта взвешенность - комического и трагического, оптимистичного и пессимистичного - и есть признак истинного философского мировоззрения. Разверните коласовские «Сказки жизни» ...

«Лучше быть несчастливым, но видящим, чем счастливым, но слепым». ( «Чья правда?») Слепотой, кстати, Колас называет здесь незнание извечных законов жизни ...

Или вот другая сказка ... «Старый лес»: «На свете часто бывает так, что самое простое дело, самая ясная правда познается ценой большого страдания - очень тяжелая дорога приводит к познанию ...»

А в сказке «Что лучше?» Колас рассуждает: «Кто знает, может, эта грусть, эта тоска — извечные спутники тех, кто много размышляет, кто живет один с собой, а может, и правда — такая вся жизнь, которая не дает удовольствия... »

Читая рассуждения Коласа-философа, понимаешь, что такие сказки не пишутся для детей ... Тогда для кого? Для подростков, чтобы предупредить их, что жизненная гармония держится не только на сплошной радости. Для людей пожилого возраста - чтобы понимали, что круговорот жизни движется с неизбежной обреченностью. Рождение, расцвет, зрелость, смерть, жизнь ... Мир живет в бесконечном повторении!

Веселое и грустное, свет и мрак ... Эти противоречия повторяются не только в жизни, но и в одном человеке... Более того, существует такое понятие, как эмоциональные качели. Как известно, качели с одинаковой амплитудой раскачиваются в две стороны. Так и человеческий настрой раскачивается - сколько у нас светлого, веселого, солнечного, столько и скучного, мрачного, депрессивного. Часто можно услышать о самоубийцах, которые ушли из жизни при загадочных обстоятельствах, что вот, мол, не верится, что человек сделал это добровольно, - он же так любил жизнь! Но способность к сильным чувствам не имеет знака - натура тонкая, чувствительная все воспринимает одинаково ярко, остро, глубоко!

Это хорошо понимаешь, когда читаешь стихи Янки Купалы. Страница за страницей, стих за стихом ... И встает перед читателем не только творец, но и личность - ранимая, склонна видеть преимущественно мрачную сторону жизни, не верить ни себе, ни людям. Если бы юность Купалы пришлась на конец двадцатого века, то из него вышел бы классический «гот», склонный к негативному восприятию мира, с романтико-депрессивным взглядом на жизнь. Мало кто додумывается в двадцать четыре года написать, как Купала, собственную эпитафию: «Тут ляжыць Янук Купала, // Што песні складаў, // Плакаў шмат, смяяўся мала, // Часта галадаў... // Без зямлі ўвесь век цягаўся // Горш якой скаціны, // Вось нарэшце дачакаўся — // Далі тры аршыны. // Надпіс гэты хто прымеце, // Хай Бога папросе, // Каб яму хоць на тым свеце // Лепш, як тут, жылося»..

Замкнутость, меланхолия, мизантропия - то, что выделяет произведения Янки Купалы на протяжении всей жизни. В стихотворении «Трудна, крыўдна жыць на свеце // Між нячулымі людзьмі, // Не раз вочы маладыя // Заліваюцца слязьмі», а ў «Разладзе» уточняет: «Куды ні глянеш — людзі, людзі, // Куды ні глянеш — шэльмы, шэльмы...»

Проблемы в отношениях с обществом (неприятие стереотипов, стандартов поведения), утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному - ну чем не представитель готической субкультуры, где одной из характерных черт является особое , полуромантическое восприятие смерти? «У гэткай хвілі цяжкай, труднай // Нямілым робіцца жыццё, // Пракляў бы свет, і быт, і долю, // Усё б на лес сухі паслаў, // І даў бы думам спаць уволю // І сам бы спаў, навекі спаў».

Мы привыкли думать о белорусских классиках, как о «панах сохи и косы», но на самом деле в жизни им были присущи и аристократизм, и тонкость ощущений, и глубокий психологизм.

Именно психологизмом, умением разбираться в человеческом поведении, верой в силу доброты и силу любви выделялась, например, проза Элизы Ожешко, чей роман «Хам» - гимн настоящим чувствам. Писательница верит в любовь, которая живет вопреки поступкам, обстоятельствам и даже логике: «Есть на свете человеческие натуры, глубже любого колодца, и когда однажды упадет в них цветок любви, то никакие бурные волны не выбросят ее обратно, никакая обида не заставит человека оскорбить эту любовь жалобой, высказанной вслух...»

Ожешко писала свои произведения по-польски, но всю жизнь прожила в Беларуси. В свое время она была очень популярной, причем настолько, что могла стать первым белорусским нобелевским лауреатом!

Как известно, в 1904 году по предложению профессора Берлинского университета Ожешко была номинирована на Нобелевскую премию. Члены Нобелевского комитета высоко оценили ее писательский талант. В одном из документов комитета написано: «Насколько в текстах Сенкевича бьется знатное польское сердце, настолько в творчестве Элизы Ожешко бьется сердце человека». Но большинство членов комитета проголосовали за Генрика Сенкевича, а некоторые предложили разделить премию. Позже, в 1909 году Ожешко снова номинировали на Нобелевскую премию, но на этот раз награда досталась шведке Сельме Лагерлеф.

... У каждого из нас со школьной скамьи сложился свой образ родной литературы. Не всегда он дружелюбный, положительный, но никогда не поздно изменить его, познакомиться с произведениями классиков не под пристальным учительским взглядом, а самостоятельно, выбирая произведения себе по вкусу и настроению.

Анна Кислицына

Выбор редакции

Общество

Парад в Минске состоится 3 июля в 9 часов вечера

Парад в Минске состоится 3 июля в 9 часов вечера

Сейчас к нему готовится пешая колонна.  

Общество

Корреспонденты «Звязды» посетили «Волчьи норы»

Корреспонденты «Звязды» посетили «Волчьи норы»

Там отбывают наказание мужчины, впервые осужденные за незаконный оборот наркотиков.

Экономика

Частный бизнес выбирает Смиловичи

Частный бизнес выбирает Смиловичи

В этом убедилась корреспондент, посетив поселок.