Вы здесь

Народный художник Беларуси Иван Миско — о самом заветном


Его всегда можно найти в своей мастерской (ныне мастерской-музее). Здесь скульптор и в выходные дни. Как признается мастер, выходные — это праздник, а их лауреат Государственной премии СССР и премии Союзного государства привык проводить с глиной в руках.


С этим благородным материалом, как называет глину сам мастер, Иван Миско, не расстается уже на протяжении шести десятилетий. Художник говорит, что нет более послушного материала и сравнивает его с золотом, которое дает ему силы творить.

Мы сидим в мастерской в ​​окружении бронзово-гипсовых космонавтов, а также других известных личностей и беседуем о любви к искусству и ее истоках.

Дедова правда и воспитание по-отечески

— Я не помню свою бабушку, зато хорошо помню деда — Степана Степановича Миско, — начинает Иван Якимович. — Дед меня очень любил, всегда что-то для меня готовил. А однажды он рассказал правду. Когда дед поехал свататься к своей будущей невесте (это было зимой), неплохо выпили. Пока доехали, его в санях не оказалось: потеряли по дороге. Второй раз сватался уже к другой. Сегодня я думаю, а может, и хорошо, что дед до первой невесты не доехал: кто бы тогда вместо меня родился?

Детство будущего народного художника прошло на Слонемщине. Вокруг — лес. Неподалеку от дома протекала речка Волобринка. На хуторе он родился, отсюда пошел в школу, а потом и в армию. Здесь застал и 1939 год, и Великую Отечественную ...

Отец Ивана Миско в войну был партизанским связным, на фронт забрали после освобождения Беларуси, дошел до Берлина. "Когда вернулся, я попросил надеть его рубашку, — рассказывает скульптор. — Воротник большой-большой, пришлось сделать два "гармошки" и зашить, но так, чтобы награды были видны. Так и ходил по деревне. Мне хотелось похвастаться, какой у меня отец!"

После войны Яким Миско работал лесником. Любовь к природе прививал и единственному сыну.

— Ну а воспитание какое было? — Вспоминает художник. — В одном углу висел ремень, во втором — икона. Отец никогда не ругался, просто указывал на угол с ремнем. И только от этого одно место уже начинало зудеть. Но случалось, что применялся он по назначению. И это неплохо.

Художник с третьего раза

Как признается скульптор, никто для него профессию не выбирал. Рисовать начал еще в школе. И не только на бумаге.

— В доме стояла большая русская печь, — вспоминает Иван Миско. — Когда родители ехали в город или на работу, я забирался в нее, доставал угли и на хорошо побеленной печи рисовал пейзажи. А сам тем временем думал, что когда придет мать или отец, то как отлупят! Но из-за печи никто ни разу не поругал. Однажды в дом зашел сосед и, увидев мое рисование, спрашивает у матери: "А кто это тут у вас рисует?» — "Так это мой сынок", — отвечает мать. — "Ванька? Так он, может, будет художником?" — предположил сосед.

Так и получилось. Неграмотные родители, которые всю жизнь занимались сельским хозяйством, воспитали художника, имя которого через много лет стало известно не только белорусам, но и за пределами нашей страны. А, между прочим, путь к искусству в Ивана Миско был отнюдь не простым.

— Когда я впервые поступил в Минское художественное училище, то первую ночь спал под столом в одном из комнат, — рассказывает Иван Якимович. — Вещмешок, в котором были сухари, клал под голову. Проснулся утром, нет ни сухарей, ни денег...

Тогда начинающий художник собрал все свои рисунки и поехал в деревню. На следующий год приехал вновь. Но как только поступил, его забрали в армию. И только с третьей попытки, уже после службы, он стал учащимся Минского художественного училища.

Через много лет однокурсники рассказали Ивану, из-за кого он первый раз вынужден был покинуть заведение. Оказывается, его обокрал натурщик, которого скульптор лепил. "Узнав всю правду, я разбил его портрет, — признается художник. — Прошло время, и я понял, какую чушь сделал. Это была моя студенческая работа, за которую получил хорошую оценку. Только не мог простить того, что этот человек меня обокрал. Он же мне позировал, в глаза смотрел..."

"Похоронили, но не продали!"

Несмотря на тот случай, Иван Миско считает, что в жизни ему везло. Например, тогда, когда забирали в армию...

— Помню, пригласили в военкомат и говорят, что не весной, а осенью заберут, — говорит художник. — Говорю, как это осенью? Постригли, как я вернусь таким в деревню? Девушки же подумают, что больной, хилый, бракованный, раз в армию не взяли. Кто за меня замуж выйдет? Сказал военкому, что не пойду домой! Я был упрям.

Служил Иван Миско в Забайкалье. Там была возможность и рисовать, и лепить. А когда вернулся из армии, уже не поступал на живописное отделение, а решил всерьез заняться скульптурой.

В 1968 году художник стал участником чехословацких событий. "В тот вечер в парке Горького открылась моя небольшая выставка, — вспоминает Иван Якимович, который тогда уже работал в Национальном художественном музее. — Закончилось все поздно, а поскольку я жил тогда в Чижовке, друзья предложили мне остаться у них на ночлег. Но я поехал домой. В три часа ночи — стук в дверь. Открыл — стоят военные. Через несколько дней я оказался в Чехословакии, где провел три месяца".

Однажды там, на чужбине, офицеры попросили Ивана Миско (а он уже был членом Союза художников БССР) нарисовать женщин. Работать мастеру пришлось в полевых условиях. Бумагу нашли в штабе, краску заменила зеленка, вместо кистей — березовые веточки.

— Я начал вспоминать натурщиц, своих знакомых, в результате получилась серия обнаженных женских фигур, — рассказывает художник. — Выставка расположилась в палатке. Рядом стояла воинская часть с поляками, которые также приходили на выставку...

Но не всем пришлись те картины по душе. За моральное разложение старшего сержанта Миско даже хотел судить военный трибунал. "Честно говоря, я испугался: в тех условиях все могло быть, — признается Иван Якимович. — Но генерал оказался настолько порядочным человеком, что до суда дело не дошло. Выставка продолжалась ... Когда мы собирались уезжать в Беларусь, ко мне пришли поляки и попросили продать "женщин". Мы с офицерами посоветовались, они говорят: "Эти женщины нам стали уже как жены, ни за что не продадим!" Мы пошли в лес, нарубили веток, разложили их в той же палатке, положили сверху изображения, присыпали землей и поставили деревянный крест — похоронили, но не продали!" 

Очарованный Вселенной

Иван Миско никогда не сомневался в том, что выбрал правильную профессию. Его авторству принадлежат скульптуры известных людей, памятники за рубежом и в родной Беларуси: Максиму Горькому в центральном минском парке, Климуку в Бресте... Но наиболее важным, безусловно, стал памятник матери-патриотке в Жодино, который Иван Миско создавал вместе с Михаилом Заспицким и Николаем Рыженковым.

С Анастасией Куприяновой, прототипом главной героини, они были знакомы лично, постоянно ездили к женщине и очень переживали, чтобы она дожила до открытия памятника. "Помню, поехали к ней, как получили Государственную премию СССР, — вспоминает Иван Якимович. — Купили подарки, повязали ей дорогой платок. Она много нам рассказывала о своих детях. Говорила, что часто ходит к памятнику, переживает, что младший, Петя, стоит там без шапки..."

Но по-настоящему очаровала Ивана Миско космическая тематика. На первую скульптуру в этом русле его вдохновил полет на орбиту Юрия Гагарина. Руки художника неоднократно лепили всемирно известных космонавтов, большинство из которых позировали для него лично. О близкой дружбе скульптора с белорусскими космонавтами, а также о том, что Олег Новицкий неоднократно звонил ему с орбиты, не знает только нелюбопытный. Иван Миско свой в Звездном городке, который стал для него вторым домом.

Мастерская как музей и уголок детства

На одной из полок в мастерской художника вижу портрет девочки. Он принадлежит одной из учениц 90-й минской школы. Были времена, когда художник давал мастер-классы перед школьниками. Потом приносил скульптуру в класс, и дети писали сочинение о рождении портрета их одноклассника. Одну из тех работ, портрет Вовки, даже купило Министерство культуры.

— Я очень хотел бы знать судьбу этих детей, — говорит Иван Якимович. — Если кто-то узнает себя, пусть откликнется. Возможно, полепил бы их снова.

В мастерской — настоящий музей. Здесь не только скульптуры, фотографии (Иван Миско неплохой фотограф), есть и шикарная коллекция автографов. Только не на бумаге, а на пластилине или даже отлитые в бронзе — в таком виде их не подделаешь, не сотрешь.

В мастерской — и вещи из родительского дома, который до сих пор стоит, но там живут уже другие люди. Мы смотрим на холст и абажур, и художник вновь возвращается в детство:

— Помню, вечер. За столом — мать, дед, отец, сестра Люба и я. Вдруг мать говорит, что надо продать корову: мол, молоко нежирное. Отец пошутил, что, может, это Ванька плохо пасет. В следующий раз разговор повторяется. Я настаивал, что корову продавать не надо. Отец посмотрел на меня и спрашивает, что я натворил. Пришлось признаться, что съедаю все сливки с молока ... Очень любил сливки, собирал в стакан и выпивал. После этого перестал: меня мучила совесть, что корову могут продать, а потом зарезать. 


У Ивана Миско еще немало творческих замыслов. Он мечтает поставить памятник Льву Сапеге в родном Слониме, почетным гражданином которого является, одному из крупнейших наших ученых Казимиру Семеновичу, французской художнице родом из Борисова Надежде Ходасевич-Леже, которую хорошо знал. И по-прежнему он будет преданным своей космической тематике. Художник не любит отдыхать...

Пока материал готовился к печати, стало известно, что Федерация космонавтики России удостоила Ивана Миско наивысшей награды — ордена Гагарина. В свою очередь, коллектив редакции газеты «Звязда» желает Ивану Якимовичу, который, кстати, в свое время являлся внештатным корреспондентом нашей газеты, крепкого здоровья, благополучия и творческого порыва! 

Вероника КАНЮТА

kаnуutа@zvіаzdа.bу

Фото из архива художника

Название в газете: Чалавек-космас

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.