Вы здесь

Армянки, которые любят драники


Готовим армянское национальное блюдо

Извечный женский вопрос: что приготовить вкусно, быстро, сытно и недорого? В интернете рецептов сейчас хоть пруд пруди, но чтобы в каком-то из них сочетались все эти качества — исключительная редкость. Но ведь хочется доступного разнообразия. А где его искать, если не в национальных кухнях наших соседей? Сюзанна СТЕПАНЯН и Мариам ПЕТРОСЯН, армянки по национальности, а по месту жительства — белоруски, помогали искать корреспонденту «СЕ» новые блюда для домашнего меню.


Женское и мужское

Мы готовили гату. Это одно из самых древних армянских кондитерских изделий. По словам Мариам, его делали еще в те времена, когда нужно было насытиться, а особых изысков у хозяек не было. Ингредиенты в блюде предельно простые: 100 граммов сливочного масла, 300 граммов муки, 1 чайная ложка соды, 1 яйцо, стакан сахара, сметана — граммов 100 — 150, чтобы замесить тесто. По желанию — корица, мед, грецкие орехи. Сюзанна достает из кошелька монетку в 20 белорусских копеек: «Положим ее в рулет. Тот, кто выберет кусочек с ней, весь год будет удачлив».

Пока Мариам нарезает мелкими кусочками масло, растирает его с мукой и содой до мелкой крошки, добавляет сметану, замешивает тесто, Сюзанна рассказывает, что сложность в приготовлении чего-нибудь армянского упирается исключительно в отсутствие некоторых ингредиентов. Или, даже если они есть, не всегда привычного качества и вкуса. «В Минске только совсем недавно открыли магазин армянских продуктов, в то время как в Москве есть целые павильоны с ними», — рассказывает Мариам.

В армянской кухне есть четкое разделение на женскую и мужскую. Что касается последней, то такие блюда готовятся только представителями сильного пола и ими же съедаются, а запиваются крепкими напитками. Помимо шашлыка, это еще и «хаш». Когда в древние времена богачи закалывали свинью, то ноги животного выбрасывали. Тогда их забирали бедняки и готовили жирный, наваристый суп. С вечера брался лаваш, расстилался на столе, чтобы за ночь подсохнуть, а потом бросался в бульон. Едят такое блюдо или утром (уж слишком жирное), или после большого праздника, чтобы меньше болела голова. Для современных армян приготовление хаша — это повод собраться вместе за трапезой и беседой.

По словам Сюзанны, армяне — это как раз та нация, которая умеет пить. «Я ни разу, сколько ни была в Ереване на свадьбах, юбилеях, днях рождения, не видела пьяных гостей. Это тоже отдельное искусство — уметь употреблять алкоголь. Отношение к спиртному выдает культуру человека. В армянах это заложено воспитанием», — делится девушка.

«Нас объединяет вера»

Обе наши героини — творческие натуры. Мариам родилась в России, ее родители — армяне, а сейчас она учится в магистратуре Белорусского государственного университета на искусствоведа. Сюзанна родилась в Беларуси, хотя в ней по большей части течет армянская кровь. По образованию она музыкант-искусствовед, а сейчас — прежде всего мама двоих маленьких детей. «Дома я говорю исключительно по-армянски, потому что считаю это важным для моей семьи и уверена, что такая практика не только не навредит дочке и сыну, но наоборот поможет им вырасти достойными людьми», — считает она.

На груди у каждой из наших героинь — значки в виде незабудок. Это знак, который напоминает о геноциде армян. Кроме того, в 1980-е для Армении были тяжелые времена: конфликт с Азербайджаном, землетрясение, не хватало крова, электричества, еды. Из-за цепочки этих событий многие жители эмигрировали, разъехались по всему свету. По этой же причине родители девушек в итоге оказались в Беларуси.

Мариам размеренно дробит грецкие орехи. Я наблюдаю за ней и думаю, как удивительно, что люди могут быть оторваны от родной земли и так ее любить и почитать. А еще — быть на редкость сплоченными и дружными. Например, Эвелина, хозяйка ресторана «Профитроль», любезно предоставила кухню своего заведения, когда узнала, что за текст задумывается. А увидев Сюзанну и Мариам, только радостно кивнула — они давно знакомы. «Испокон века Армения — христианская страна — была окружена мусульманами. Поэтому для нас было важно сохранить свою религию. Вообще, все гонения на наших людей чаще всего были из-за веры», — делится Мариам.

«Наверное, как раз поэтому мы чтим традиции: уважаем старших, у армян всегда очень крепкие браки. Речь о разводе не заходит практически никогда. Если такое и случается, то, скорее, в качестве исключения, — рассказывает Сюзанна. — У нас, даже если мы родились не в Армении, остается крепкая связь с родственниками на родине. Например, у меня в позапрошлом году в день столетия геноцида армян не получилось приехать в Ереван. Я вылетела туда спустя месяц, будучи беременной, с маленьким сыном на руках — ему не было и двух лет. Мы с мужем водили его по местам, которые я сама помню с детства. Сын катался на тех же качелях, что и я когда-то. Мы принесли цветы на могилу моего дедушки. Из поколения в поколение мы передаем все лучшее, что есть в нас. Ведь это так естественно».

Девушки рассказывают, что армяне очень редко жалуются на страну, на своих близких и жизнь в целом. «Это ни к чему, — говорит Сюзанна. — Нытьем делу не поможешь. А так еще и другому испортишь настроение. Когда в Армении спрашивают «Как дела?», то в ответ в самом худшем случае получают «Потихонечку». Оптимизм в нас выработался за века. Даже в тесном семейном кругу не принято говорить о проблемах.

Мариам в это время раскатывает тесто тонким квадратным пластом. Посыпает его ореховой крошкой, сахаром и добавляет мед. Скатывает рулетом и разрезает по диагонали, выкладывает на противень. Ставим его на 20 минут в духовой шкаф с температурой 200 градусов.

Девушки признались, что обо­жа­ют драники со сме­та­ной!

«Монета на удачу»

Мы идем все вчетвером (и фотографа не забыли) пить чай. В беседе выясняется, что одна из особенностей менталитета армян — трепетное отношение к своей истории. «Если человек не знает историю своей страны, своего рода, то как он может говорить, что знает себя? Как он может себя уважать, идентифицировать с народом?» — задается вопросом Сюзанна. Мариам, в свою очередь, рассказала, как работала еще год назад в школе и вела у детей историю Беларуси. «Я была поражена, что многие не хотят ее изучать, а некоторые ученики вообще негативно относятся к белорусскому языку, на котором я вела занятия. Думаю, белорусам стоит поучиться у армян твердой уверенности в том, что их народ — самый важный и лучший», — считает она.

По словам девушек, для белорусских армян одна из болезненных проблем — отсутствие своей церкви. Армянская апостольская отличается и от православной, и от католической, но армян в нашей стране не так много, чтобы ее открыть. Поэтому часто приходится заходить в ближайший храм, чтобы поставить свечку и помолиться. Нет церкви — нет священника, а значит, и таинств. Сюзанна, например, крестила дочку в православной церкви. Но венчаться с мужем-белорусом хочет в Ереване, на фоне гор, в родном храме.

Пусть по составу в армянском рулете нет ничего необычного, но мёд, присланный из Еревана, щедро сдобленный орехами, сделал свое дело. Сладость получилась действительно восточной и явно удалась девушкам. Муж Эвелины сказал, что с тещиной гатой ничья не сравнится, но «и эта вполне неплоха». А Сергей, наш фотограф, первый попробовал сладость и почти сразу же попал зубами на монету. «Ну все, счастье будет весь год», — рассмеялась Сюзанна. Сергей только молча улыбнулся и положил заветную копейку в левый карман куртки. Поближе к сердцу.

Вероника ПУСТОВИТ

pustavit@zviazda.by

Фото Сергея НИКОНОВИЧА

Выбор редакции

Спорт

Яков Зенько: На льду даю волю эмоциям

Яков Зенько: На льду даю волю эмоциям

Он — один из немногих представителей белорусского фигурного катания на международной арене. 

Культура

Что общего между творчеством и «табуреткой»?

Что общего между творчеством и «табуреткой»?

Где можно освоить литературное мастерство? Как становятся писателями? 

Общество

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Прежде всего биохимический скрининг, который выполняется на сроке от 10 с половиной до 13 с половиной недель беременности.

Общество

Рассказ женщины, которая сумела вернуть дочь из социального приюта

Рассказ женщины, которая сумела вернуть дочь из социального приюта

Женщину, которая сумела не только вернуть ребенка из приюта, но и дальше воспитывает его, найти оказалось не просто.