Вы здесь

Игра "Ящур" может стать историко-культурной ценностью


Давно привлекла и заинтриговала меня одна из загадочных и таинственных народных игр "Ящур" ( "Ящер"). Описаний ее прежних вариантов, которые ранее бытовали почти во всех уголках Беларуси, я собрал несколько десятков. Затем исследовал ее тайны и рассказал в различных изданиях: "Игры, развлечения, игрища" (1996, 2000, 2003), "Белорусская батлейка. Календарные и обрядовые игры" (1997), "Белорусская фольклористика: народные игры" (2014 год) и др . Однако ни разу не встречал игру в прямом аутентичном исполнении.


Дракону-ящеру (посредниками между ним и людьми были волхвы, шаманы) люди делали жертвы, чтобы выпросить определенные блага.

Окончание Рождества. И вот я вместе с методистом Института культуры Беларуси (Инбелкульт) Аленой Калиновской в ​​дороге. Живописные пейзажи Поставщиины, которые протянулись вокруг замурованной льдом реки Голбеицы ( "реки, которая течет по низине"), что упоминается еще в привилеи великого князя ВКЛ аж в 1414 году.

В Гуте-Голбии нас встречают сотрудники Центра культуры и народного творчества Поставского района Л.Я. Чатович, научный сотрудник, и С.М. Морозова, специалист по фольклору, которые подготовили заявку с просьбой к Белорусскому республиканскому научно-методическому совету по вопросам историко-культурного наследия на включение народной молодежной игры "Ящер" в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Гутский социально-культурный центр Воропаевского поселкового Совета разместился в бывшем здании стеклозавода. Просторная комната на втором этаже оборудована под деревенскую избу. Здесь и собираются участники фольклорного кружка, которым руководит Тамара Масловская. В него входит молодежь деревень Гута-Голбия, Бельки, Вайцяхи, Косавщина, Полава, Роговские, преимущественно ученики старших классов местных школ.

На вечеринках кружка хороший тон задает семейный инструментальный ансамбль семьи Пачковских из деревни Гута-Голбия, лауреат областных праздников-конкурсов "Играй, гармонь!", участник различных республиканских и других концертов. Талантливая музыкальная семья использует цимбалы, старинную липовую корину, отделанную берестой, дудку, свистульки, бубен, трещотку, изготовленные различными местными мастерами, доработанные и бережно сохраненные руководителем А.Г. Пачковским. Самодельными инструментами умело пользуются его жена, племянник, внук и три внучки (все Пачковские и Витко — семейный ансамбль).

Тон в вечерине-игре задает руководитель кружка Тамара Валентиновна (1962 года рождения), которая переняла у наследственных гутников местную манеру проведения старинной игры, проводившейся здесь не только на Рождество, но и на Пасху, и на Купалье.

Посреди комнаты на табуретке сидит парень — "Ящер", одетый в вывернутый кожух, шапку-ушанку, подпоясанный ремнем. Девушки с платками на плечах водят вокруг него хоровод, напевая: "Сидит себе Ящер, // Эй нам, эй! // На золотом кресле, // На счастливом месте. // Ящер землю точит, // Жениться хочет. // Бери себе панну, // Ту, что в ботиночках, // Ту, что небольшую, // Ту, что в атласе, // В синем поясе ". Текст повторяется столько раз, сколько девушек в колесе. После каждого исполнения Ящер забирает себе очередной платок-"венец". Затем владыка подземно-подводного царства (по исследованиям ученых) возвращает "потерянное" их хозяйкам после того, как они выполнят его властный каприз: станцевать, кого-то поцеловать и т д. (успех игры во многом зависит от личности, находчивости Ящеров — традиция предусматривает определенные импровизации). Как и в других подобных игрищах, молодежных вечеринках, выполнялись и другие развлечения, танцы, песни.

Игра давно заинтересовала ученых, особенно российских, для которых имели важное значение наиболее консервативные варианты зафиксированных белорусских песен. В них проявляются остатки пожертвования духу подземного царства красивых целомудренных девушек. Венок в фольклоре — это символ чистоты, потерять его — означает стать женщиной. В Древнем Египте, у индейцев Майя, Китае и других странах жертвовали живых девушек, бросая для богов в водоемы. Похожее — и в белорусских играх. Дракону-ящеру (посредником между ним и людьми были колдуны, волхвы, шаманы) люди делали жертвы, чтобы выпросить у них определенные блага.

Теперь давний смысл магического действа потерян, игра выполняет эстетическую функцию, возвращает молодежь к традициям предков, национальным ценностям, что и предусматривает Конвенция ЮНЕСКО о сохранении нематериального культурного наследия. Подобные проявления, как возрождение игры "Ящер", необходимо поддерживать, создавать условия для их сохранения и развития.

Алесь Лозко

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.