Вы здесь

Может ли молодежь отличить оригинал от контрафакта?


Отношение молодежи к контрафактной продукции и нелегальной торговле впервые оказалось в центре внимания ежегодного социологического исследования "Молодежный бренд", проводимого ассоциацией защиты интеллектуальной собственности "Белбренд" совместно с Молодежной лабораторией социологических исследований Центрального комитета БРСМ.


Выбор этой темы был вызван несколькими причинами. Во-первых, одним из направлений деятельности ассоциации "Белбренд" является создание профессиональной дискуссионной площадки по актуальным проблемам защиты интеллектуальной собственности и отстаивание интересов бизнеса, в том числе и на межгосударственном уровне. Молодежное предпринимательство — очень важный сегмент бизнеса, однако уровень знаний и ценностные установки молодых людей в сфере защиты интеллектуальной собственности до сих пор не были предметом социологических исследований.

Еще одна причина — многовекторность экономических и торговых отношений, что повышает риск проникновения в нашу страну контрабандной и контрафактной продукции, а также ее транзита в европейские страны. Кроме того, существует прямая взаимосвязь между нелегальной торговлей, распространением контрафактной продукции и такими явлениями, как терроризм, коррупция и рост экономических преступлений.

Как показали результаты последнего исследования, которое завершилось в конце 2016 года, в целом молодежь имеет представление о том, что такое контрафактная продукция и может рассуждать на эту тему, однако треть молодых людей либо не знает вовсе, либо им проблематично объяснить, что подразумевается под термином "контрафактная продукция". Большинство респондентов (56%) специально не интересуются контрафактной продукцией и местами ее приобретения. Только 13% респондентов из числа опрошенных занимаются поиском подобной информации. 96% респондентов, которые намеренно ищут информацию о контрафактной продукции и местах ее приобретения, используют для этого интернет.

Из предложенных для оценки групп товаров респонденты наиболее активно поддерживают оригинальных производителей продуктов, лекарств и биологически активных добавок. А наиболее индифферентной молодежь оказалась в отношении контрафактной одежды и обуви — в пользу оригинального товара высказались лишь на 16% респондентов больше.

Не будут покупать контрафактную продукцию 28% опрошенных, "скорее всего не будут" — еще 27%. Таким образом, большинство респондентов (55%) в той или иной мере подвержены отказаться от осознанного приобретения контрафактной продукции.

Твердое "да" приобретению контрафактной продукции сказали 11% опрошенных. 22% признались, что "скорее всего, они будут ее покупать". Не определились с ответом еще 12%.

Как выяснилось, для молодежи основной мотив осознанного приобретения контрафактной продукции — более низкая ее стоимость по сравнению с оригиналом (85%). Также среди ведущих мотивов фигурирует "приемлемый уровень качества" (45%) и доступность контрафактной продукции для приобретения в месте, где проживает респондент (37%).

Среди причин осознанной отказа от контрафакта наиболее важным для респондентов мотивом выступает его низкое качество по сравнению с оригинальной продукцией (64%). Также на отказ от приобретения подделок оказывает влияние негативный опыт приобретения и использования контрафактной продукции в прошлом (29%) и принципиальная установка респондентов на отказ от приобретения и эксплуатации подделок (25%). Кстати, только около 6% опрошенных заявили о поддержке таким образом автора и его прав.

Довольно противоречиво высказывались респонденты и о защите интеллектуальной собственности. С одной стороны, 63% участников опроса считают, что необходимо принимать меры по защите интеллектуальной собственности. Чуть менее половины респондентов также отметили, что проведение специализированных семинаров и занятий по защите интеллектуальной собственности необходимое в современных реалиях (48%), однако только 23% из опрошенных молодых людей сегодня готовы посещать семинары подобного рода.

Надежда Николаева

nіkalaeva@zvіazda.by

Название в газете: Оригинал против подделки

Выбор редакции

Общество

Как скоро люди смогут стать менее агрессивными?

Как скоро люди смогут стать менее агрессивными?

Психолог Роман Крючков уверен, что на самом деле агрессия присуща всем людям.    

Общество

Археологический комплекс «Берестье» станет первой площадкой празднования тысячелетия

Археологический комплекс «Берестье» станет первой площадкой празднования тысячелетия

Археологический музей «Берестье» и окружающая территория переживают большое обновление. 

Культура

Одельск: туристическая Мекка на приграничье

Одельск: туристическая Мекка на приграничье

Одельск — уникальное место. Тихая деревня на краю западной границы становится с каждым годом все более знаменитой.

Спорт

Опубликован справочник «Минск» — полезный для туристов и путешественников

Опубликован справочник «Минск» — полезный для туристов и путешественников

Он был подготовлен специально накануне II Европейских игр.