Вы здесь

Как отпугнуть туриста?


Проблемы с сервисом вредят имиджу страны.

О красивых местах Беларуси немало говорят и пишут. Как и о гостеприимстве нашего народа. Но, как говорится, капля вони портит гарнец меда. И каплей этой становится туристический сервис, уровень которого иногда возмущает даже соотечественников. "Об этом обычно стараюсь не говорить, чтобы не пугать клиентов, — говорит Олеся, сотрудница одной из минских турфирм. — Но за пять лет работы уже накипело. Ведь свое недовольство туристы выливают на нас, экскурсоводов". По понятным причинам девушка не называет своей фамилии. Однако следует прислушаться к замечаниям профессионала, который непосредственно работает с туристами — белорусскими и зарубежными.


Нет сервиса — нет проблемы?

Чтобы обсуждать проблемы сервиса, нужно, чтобы сервис был. Но на многих туристических маршрутах он в зачаточном состоянии. Наиболее болезненный вопрос для экскурсоводов и их "подопечных" — общественные туалеты. "На самых раскатанных направлениях вроде Дудуток или Несвижа проблема кое-как решена, — рассказывает Олеся. — На оживленных трассах есть автозаправки с туалетами. А если направляетесь, скажем, в сторону Браслава, то останавливаться приходится... просто в лесу. Летом там комары, клещи, а зимой — холод. Встает вопрос даже не эстетики, а здоровья. Есть, правда, туалет на заправке под Поставами, но до него еще дотерпеть надо".

Наличие туалета еще не гарантирует комфорта. Зато колорита и аутентики можно хапнуть через край. Ведь технологически туалеты не всегда отличаются от деревенских "скворечников". "Конструкции типа "дырка в полу" встречаются рядом со многими архитектурными достопримечательностями, — говорит экскурсовод. — Стоит красивейший храм, а возле него  — "будочка". К костелу у нас претензий нет: он не имеет прибыли от туристов. А вот местные власти могли бы и позаботиться о сервисе".

Впрочем, не будем слишком позорить регионы. Ведь культурный шок может настичь туриста и в столице. "Есть в Минске красивый и уважаемый ресторан. Но в тамошней уборной только два посадочных места — мужское и женское. А мы привели туда группу из 40 человек, 30 из которых — женщины. Возникла очередь. Многие после посещения туалета просто потеряли аппетит. От "аромата" глаза резало. А вовремя навести порядок администрация не позаботилась".

"Ложки воруют, чашки бьют"

Впрочем, в Минске кафе и ресторанов — как дров в лесу. В небольших же городах их еще надо поискать. "Были мы с друзьями в Дятлове, — вспоминает Олеся. — Там нашли четыре нужных заведения. Одно открывалось только вечером, во втором был ремонт, в третьем отмечали юбилей, в четвертом — поминки... Еще "веселее" мы съездили в Кричев. Там недалеко от дворца нашли два кафе. И опять одно закрыто, а во втором нас не обслужили, потому что устраивали банкет. Хотя могли бы выделить закуток, чтобы покормить голодных туристов". Абсурдная получается ситуация: хотим зарабатывать, а когда люди приходят с деньгами — нос отворачиваем. И это в частном заведении, якобы заинтересованном в любой копеечке.

Но первое место в личном антирейтинге нашего экскурсовода занимает буфет одного из известных столичных театров. "К художественной стороне нет претензий — высший уровень. Но буфет — нечто невозможное. Приходишь на каблуках, в вечернем наряде (ведь театр!), А тебе подают эспрессо в пластиковом стаканчике, который плавится в руках. И пирожное на пластиковой одноразовой тарелке. А туда же столько иностранцев ходит... Стыд и позор! Спрашиваю у администратора, где же человеческая посуда? На что мне отвечают: "Не даем, так как ложки воруют, а чашки бьют!"

А теперь представьте себе подобный пассаж из уст сотрудников "Камеди Франсез" или Карнеги-холла. Не представляется, правда? Почему же культурное учреждение в белорусской столице позволяет себе подобное отношение к посетителям? Неужели пара разбитых чашек дороже имиджа страны? Наверное, стоит руководству театра брать пример с брестского железнодорожного вокзала. Там почему-то посуду подают нормальную, с фирменным логотипом "Белорусской железной дороги". И не боятся, что побьется.

Ни проехать, ни пройти

Гости из бывшего СССР обычно впечатлены качеством и ухоженностью наших трасс. "У нас даже на второстепенных дорогах вырубают кустарник по обеим сторонам и убирают обочины. Но ко многим туристическим объектам нет ни нормальных подъездов, ни площадок, на которые можно выйти. Никогда не забуду путешествие под Новолукомль к живописным руинам барочной церкви. Сначала мы 3 километра тряслись по жуткой гравийке. Потом метров 500 шли по колено в грязи, так как лил дождь. Не каждый турист согласится на такое испытание".

Если в регионах беда с подъездными путями, то в больших городах — с парковками для туристических автобусов. "На площади Свободы в Минске парковка закрытая, — говорит Олеся, — на соседней Октябрьской тоже не слишком припаркуешься. А высаживать людей за три километра, чтобы пешком тащиться к ратуше — что это за сервис?" В качестве положительного примера сотрудница турфирмы отмечает Витебск, где в центре можно найти парковку для автобуса. А вот в не менее привлекательном для туристов Гродно с этим проблемы. "В центре города есть одна стоянка — около синагоги. А на Советской площади мы вынуждены идти на нарушение и становиться под знаком".

Комфорт туристам или соблюдение правил дорожного движения? Такая дилемма остро стоит перед экскурсоводами. "Отправляясь в путешествие автобусом, мы собираем пассажиров на парковке в центре Минска. А когда возвращаемся поздно ночью, многие хотят выйти около метро. Но ПДД не позволяют нерейсовым автобусам останавливаться возле станции. И водитель, идя навстречу туристам, рискует получить большой штраф с отметкой в талоне. В результате у клиентов возникают претензии". Проблему, наверное, можно решить, если законодательно разрешить останавливаться в таких местах туристическому транспорту. Его не так много, чтобы существенно помешать дорожному движению. А вот здесь нужно выходить уже на законодательный уровень... 

Мы намеренно не называем антигероев нашей статьи. Но надеемся, что они узнают себя. И поймут, наконец, что под лежачий камень вода не течет. И что за сервис на уровне позднего неолита захочет платить только заядлый экстремал. В то же время надо понимать: проблема не в отдельных недостатках. Здесь нужен комплексный подход. Чтобы и дорожная инфраструктура, и музеи, и общественное питание работали как одна система. А для этого необходимо не только наладить работу на местах, но и пересмотреть отдельные нормы и правила. Но самое главное — избавиться от вялости и безразличия. Если, конечно, мы действительно хотим зарабатывать деньги на туризме, а не просто говорить об этом.

Валентин БОЙКО

boіka@zvіazda.by

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.