Вы здесь

Нужны ли заводы в жилых районах?


И даже в пределах города...

Ученые говорят о переходе к постиндустриальному обществу, но новые производства по-прежнему возникают, в том числе и в крупных городах. И если экономический рост горожане с радостью приветствуют, то возможное ухудшение экологической ситуации воспринимают в штыки, особенно когда речь заходит о спальных районах. Мы, на примере столицы, попытались разобраться: быть или не быть производствам в городе.


"А я считаю, что загрязняет. И точка!"

Особенно жаркие споры на эту тему разгорелись весной прошлого года, когда на общественное обсуждение был вынесен проект застройки промышленной зоны около лесопарка Медвежино вблизи микрорайона Сухарево. Тогда на администрацию Фрунзенского района в буквальном смысле обрушился шквал заявлений жителей района, которые выступили категорически против реализации проекта. Тем не менее было принято окончательное решение: строительству быть! В администрации пояснили, что производство будет абсолютно безопасным, а возмущение жителей покипело-покипело, да стихло. Мы решили выяснить, как обстоит дело через год.

Зимним днем ​​в лесопарке Медвежино тихо и спокойно. Вполне предсказуемо, что основная доля тех, кто вышел на прогулку — это молодые мамы с колясками, компанию которым составляют разве что пожилые люди и хозяева собак. Нарезав несколько кругов по парку, решаюсь заговорить с женщиной, которая увлеченно читает газету (это знак!) И медленно покачивает ярко-бирюзовую коляску.

Оказывается, у Татьяны трое детей. На разговоры у нее всего 10 минут, потому что нужно идти забирать среднюю дочь из школы.

— Я сама не из Минска, более 15 лет "скиталась" по съемным квартирам, жила в разных уголках города. И, конечно, когда мы задумались о собственном жилье, еще до появления Никитки (младшего сына), мне хотелось, чтобы это был новый, чистый и красивый район. Поэтому мы и остановили выбор на этом месте, а большой полупарк-полулес только добавил району очков, — рассказывает Татьяна. — Скажу честно, на близость к промзоне внимания мы не обратили. Трубы не дымят — и то хорошо. Когда поднялась эта волна возмущения, конечно, я была в курсе: детские площадки — это же главные "форумы" для обсуждения таких вопросов. Я понимаю, почему против выступают многие мамы: когда речь заходит об условиях жизни их детей, они борются за лучшие, и никакие разумные доводы убедить их не могут. В голове сразу появляется подсознательная мысль, что заводы — это загрязнение окружающей среды, а загрязнение окружающей среды — это болезни, которые, в первую очередь, затрагивают детей. Если это производство будет действительно безопасным, хотелось бы услышать простое объяснение — почему. Было бы неплохо, чтобы хотя бы временно в лесопарке или на ближайших остановках появились информационные плакаты. А так вроде и веришь, что все будет хорошо, но все-таки не до конца.

Задержавшись дольше, чем планировала, Татьяна в спешке собирается и практически убегает. А мы тем временем ищем новую "жертву". На приближение этой "пары" трудно не обратить внимание: лай маленькой, но очень громкой собачки с оригинальной кличкой Шарик разносится на десятки метров вперед. Ее хозяйка Татьяна Васильевна живет в этом районе уже практически 30 лет. В двухкомнатной квартире живут с мужем и семьей сына, в которой скоро появится второй ребенок.

— Мой сын работает на Тракторном заводе. Некоторое время они с женой пытались снимать неподалеку от работы квартиру, но потом все-таки вернулись к нам, потому что и материально было непросто, и с ребенком помощь нужна. И получается, что на то, чтобы добраться на работу у него уходит много времени, которое можно было бы проводить с семьей. Поэтому я очень удивилась, когда люди начали выступать против строительства завода у нас неподалеку. Это же так удобно, когда все рядом! И к тому же, сколько появится новых рабочих мест... А то, что проблемы с трудоустройством сейчас есть, все знают. Так неужели, если выбирать между "красивым внешним видом" района и трудоустройством тысяч людей, могут возникнуть вопросы? — Взволнованно подвела итог Татьяна Васильевна.

Больше в тот день такие разговорчивые собеседники нам не попадались: остальные либо коротко отвечали "ничего об этом не знаю", либо выдавали будто бызаученную фразу "мы против", хотя никаких аргументов кроме как "завод не может быть безопасным" не приводили.

Дело не в заводах, а в автомобилях

Услышав "глас народа", мы обратились с вопросом в управление архитектуры и строительства администрации Фрунзенского района. Оказалось, что спорную территорию определили как производственную зону, еще когда микрорайона Сухарево не было и в помине. И в дальнейшем генеральные планы города разных лет только укрепляли этот статус. На главный вопрос: будет ли производство безопасным, есть четкий ответ — да, иначе оно не может здесь появится.

В размещении производств в жилых районах есть нечто от идеи создать город в городе. Торгово-развлекательные центры со своими кинотеатрами, кафе, магазинами, игровыми залами, постепенно появляются в каждом микрорайоне города. Так почему не провести аналогию и с созданием рабочих мест: начать также активнее размещать и заводы, и офисы не только в центре? Это позволит человеку при необходимости практически все свои задачи решить вблизи от дома, тем самым оптимизировав свое время, к тому же, такая перспектива поможет снизить нагрузку на переполненный центр.

Однако вернемся к нашему примеру. Каждый должен заниматься своим делом: строители — строить, а изучать экологию — профильные учреждения. Поэтому за разъяснениями о главном вопросе — безопасности — мы обратились в Республиканский центр по гидрометеорологии, контроле радиоактивного загрязнения и мониторинга окружающей среды. Два главных параметра, от которых зависит степень воздействия предприятия на экологию района: роза ветров и высота труб завода. Кстати, Сухарево, несмотря на близость ТЭЦ, является благоприятным с точки зрения чистоты окружающей среды районом. Поэтому вполне вероятно, что новые предприятия, при соблюдении всех технических параметров, никакого вреда ни району, ни тем более его жителям не нанесут. Вообще главная проблема мегаполисов — это далеко не заводы, а, распространенные в огромном количестве автомобили. Именно на выхлопные газы приходится более 80% загрязнений воздуха в городах.

Выносить или не выносить?

Таким образом, получается, что производство безопасно, и все могли бы жить спокойно и счастливо, но... это касается только этого конкретного случая. В мире не просто так существует тенденция выноса производств за черту города, а как довольно злобно шутят в известном анекдоте: многие страны пошли еще дальше — они вынесли производства за пределы своей территории.

В большинстве крупных городов по всему миру уже давно пришли к выводу, что производствам точно не место в центре города. Минск в этом вопросе придерживается общих ориентиров: есть не единичные примеры, когда здания бывших заводов или сносятся, или перепрофилируются, что сейчас очень популярно в столице. Так, несколько корпусов завода «Горизонт» превратились в настоящую зону творчества: здесь и танцевальные и художественные студии, и интеллектуальные квесты, и даже свободные пространства, где проходят различные мероприятия от выставок до модных маркетов и вечеринок. В Европе нередко бывшие заводы отдают под музеи, торговые залы и даже квартиры. Кто знает, возможно и у нас скоро появится такое жилье с историей...

Однако это только одна сторона вопроса. А что делать с "грязными" производствами, расположенными в промышленных районах? Или в таких районах, о которых не совсем понятно: относить их к центру или уже нет? В новом генеральном плане города, который жители столицы увидели в прошлом году, указана потенциальная возможность передислокации некоторых производств. Причем, в отличие от более ранней документации, конкретный список не называется. Речь идет о перемещении не только за пределы города, но и на территорию городов-спутников.

Тем не менее, верится в это пока с трудом. Процесс "переезда" очень затратный, причем это касается не только разового вложения, но и увеличения общих расходов. Например, придется менять налаженные каналы поставки сырья или продукции, кроме того, возникнет вопрос с транспортировкой сотрудников к рабочему месту. Возможно, увеличение расходов повлечет за собой снижение заработной платы при менее удобных условиях. Так что пока "избавление" города от большого количества предприятий напоминает утопию.

Поскольку мы еще только на пути к постиндустриальному обществу, необходимо подстраиваться под уже существующие условия. Представить крупный город без производств все-таки невозможно. И, наверное, истина, как всегда где-то посередине: если будет возможность — выносить, но постепенно и не все, если будет возможность — строить, но в разумных количествах и без ущерба для экологической ситуации.

Дарья КАСКО

kasko@zvіazda.by

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Выбор редакции