Вы здесь

Праздник Коляды имеет много региональных особенностей


Декабрь и январь в народном календаре белорусов обычно проходили под знаком Рождества. Этого праздника ждали, к нему готовились, поэтому и справляли всегда шумно и весело, всей деревенской общиной. Вот и команда проекта "Вперед в прошлое" с радостью отпраздновала Рождество, а в течение почти двух месяцев рассказывала зрителям телеканала "Беларусь 3" о его особенностях в разных местах Беларуси. И уже в воскресенье, 29 января, в эфир выйдет итоговый мини-мюзикл. Корреспондент «Звязды» программу уже увидел, поэтому с удовольствием делится впечатлениями с читателями.


Колядует группа «Гульбичи» Шумилинского района.

"Нам Пилиповка надоела"

Традиционно завершение года в народе считалось едва ли не самым тяжелым периодом. Ночи длинные и холодные, время тянется медленно, да еще и пост, что начинается в конце ноября и длится до Рождества, запрещает танцевать, петь и веселиться. В эти дни многие болели, происходили страшные события. Помните Купалы раннюю поэму "В Пилиповку" с трагическим сюжетом, наполненную ужасами и мистикой? Поэтому во многих местностях Беларуси, чтобы подготовиться к посту, принято было справлять Запуски - последние посиделки перед началом пилиповок, когда можно вволю повеселиться и попеть перед месяцем вынужденной скуки. Именно на Запуски нас приглашает группа "Смоляночка" деревни Кобыловка Кобринского района.

А вот праздновать само Рождество начнем в деревне Октябрь Кобринского района, где сначала колядуют без традиционной главной героини - символа плодородия Козы. Здесь Коза является в группе колядовщиков чуть позже - на Щедрик. В этой деревне удалось записать и отличительную рождественскую песню с вот такими словами:

Добрый вечер тебе, пане хозяину!

Радуйся, земля, Сын Божий родился.

Застилают столы, да все пелянами,

Кладите калачи из яровой пшеницы.

Интересно, что хотя в праздновании Рождества по всей стране присутствуют общие черты, праздник имеет и региональные особенности, определенные элементы, характерные для одной деревни или района. Так, в деревне Оранчицы Пружанского района не только хозяева приветствуют и угощают ряженых, но и ряженые - хозяев. Группа "Бабье лето" в рамках программы поясняет: перед колядованием пекутся пирожки, которые группа ряженых носит из дома в дом в решете. Считается, что ни одна хата не должна остаться без такого угощения, а в конце обхода домов - пирожков в решете. В песнях здесь принято Рождество звать:

Ой, Колядоньки, дай ходите к нам,

Ходите к нам, ведь мы рады вам.

Нам Пилиповка надоело,

Ведь куделька нас замучила.

"Терешко, шаху-шаху, что у тебя в мешке?"

Главной героиней "классического" колядования часто выступала Коза, которая во всех домах танцевала, падала и вставала - "рождалась" снова. Недаром же везде говорят: "Где Коза ходит - там жито родит. Где Коза не бывает - там все пропадает". А вот в деревне Осово, что на Солигорщине, козой в группе не был переодетый в вывернутый кожух человек. Здесь из дома в дома носят чучело козы, а главным действующим лицом выступает Дед в берестяной маске. Эта маска, возможно, единственная в Европе сохранилось в прямом бытовании.

На Витебщине, именно в Шумилинском и Городокском районах, Коляду приветствуют отличительной песней:

Приехала Коляда в коляске

Да на седеньким канёчке.

Коляда-Коляда-Колядица,

Ты хорошая девушка.

Приехала Коляда вечером,

Привезите пирогов, печенья.

Приехала Коляда вечером,

Привезите она дудок решето.

Поставила дудки на столе,

А сама села на углу.

Играет дудка тоненько,

Прыгайте, девочки, хорошо.

А вы, мальчики, глядите

Да девчат выбирайте.

Интересно, что рождественские обряды и игры хранятся в своем традиционном варианте и живут в сельской среде. Так, на Лепельщине и сегодня любимой забавой молодежи в рождественские праздники остается игра "Женитьба Терешки", внесенная в список нематериального культурного наследия Беларуси. Естественно, что в программе рождеству нельзя было обойти вниманием Терешку. Главный персонаж Терентий имеет мифическое происхождение. Он встречается в народной сказке и является "деревянным мальчиком", что оживает на радость бездетным родителям, а с течением времени в народном сознании превращается в опекуна, советника.

Сама по себе игра "Женитьба Терешки" очень интересная. По сути это свадебно-театральное дело, что сочетает театр, пение, танцы, музыку, импровизацию. Со стороны старших выбирают "батьку" и "мать", которые следят за порядком проведения обряда, ритуально-обрядовым угощением и общим весельем.

Отец поет такую ​​песню:

Я старичок еще ничего,

Посадил пшеничку много,

А пшеничка вся колосится,

За мной девки все носятся.

Глубинная суть обрядовой игры заключается в возможности для молодежи познакомиться, найти себе пару. Интересно, что в "Терешке" нет зрителей и исполнителей, все являются ее участниками. И как показывает практика, довольно часто пары, образовавшиеся для шуточного свадьбы, потом создают настоящие семьи.

Так, после празднования Рождества солнце "поворачивается на лето", день становится длиннее, а мы начинаем ждать весны.

Марина ВЕСЕЛУХА.

vesіaluha@zvіazda.by

Выбор редакции

Общество

Сварщик из Мстиславля создает уникальные железные скульптуры

Сварщик из Мстиславля создает уникальные железные скульптуры

Александра Попова в Мстиславле знают все. 

Экономика

В сельском хозяйстве надо кардинально менять повышение квалификации

В сельском хозяйстве надо кардинально менять повышение квалификации

«МС» побеседовало с известным в Беларуси ученым-аграрием.  

Общество

«Студентов нужно задействовать в кухне по «приготовлению» знаний»

«Студентов нужно задействовать в кухне по «приготовлению» знаний»

Ректор БГУ про нешаблонное мышление, эвристическое обучение и отказ от монолога.