Вы здесь

Как это — жить на хуторе?


Лисички за сараем, клюква за забором и собственный лес.

Ненужные дома и пустые деревни, утраченные среди полей и лесов хутора, которые потихоньку разрушает сама природа или колхозные бульдозеры ... Это один из возможных сценариев развития белорусского села. А с другой стороны — те, кто жаждет единения с природой, приобретают дома именно в отдаленных от городов и автомагистралей поселках и даже на хуторах. Пожалуй, самый богатый на такие городки для уединенного жилища — Вороновский район Гродненской области, где на 335 населенных пунктов приходится более 800 хуторов. Те, кто остался хозяйничать на них, не соглашаются променять свое "одиночество" с целебным воздухом и лесными сокровищами ни на какие городские удобства.


Еще та закалка

Для части Западной Беларуси, которая была когда-то под польской властью, вообще характерна хуторская система.

— Массово образовываться хутора стали в 1930-х годах, когда поляки начали раздавать землю людям. Обрабатывая свои личные гектары, сельчане строили там дома, переезжали на удел жить. Земля полностью стала частной. Мой 92-летний отец — свидетель тех времен. Он вспоминает, как тяжело давалась эта обработка. Попадется тебе участок с лесом, и пока его выкорчуешь на лошадях, пока вспашешь ... — рассказывает Виктор РОИК, председатель Вороновского районного Совета депутатов, который сам вырос на хуторе. — У нас люди здесь свободолюбивые, единоличники, можно сказать, и им так нравится жить.

В Вороновском районе когда-то было около 1200 обособленных друг от друга подворий, расстояние между которыми в несколько километров считалось "жизнью по-соседски". Хотя хутором здесь называют и поселение из 3-5 домов, стоящих недалеко друг от друга. Заброшенное жилье разрушают, забирая землю под поля. А большинство из хуторов, которые еще существуют, — нежилые. Однако те, где живут люди, удивляют своей солидностью и налаженным хозяйством.

Два раза в год каждый хутор посещает обзорная комиссия: председатель сельского Совета, представители отдела по чрезвычайным ситуациям, энергонадзора, фельдшерско-акушерского пункта, социальный педагог (если в доме живут дети).

Марьян и Гелена Винцкевичи.

— Каждый раз выясняем, что нужно, обследуем жилье. Одиноким старикам, если необходимо, бесплатно ремонтируем печь и меняем электропроводку. Тем, у кого есть дети, даем время на устранение проблемы, — рассказала о связи с хуторянами председатель Гирковского сельского Совета депутатов Светлана Мушинская. — Тот, кто посильнее из жителей, сам проблему решает или специалиста вызывает. Всегда держим связь с населением — иначе нельзя.

Школьников два раза до обеда и один раз после уроков возит специальный автобус. Детей выводят к определенным местам у дороги, откуда их забирают. Три раза в неделю по центральным дорогам между хуторами ходит автолавка, останавливается на перекрестке дорог. Частники вообще к каждому хутору подъезжают.

— Те, кому трудно перезимовать одному, ездят к детям или устраиваются в дома круглосуточного пребывания, а весной возвращаются домой. Это люди старой закалки. Пока двигаются — они живут, — добавляет председатель Совета.

В гостях у Янины Станкевич.

Сижу, как в раю

82-летняя Янина СТАНКЕВИЧ — первая хозяйка, на хутор которой мы пришли. Сразу за ее подворьем растут березы, вокруг раскинулись поля. По дороге, ведущей к дому, не каждая машина зимой да по непогоде проедет. Последний год (после того, как у женщины случилась проблема с позвоночником) трижды в неделю ее посещает сотрудница социальной службы. О ней хуторянка говорит: "Чеся смотрит меня хорошо. Когда дети не могут приехать, она всегда здесь. И поговорит, и уберется, и хлеба принесет, и к хлебу".

Янина Феликсовна родом из Литвы, но вышла замуж за местного и всю жизнь провела на белорусском хуторе, родила двух сыновей и дочь. Самотканые покрывала, накидки на подушки, дорожки, полотенца — все сделано ее руками.

Тяжелой деревенской работой помогала всем детям учиться и строить коттеджи. "Ни один з граблями не ходит, дала им хлеб в руки, хотя сама и неграмотная", — говорит она. В деревню, ближе к людям, Янина Феликсовна не хочет — "чужое там все".

— Мне муж покойный говорил: "Янусенька, живи в своем доме". Я и живу, потому что, как говорят, "там свой уголок, где резаный пупок". А как плохо станет, выйду, подышу — и легче мне. Дай бог жить на природе. Я цветов насажу весной и сижу, как в раю, — рассказывает женщина.

При этом хуторянка не зависит от детей и даже помогает им.

—Вы бы летом посмотрели, сколько здесь грибов и ягод. Я в прошлом году на 5 миллионов старыми деньгами сдала лисичек. Выйдешь за хлев — вся земля желтая, по 12 килограммов собираю. Еще и огород сажала — хочу, чтобы кусок хлеба у меня был, потому что дети мои своих детей учат.

В прошлом году женщина сама наколола и уложила в сарай два прицепа дров. Она до сих пор любит испечь себе булку, так как "свое ж вкуснее", и сушит грибы в печи. Летом, говорит, снова в ягоды пойдет.

Не ленись — и все будет

Марьян и Гелена ВИНЦКЕВИЧИ живут на хуторе, где недалеко еще пару домов, в том числе и дом сына с невесткой, которые ухаживают за стариками. Хозяевам под 80.

Земля и дом достались Винцкевичам от родителей хозяйки. Сколько было гектаров, сейчас и не вспомнить.

— От дома и до леса участок с километр, и еще на деревне был участок. Теперь уже той земли нет, лесом засадили, — говорит Гелена Яновна.

Из живности на хуторе — свиньи и куры. "Индюк у нас один, зато он за курами смотрит, от крылатых хищников защищает", — шутит Марьян Доминикович.

Хозяин до сих пор ходит охотиться на зайцев и лис и обкашивает двор обычной косой. А на грибы охотится с таким азартом, что жена смеется: "Аж злюсь на него, что корзинами приносит, потому что мне же все это перебирать". Сама она, кстати, еще пять лет назад березовый сок таскала из леса — по 35 литров.

— Жить хорошо. Только здоровья нет. Руки застудила в прошлом году — мыла в холодной воде картофель. Утром пальцы онемели на одной руке. Думаю в больнице полежать, может, отогрею руку, ведь хочется еще коровку подержать, чтобы свое молоко иметь и сметану. На земле же как? Не ленись — и все будет, — говорит она.

Тереса Деньковская со своим хозяйством

Хутор-котттедж

Следующий хутор, который мы посетили, — настоящий коттедж снаружи и внутри: большой, уютный, с отоплением, санузлом, ванной с горячей водой и евроремонтом. Хозяевам повезло провести сюда газ, так как линию по полю тянули аккурат за несколько метров от дома. Девять лет Мечислав и Тереса ДЕНЬКОВСКИЕ собирали деньги, чтобы сделать из "избушки на курьих лапках" добротный дом, а потом еще три года ремонтировали его. На столе — яблоки, мед, томатный сок, клинковый сыр — все своё.

Хозяин работает инженером-механиком, на нем, говорят, вся техника в колхозе держится. Отучил работников мехдворов пить и курить. Хозяйка — санитарка на полставки. При этом они успевают обрабатывать три гектара земли, держать двух коров, бычка, телят, овец и два улья. Хуторяне приобрели для хозяйства всю технику: трактор и оборудование к нему, грузовик, картофелеуборочный комбайн.

Коров Тереса доит сама. Овец выращивают на продажу, только проблема, что некуда шерсть сдавать.

Сына-одиннадцатиклассника и семиклассницу-дочь в школу родители завозят на микроавтобусе, назад дети возвращаются на школьном автобусе.

От отца и деда молодым остались яблоневые сады. На продажу и себе они выращивают рассаду помидоров и сами томаты.

— Помидорами я занимаюсь, прежде всего, чтобы получить удовольствие, а не ради дохода. И муж считает, что деньги — не главное в жизни, ему работа на земле приносит удовольствие, — говорит хозяйка.

Кроме того, Тереса в лесу собирает клюкву, бруснику, грибы.

— Лес — вон, сразу за забором — еще свекор около десяти соток елей и берез когда-то насадил, — говорит она. — И на Новый год покупали всегда ель, свои люди не срубали ... Хорошо на хуторе жить, особенно летом. Только что детям на каникулах скучно, потому что  друзья далековато. А нам с мужем лучшего и не надо, чем здесь.

Ирина СИДОРОК 

sіdarok@svіazda.by

Фото Сергея НИКОНОВИЧА

Выбор редакции

Общество

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

Существуют строгие требования к местам для купания.

Экология

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Антарктика, такая далёкая и близкая.

Общество

Командир ведет за собой

Командир ведет за собой

Пятикурсник Полоцкого государственного университета имени Е. Полоцкой был удостоен почетного звания «Человек года Витебщины — 2023».