Вы здесь

Может ли молодежь отличить оригинал от контрафакта?


Отношение молодежи к контрафактной продукции и нелегальной торговле впервые оказалось в центре внимания ежегодного социологического исследования "Молодежный бренд", проводимого ассоциацией защиты интеллектуальной собственности "Белбренд" совместно с Молодежной лабораторией социологических исследований Центрального комитета БРСМ.


Выбор этой темы был вызван несколькими причинами. Во-первых, одним из направлений деятельности ассоциации "Белбренд" является создание профессиональной дискуссионной площадки по актуальным проблемам защиты интеллектуальной собственности и отстаивание интересов бизнеса, в том числе и на межгосударственном уровне. Молодежное предпринимательство — очень важный сегмент бизнеса, однако уровень знаний и ценностные установки молодых людей в сфере защиты интеллектуальной собственности до сих пор не были предметом социологических исследований.

Еще одна причина — многовекторность экономических и торговых отношений, что повышает риск проникновения в нашу страну контрабандной и контрафактной продукции, а также ее транзита в европейские страны. Кроме того, существует прямая взаимосвязь между нелегальной торговлей, распространением контрафактной продукции и такими явлениями, как терроризм, коррупция и рост экономических преступлений.

Как показали результаты последнего исследования, которое завершилось в конце 2016 года, в целом молодежь имеет представление о том, что такое контрафактная продукция и может рассуждать на эту тему, однако треть молодых людей либо не знает вовсе, либо им проблематично объяснить, что подразумевается под термином "контрафактная продукция". Большинство респондентов (56%) специально не интересуются контрафактной продукцией и местами ее приобретения. Только 13% респондентов из числа опрошенных занимаются поиском подобной информации. 96% респондентов, которые намеренно ищут информацию о контрафактной продукции и местах ее приобретения, используют для этого интернет.

Из предложенных для оценки групп товаров респонденты наиболее активно поддерживают оригинальных производителей продуктов, лекарств и биологически активных добавок. А наиболее индифферентной молодежь оказалась в отношении контрафактной одежды и обуви — в пользу оригинального товара высказались лишь на 16% респондентов больше.

Не будут покупать контрафактную продукцию 28% опрошенных, "скорее всего не будут" — еще 27%. Таким образом, большинство респондентов (55%) в той или иной мере подвержены отказаться от осознанного приобретения контрафактной продукции.

Твердое "да" приобретению контрафактной продукции сказали 11% опрошенных. 22% признались, что "скорее всего, они будут ее покупать". Не определились с ответом еще 12%.

Как выяснилось, для молодежи основной мотив осознанного приобретения контрафактной продукции — более низкая ее стоимость по сравнению с оригиналом (85%). Также среди ведущих мотивов фигурирует "приемлемый уровень качества" (45%) и доступность контрафактной продукции для приобретения в месте, где проживает респондент (37%).

Среди причин осознанной отказа от контрафакта наиболее важным для респондентов мотивом выступает его низкое качество по сравнению с оригинальной продукцией (64%). Также на отказ от приобретения подделок оказывает влияние негативный опыт приобретения и использования контрафактной продукции в прошлом (29%) и принципиальная установка респондентов на отказ от приобретения и эксплуатации подделок (25%). Кстати, только около 6% опрошенных заявили о поддержке таким образом автора и его прав.

Довольно противоречиво высказывались респонденты и о защите интеллектуальной собственности. С одной стороны, 63% участников опроса считают, что необходимо принимать меры по защите интеллектуальной собственности. Чуть менее половины респондентов также отметили, что проведение специализированных семинаров и занятий по защите интеллектуальной собственности необходимое в современных реалиях (48%), однако только 23% из опрошенных молодых людей сегодня готовы посещать семинары подобного рода.

Надежда Николаева

nіkalaeva@zvіazda.by

Название в газете: Оригинал против подделки

Выбор редакции

Культура

Хорватский кинофестиваль ZаgrеbDох исследует регион большим экраном

Хорватский кинофестиваль ZаgrеbDох исследует регион большим экраном

Балканские страны предстали перед зрителем с их насущным.  

Общество

Суворовское училище глазами его учащихся

Суворовское училище глазами его учащихся

Быть суворовцам во все времена было престижно.  

Общество

Интернет — зона риска или комфортных покупок?

Интернет — зона риска или комфортных покупок?

На 1 января было зарегистрировано 19 400 интернет-магазинов.