Вы здесь

Жизнь после спайса


Какой она сложилось у тех, кто когда-то сделал опрометчивый шаг.

Несколько лет назад Беларусь узнала о спайсах: об опасных курительных смесях заговорили все, а для органов правопорядка эта проблема стала одной из приоритетных. В последнее время чудовищных новостей стало меньше, - оборот синтетических смесей в стране действительно удалось сократить. Но насколько? Мы знаем только о жертвах спайсах, попавших в поле зрения медиков или милиции. А что стало с остальными сотнями и тысячами белорусских подростков, которые когда-то не удержались от затяжки? 


Узяў­шы ў ру­кі гэ­тую дрэнь... ад­ной­чы мож­на  ад­чуць на іх на­руч­ні­кі.

изменены). - Сам я попробовал "химию" лет в 15. Тогда она как раз набирала популярность, так как еще не была запрещена. Сначала курил естественную "травку", а потом в летнем лагере ко мне в руки попали "миксы". Я тогда еще вообще не знал, что это такое. Чуть позже они появились и в Могилеве и стали доступными для всех: карманных денег на их хватало, достать было не сложно.

Избежать зависимости от "химии" Максиму, по его словам, помогло то, что они с друзьями не курили слишком часто.

- К тому же, в трети случаев меня от нее тошнило, - рассказывает он. - В конце концов это просто надоело, хотя я часто все же соглашался покурить просто со скуки. Да и отрываться от окружения не хотелось. Но окончательно отказался от "миксов" после того, как стал наблюдать за другими и самим собой в "обкуренном" состоянии. Было заметно, насколько сильно снижаются способности мозга, исчезает интерес к тому, что происходит вокруг.

Вера также впервые попробовала спайс в старших классах. До 15 лет она, как сама говорит, была тихим, зажатым, "домашним" ребенком, и ее день был разделен между школой, "музыкалкой" и чтением книг. А в 16 появились новое «хобби» и новые друзья.

- Однажды друг позвал меня "покурить", и у него был именно спайс. Я уже тогда без предвзятости относилась к теме наркотиков, много читала о опытах с LSD, о том, как психотропные вещества влияют на сознание человека, - объясняет Вера. - Правда, именно о спайсе я тогда не знала совсем ничего - да и сейчас плохо представляю, из чего он состоит химически. Мой первый опыт курения оказался ужасен. Это был самый настоящий "бэд-трип" из всех, которые только можно представить. Я в буквальном смысле чувствовала, что попала в ад ... Как только меня "отпустило", поклялась, что больше никогда не буду употреблять эту дрянь. Но слово держала недолго - примерно через месяц снова попробовала ... К счастью, период увлечения спайсом длился недолго, я быстро заметила, что после употребления как будто тупею: хуже соображаю, больше ленюсь, не чувствую интереса ни к чему. У меня еще, к счастью, не успела развиться зависимость, и я просто перестала курить его. Но знаю, что за тот короткий - около месяца - период применения спайса я успела упустить множество возможностей и потеряла некоторых из очень важных для меня людей, - это и сейчас меня волнует.

У Артема история с "химией" началась позже - на третьем курсе, когда он искал квартиру в Минске и некоторое время жил у друга, который курил спайс.

- Достать тогда "миксы" было довольно легко: найти сайт распространителей и позвонить. На том конце девушка отвечала, где сегодня стоит продавец. Спайс в то время стал популярным, потому что был легальным - существовал список запрещенных веществ, куда он не входил. А потом, когда начали запрещать, быстро появлялись химические аналоги.

Сначала никаких негативных эффектов спайса Артем, по его словам, не испытывал.

- Но бывало и страшно, - не отрицает он. - Однажды, превысив привычную дозу, я "выпал". А когда пришел в себя, мне рассказали, что я начал танцевать какие-то странные танцы, а потом упал на пол, начал дергаться, пена изо рта пошла. Но даже после этого я курить не перестал.

Всего "под спайсом" Артем провел год.

- Не замечаешь, как твоя жизнь сводится к схеме "проснулся - позвонил продавцу - поехал по дозу - курнули - проснулся ...". Я «соскочил» по инициативе все того же друга, с которым и начинал. Вышла очередная запрет, и мы просто перестали покупать эту дрянь.

После того, как Артем бросил, начались панические атаки - было страшно ездить в метро, ​​периодически накатывает беспричинный страх.

- Все это проходило очень постепенно, - поясняет Артем. - Только недавно все прекратилось.

Витебчанка Марина первый раз попробовала спайс в конце 10-го класса, она приехала в Минск на концерт и перед ним зашла к друзьям-потребителям.

- Не было плохо или хорошо, было просто по-другому, мир с ног на голову перевернулся, - говорит Марина о свой первый опыт. - Через некоторое время я почувствовала себя неловко, меня тошнило. Отсиделась в ванной пару часов - а мне казалось, что прошла вечность. Очнулась - и сразу уснула, на концерт так и не попала.

После такого "кайфа" возвращаться к спайсу Марине не хотелось. Но через некоторое время страх уступил место любопытству... Денег на новые попытки не было, поэтому вместе с подругой Марина решила возить курительные смеси из Минска в Витебск и перепродавать знакомым с небольшой наценкой.

- Это продолжалось всего месяца три или четыре, но этого хватило. Я и от других слышала такие истории: ты куришь несколько раз в неделю, по-прежнему ведешь обычную жизнь, а потом вдруг видишь в зеркале наркомана. Я не просто похудела и стала плохо выглядеть. Настоящим кошмаром стало то, что я начала забывать слова, допускать ошибки, заговариваться. Все это "развитие" через новые ощущения вдруг превратилась в явную деградацию. И в момент осознания мне было очень просто отказаться от употребления. Опасность спайса кроется в том, что до того момента, когда ты поймешь, что что-то не так, это "не так" уже давным-давно произошло, - уверенно Марина. - Прошло пять лет, но я так и не восстановилась полностью. Я больше не говорю слаженно и красиво, мне трудно запоминать большие объемы информации. Галлюцинации, которые возникали под спайсами и когда-то очень меня напугали, время от времени возвращаются - просто так, на улице, в метро. Я осознаю, что это иллюзия, но она настолько реальна, что не могу с ней справиться. Несколько раз из-за этого я срывалась и бежала домой, пропускала какие-то важные события. И вообще, довольно трудно общаться с людьми. По сути, конечно, ничего нового я не скажу: спайс - это дрянь, которая высушивает мозг и превращает тебя в зомби, заставляет делать страшные вещи...

Владимир ИВАНОВ, заведующий 21-м наркологическом реабилитационным отделением  РНПЦ психического здоровья:

- В нашем отделении динамика положительная. Если три года назад одновременно находилось человек пятнадцать потребителей спайсов, то сейчас - три-четыре человека. По одному отделению нельзя говорить о ситуации в стране, но могу сказать, что потребителей действительно стало меньше. Однако молодежь все еще употребляет: в нашем отделении жертвы спайса - в основном люди в возрасте от 18 до 21 года.

По словам заведующего наркологического отделения, к медикам потребители спайса обращаются обычно не по своей воле, а под давлением обстоятельств: сюда их приводят родители или направляют на принудительное лечение правоохранительные органы.

- В среднем от начала применения к контакту с нами проходит год-полтора, - рассказывает врач. - Организм за это время сильно разрушается: к некоторым в руки попадают очень сильные смеси, которые плохо влияют на мозг, вызывая нарушения памяти. Исходя из моей практики, самое трудное последствие употребления спайсов - слабоумие. Из-за курения у человека нарушается способность рассуждать и правильно оценивать ситуацию.

Ответы на все вопросы на тему наркологической помощи в Беларуси вы можете получить по анонимному телефону доверия, который работает на базе РНПЦ психического здоровья: 8801100 21 21. Услуга бесплатная для звонков с телефонов стационарной сети.

Екатерина Жорова, студентка IV курса Института журналистики БГУ.

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Мероприятие проводится на добровольной основе.

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.