Вы здесь

Человеческий фактор информационного общества


То, чего боялась лет с восемь, с тех пор, как получила первую зарплатную пластиковую карточку, случилось-таки. Банкомат ее «съел». Хотя, если точнее, не банкомат, а инфокиоск. И не «съел», а «подавился». Что еще более, как выяснилось, ситуацию осложнило.


Казус этот случился со мной на входе в метро. Летела-торопилась, и вдруг — как обухом по голове — это же февраль на дворе, а проездной в кармане на январь! В троллейбусе, даже не догадываясь о том, «зайцем» проехала, а вот в подземке за такие фокусы имеешь все шансы от турникета по ногам получить. Еще и грозная женщина на страже у будки стоит. Короче, бесплатно не проскочишь. И очередь к кассам — чуть ли не на улице начинается...

Хотя чего они, чудаки, стоят-горюют? — подумалось. Вон четыре инфокиоска висят около тех касс, и ни одного человека возле них. Это же так просто: приложил к специальной наклейке пластиковую карточку проездного, вставил в отверстие платежную карточку, понажимал на сенсорном экране соответствующие кнопки — максимум пять минут, и проездной пополнен, никакой турникет не страшен. С такими оптимистичными мыслями я уверенно направилась к зеленому ящику на стене, который соблазнительно мерцал ярким экраном.

Сделав нужные манипуляции с проездным, выбрав уже на экране временной отрезок и вид транспорта, вставила платежную карточку в «рот» чудо-машине. Та всхлипнула, как-то слабо потянула к себе мой «пластик» и затихла, продолжая требовать с экрана «вставьте карту«. Проклятый автомат, не оставив даже краешка карточки, чтобы можно было выхватить ее из пасти, так и не забрал ее куда надо: она застряла в щели — ни туда, ни сюда... Моя, зелененькая, любимая, на которой — весь бюджет!

Немного поговорив с автоматом, воспользовавшись всем потенциалом воздействия от умасливания до прямых угроз, не получив желаемого результата и стараясь не паниковать, я набрала телефонный номер, написанный на инфокиоске. Сотрудница банка, которая представилась Дианой, вежливо выслушала эмоциональный монолог и... попросила сказать ей номер инфокиоска (для чего он был нужен, я так и не поняла). Номера того, как вы уже, наверное, догадались, я не нашла. Тогда вежливая Диана попросила поискать его... на соседних банкоматах и ​​инфокиосках. На злобную тетку, которая с телефоном в руке осматривает все автоматы, заглядывает им на дно и чуть ли не нюхает их, начали оглядываться люди. Результатом этих маневров стал подход охранника метрополитена. Узнав, в чем дело, он также попытался увидеть тот злосчастный номер, но, убедившись в безрезультатности таких усилий, сослался на службу и пожелал мне успеха в моем нелегком деле.

Диана терпеливо ждала на том конце провода (что ей, деньги же «капали» с моего мобильного). Наконец, на мой ядовитый вопрос, зачем все-таки номер, когда я раз двадцать уже сообщила точное местонахождение того несчастного автомата, девушка вздохнула: «Хорошо, поищу специалиста». Прошло еще минут десять. Вы думаете, что я услышала наконец? Правильно: «К сожалению, все наши специалисты заняты, выехать к вам никто не может». На мое уже искреннее возмущение «так что мне прикажете делать?!» Диана неловко помолчала, а потом заговорщически предложила: «А вы попробуйте карточку чем-нибудь подальше протолкнуть...»

Ничего не оставалось, как воспользоваться советом компетентного специалиста. С помощью проездного, рискуя потерять и его, я нажала на застрявшую карточку, которая просматривалась в щели автомата. Он недовольно хрюкнул и карточку наконец глотнул. Через минуту написав на экране, что «временно не работает», мои пластиковые деньги машина выплюнула. Диане я сказала «спасибо». Та снисходительно ответила «не за что». О том, чтобы извиниться, у нее, наверное, и мысли не возникло.

История эта стоила мне, кроме потраченных нервов, сорок минут времени, сорванной встречи (а если бы я торопилась на самолет, например?), списанной с телефона кругленькой суммы. Проездной я пополнила уже традиционным способом — став в очередь к кассе. Не знаю, скоро ли я осмелюсь (да осмелюсь ли вообще) пойти по альтернативному пути, свернув к инфокиоску.

Пока стояла в очереди, много о чем успела подумать. Вспомнить другие «ляпы», которые случались на ровном месте при использовании современных технологий (о том, как в деревне в одну улицу компьютер не находил название этой улицы, а без нее отказывался оформлять операцию, я недавно писала). Поразмышлять очередной раз о том, что если мы уже работаем над созданием информационного общества, назвав его одним из государственных приоритетов, то не стоит забывать о сопровождении этих новых информационных технологий, которое зависит исключительно от людей. Чтобы на тех же банкоматах висела инструкция (желательно не на одном языке), что делать в том или ином случае.

Чтобы терминалы в магазинах стояли качественные, чтобы те же карточки не выходили из строя раз в полгода (сколько раз была за границей, а только у нас видела, как кассир, чтобы карточка сработала в терминале, надевает на нее целлофановый пакет). Чтобы врачи не ленились заполнять электронные рецепты (мать недавно услышала в поликлинике: а оно вам надо?). Чтобы интернет-банкинг можно было подключить, не отходя от компьютера, а не по такой, подозреваю, исключительно нашей схеме: «заполните заявку, оставьте почтовый адрес, мы вам вышлем на него договор, вы его подпишете, отправите обратно, и тогда мы вас подключим... » Пока же довольно часто у нас получается, как в анекдоте про японскую навороченную бензопилу и суровых сибирских мужиков. (Помните, поэкспериментировав  с бревнами разной толщины, с которыми пила легко справилась, в нее воткнули железный лом и пошли снова валить лес топорами).

А еще я вспомнила, что буквально через несколько дней мы открываем безвизовый въезд через аэропорт и ждем много туристов. И представила, что бы делал на моем месте приезжий европеец, решив приобрести билет на метро (а что он пошел бы к инфокиоску, так это точно, поскольку во многих странах альтернативы этому способу в виде кассиров уже давно нет). И что бы он рассказал потом о своих минских приключениях дома.

Они же, чудаки, анекдота про бензопилу и лом не знают...

Елена ЛЕВКОВИЧ

alena@zviazda.by

Выбор редакции

Экономика

Как генофонд растений адаптируется к изменениям климата

Как генофонд растений адаптируется к изменениям климата

Работа по изучению генетических ресурсов растений в Беларуси была начата еще в 20-е годы прошлого века.

Общество

Корреспонденты «Звязды» отправились в рейд с сотрудниками ГАИ

Корреспонденты «Звязды» отправились в рейд с сотрудниками ГАИ

Обстановка на дорогах Минского района — не из самых простых.

Общество

Количество «антипрививочников» снижается, поскольку вакцины доказывают свою эффективность

Количество «антипрививочников» снижается, поскольку вакцины доказывают свою эффективность

Всемирная неделя иммунизации в этом году пройдет с 24 по 30 апреля под лозунгом #Vaccines Work for AN# — «За общий доступ к эффективным вакцинам».

Общество

Зиновий Пригодич. Воспоминания об архитекторе Леониде Левине. Ушел, чтобы остаться...

Зиновий Пригодич. Воспоминания об архитекторе Леониде Левине. Ушел, чтобы остаться...

С Леонидом Левиным, прославленным нашим архитектором, меня познакомил Геннадий Буравкин — его давний, хороший друг.