Вы здесь

В мужской исправительной колонии поставили спектакль


В буклете рядом с именами исполнителей ролей отпечатаны статья, срок лишения свободы, начало заключения, конец. Играть на сцене, они говорят, "круто, даже более чем", хотя подыгрывают или этим горят — сложно определить. Чтобы воплотить идею театра в колонии, сюда "со свободы" пригласили профессионального режиссера, который решил поработать с незаконченной повестью "А поутру они проснулись ..." Шукшина. Конец сделали свой, получился он патетическим: в финале спектакля со сцены звучит песня "Письмо матери" Михаила Круга. У мам, которые приехали на премьеру, текли слезы ... В исправительной колонии действуют немного другие законы драматургии.


Вообще в исправительной колонии №20 под Мозырем, многое, связанное с театром, — другое. И начинается он не с вешалки, и надлежащая торжественность здесь — не торжественная, и цветы после поклонов дарят не творческому составу, а гостям. Но клуб на территории учреждения, сцена, занавес, закулисье, "гримерка", волнение перед спектаклем, аплодисменты — все, как положено. 19 января, в афише — "А поутру они проснулись...". Спектакль показывается для заключенных в четвертый раз.— целый зал из черных роб. Если абстрагироваться от внешних признаков, то сам смысл высокого искусства, которым является театр, его влияние, наверное, такое же, что и везде.

"Что ни говори, а искусство возвышает человека", — говорит режиссер постановки и главный режиссер Мозырского драматического театра Роман Циркин. С труппой они единодушны. "Роман Матвеевич внес такие положительные коррективы в наш быт, которые его действительно красят. Я изначально не участвовал в спектакле, а уже в процессе заменил человека, и мне, я скажу, это очень нравится. Некоторым людям в принципе и на свободе бывает несвободно, а тут — с тем, что у нас происходит, — будто чувствуешь себя свободным", — отозвался исполнитель роли Старшины. "Каждый в себе что-то раскрыл, что-то понял ...», — звучит с другой стороны. Говорят, что после того, как они преодолели волнение перед "толпой зрителей", им стало легче общаться и решать между собой бытовые вопросы.

Когда здесь было решено поставить спектакль, в колонии повесили объявление с приглашением на "кастинг". "Увидел объявление, почитал — я еще как-то на свободе в подобном участвовал — подумал, почему бы не попробовать. Сказали, еще и режиссер будет". На идею в результате откликнулась двадцать пять человек, из которых отобрали девять. На встречу с этой девяткой приехал Роман Циркин и увидел мотивированных людей, с которыми можно работать. Для тех в свою очередь встреча с профессиональным театральным постановщиком стала еще большей мотивацией. "Было видно, что после первой беседы с режиссером они вдохновились".

Несколько месяцев в группе работали, репетировали, меняли состав, строили декорации, шили костюмы — все своими силами. "В процессе читок мы определяли роли. По причине, что артисты непрофессиональные, актеров выбирали по типажу. Репетировали один-два раза в неделю. Декорации ребята сами предложили и сделали. Я приехал — все уже сделано, а в театре иногда часами бегаешь и заставляешь", — говорит режиссер.

Действие пьесы происходит в медвытрезвителе. Восемь героев просыпаются утром от настойчивых криков товарища интеллигентного вида, который не знает, где находится. В этом помещении в течение сорока минут развивается весь сюжет, холодный, ироничный. Диалоги, ссоры, приход уборщика, визит социолога. Никакого морализаторства, менторства, тыканья пальцем. Просто история, понятная заключенным, а кому-то, кто на личном опыте знаком с подобными учреждениями, даже близка. Незавершенную пьесу Шукшина закончили нависшим вопросом, песней и видео, которое напоминает о визитах близких. Все лавирует между свободой и несвободой — наверное, щемит.

"Кому-то кажется, что это просто какое-то выступление, а на самом деле мы о многом задумываемся. Сильнее хочется домой, к родным, постоянно что-то близкое вспоминаем, я стал чаще писать письма домой, отправляю пару раз в неделю".

Театральный кружок уже действовал в колонии №20: в 2006 году один из заключенных проявил себя как сценарист и осужденные обратились к администрации с желанием поучаствовать в спектакле. Автор сценария "Старосельского детектива" — так называлась постановка — стал и режиссером. Практика работы театра в колонии оказалась тогда настолько необычной, что администрация пошла даже на то, чтобы вывезти труппу и показать спектакль в гомельской женской исправительной колонии №4, что требовало больших усилий.

"Идея работы театрального кружка в колонии давняя и для исправительного процесса имеет большое значение, потому что осужденные могут абстрагироваться, проявить творческие способности, показать другим, что энергию можно направлять на полезное дело", — комментирует начальник отдела исправительного процесса Александр Бойцов, добавляя, что театр, помимо прочего, может повысить имидж самой системы.

На время отсутствия режиссера координатором группы был назначен один из заключенных. У него, как мне показалось, появились даже определенные родительские чувства к команде. Когда речь зашла об отношении к театру в колонии со стороны других, тот уверенно парировал: "Они, скажу честно, завидуют. Потому что наши ребята сами не ожидали того, что получилось, они на это даже не рассчитывали. Сняли, так сказать, сливки. Все участием в спектакле довольны. Мы притирались какое-то время, это понятно — коллектив, без эмоций не обойтись, но мы шли к цели. Поэтому когда ребята увидели, как к ним относятся, с овациями, криками, когда даже настоящие актеры из драмтеатра приехали, они залились румянцем. Через пару дней после постановки кто-то уже подходил ко мне и спрашивал, когда пойдем репетировать. Мы стали зависеть от этого".

В общем, тому, кто играет в театре — "респект" и "уважуха". "Многие заключенные ведут себя, как двоечники на задней парте: ничего не говорят, не выполняют просьб, вступают в определенное противостояние с администрацией. Но если они видят, что другие осужденные играют в театре и при этом прекрасно себя чувствуют, общаются с администрацией, уверены в себе, их устои начинают подрываться, они даже тянутся к членам кружка. Когда нам понадобилось сделать "ротацию кадров", актеры нашлись без проблем", — говорит Александр Бойцов.

Это уже не первый их выход на сцену. Дрожь в коленках, как ребята сами признались, есть, но несравнимая с премьерой, когда пришлось выйти и впервые разыграть перед другими пьесу Шукшина. На сцене — нары, актеры легли под белые простыни, чтобы, когда откроется занавес, проснуться уже в спектакле. 

"Я, когда первый раз их увидел ... сидит двенадцать человек, а глаза такие, извините, волчьи, настороженные. Мол, чего он приехал, чего хочет, — говорит режиссер. — А потом стали общаться, и все поменялось. Мне говорили, дисциплина в колонии улучшилось. Думаю, такие мероприятия дают больше, чем когда кто-то придет и скажет, мол, пить нельзя". 

После спектакля актеры спешат на построение, а Старшина не хочет выходить из роли, так и стоит в форме. Есть здесь, в колонии, свой праздник, новоиспеченная трупа отметит успех шоколадом. И скоро, наверное, спросит, когда снова на репетиции.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

katsyalovich@zviazda.by

Фото Надежды БУЖАН.

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».