19 сентября, среда

Вы здесь

Взгляд пилота изнутри на самую престижную автогонку мира


На "Дакаре" нынешнего года гонщики "МАЗ-СПОРТавто" показали самый высокий результат (в генеральной классификации грузовиков) за время выступления в этой престижной гонке. В общем зачете экипаж под управлением Александра Василевского занял 6-е место, команда Сергея Вязовича — 13-е место, а Алексей Вишневский со своими коллегами оказался на 21-й строчке протокола.


Такие результаты наши специалисты показали, несмотря на то, что "Дакар-2017" стал одним из самых опасных за последние годы. Аномальная жара сменялась проливными дождями, на маршруте Парагвай - Боливия - Аргентина встречались непредсказуемые горные перевалы и огромные дюны. Как гонщики готовятся к стартам и приспосабливаются к условиям экзотических стран и что самое важное в пустынной дороге, рассказал начальник команды и пилот одного из экипажей Сергей Вязович.

"Для наших авто условия бездорожья и песков очень хорошие"

В команде Сергей с 2012-го, уже практически год должность пилота он совмещает с руководством командой "МАЗ-СПОРТавто". Автогонщик со стажем не скрывает, что соревновательный год выдался сложным, но, несмотря на экономическую ситуацию на предприятии, в стране, да и в мире, команде удалось сохранить динамику развития и подкрепить ее результатом.

— Мы целый год работали, тестировали технические новинки, делали тактические заготовки. Надо сказать, что нам удалось поддерживать высокий уровень на протяжении всего сезона. На гонке "Шелковый путь" команда стала 6-й, с таким же результатом финишировали и на "Дакаре", — рассказывает Сергей.

Выше МАЗа оказались всего три марки авто — "Камаз" (один из экипажей — под управлением Эдуарда Николаева уже имеет в своем активе победу на "Дакаре" в прошлые годы) и два экипажа Ivесо (также являются призерами "Дакара"). То есть среди производителей МАЗ вообще показал третий результат.

— Проиграть им было не стыдно. Временные гандикапы, которые разделяли экипажи, небольшие — от 40 минут до 2 часов. То есть на распределение мест могли повлиять самые разные мелочи — начиная от пыли, прокола колеса и заканчивая незначительной ошибкой пилота.

Сергей рассказывает, что самые сложные этапы нынешнего "Дакара" были отменены из-за погоды, марафон сокращен по километражу, хотя белорусская команда была готова к тяжелой борьбе.

— Для наших авто условия бездорожья, песков очень хорошие, в них мы можем в полной мере раскрыть технические возможности своей техники и показать отличную физическую подготовку экипажей. Самым трудным для нас было перенести перепады температур. Когда выезжали из Парагвая — было +45, въехали в Аргентину — тоже жарко, а вот в Боливии поднялись на высоту 5 тысяч метров над уровнем моря, и температура упала до 4 градусов, пошли дожди. Хотя обещали наоборот засуху, предупреждали, чтобы экипажи запасались питьем. В результате из-за ливней стояли по колено в воде, особенно сложно пришлось парням из технической поддержки, которые обслуживали машины ночью.

"Они стоят вдоль дороги в жару, ливень, чтобы помахать тебе флагом"

Во время, пока нет соревнований, команда, кроме совершенствования техники, занимается своей физической подготовкой, и это, отмечает Сергей, является очень важной составляющей успеха.

— Некоторым гонщикам в горах Боливии становилось плохо, из-за этого даже лидеры иногда сходят с дистанции. Чтобы такого не произошло, мы проходим специальную подготовку — это физкультура для укрепления костно-мышечного аппарата. В течение гонки приходится испытывать очень серьезные нагрузки, в том числе на позвоночник и шею, нужна колоссальная выносливость. К тому же и голова у пилота всегда должна быть светлой. Нельзя проехать гонку чисто механически: посадили — и дави на газ. Много приходится думать, просчитывать степень риска, держать визуальные ориентиры соперников, понимать, где надо поберечь машину, а где лучше отыграть время.

Обычно маршрут "Дакара" проходит по весьма экзотическим для Беларуси странам. В этом году наши экипажи проехали по Парагваю, Боливии и Аргентине.

— Аргентина еще чем-то напоминает цивилизацию, даже встречаются знакомые пейзажи. А вот Парагвай и Боливия — это сплошная нищета и антисанитария. Уровень жизни в этих странах очень низкий: дома как землянки, нет предприятий, плохая еда. Смотришь только, чтобы ничем не заразиться и чтобы тебя нигде не ограбили.

Но и в таких, не особенно развитых странах, самая известная автогонка мира вызывает большую популярность.

— "Дакар" набрал обороты уже несколько десятилетий назад, это самые популярные и престижные автомобильные соревнования. В прошлые годы мы были также в Перу и Чили, например, там "Дакар" также имеет огромную популярность. Люди стоят вдоль дороги в жару, ливень просто для того, чтобы помахать тебе флагом. Есть один очень преданный и верный болельщик из Беларуси. Уже несколько лет подряд, когда мы проезжаем финальный подиум, видим этого мужчину с белорусским флагом. Кто хоть раз стал участником этого масштабного события, не может остаться равнодушным, недаром есть такое выражение — синдром "Дакара". Как бы мы не уставали на этой гонке, уже через несколько дней после ее окончания начинаем подготовку к следующему году.

Во время гонки в кабине находится пилот, механик и штурман, а вообще команда состоит из 30 человек — это переводчики, руководители, три машины технической поддержки и один автодром, где ночуют экипажи.

— Мы не живем в пятизвездочных отелях, экипажи обычно ночуют в помещении, похожем на железнодорожное купе, а остальные вообще в палатках. Если позволяет погода, ребята ставят раскладушки прямо под открытым небом.

"Довольно часто на дистанции гибнут люди"

Случается, что экипаж находится в пути сутки, а то и двое, обычно это связано с поломками или попаданием в аварию. В такой ситуации самая главная ценность — вода и пища.

— Везти питание в нормальном состоянии практически невозможно — в кабине жара, тряска. Притом есть примета: возьмешь с собой провиант, значит, потребуется. Другое дело — вода, ею запасаемся основательно, заполняем все емкости в машине.

В самых крайних и критических случаях на помощь экипажам приходят спасатели. Все автомобили оборудованы приборами безопасности, одним нажатием кнопки можно вызвать вертолет, который прибудет на место максимум через 15-20 минут. Однако такой вызов всегда означает сход экипажа с дистанции.

— Перед нашими заездами обычно стартуют мотоциклисты или гонщики на квадроциклах, поэтому часто мы наблюдаем картину, как на обочине трассы стоит припаркованный мотоцикл, это значит, что человек выбился из сил и вызвал спасателей.

Умереть на "Дакаре" не дадут. На трассе дежурит около 6 вертолетов, есть приборы, которые фиксируют аварии и могут распознать, на колесах ли автомобиль. Если экипаж не выходит на связь, вертолет с медиками отправляется на помощь. Однако трагические истории обходят "Дакар" стороной крайне редко, вплоть до этого года гонки сопровождались несчастными случаями.

— К сожалению, довольно часто на дистанции гибнут люди, бывали разные случаи, в беду попадает то кто-то из спортивного пелотона, то журналисты, то зрители.

"Гонка — результат работы, которую мы сделали за год"

Часто возникает вопрос, что же важнее в грузовых автогонках — человек или техника?

— Разделить эти вещи сложно. Команда сформирована таким образом, что, начиная от конструкторского отдела на заводе, эту машину рисуем сами, потом своими руками ее собираем, а потом выступаем на ней. Поэтому, если неправильно сконструировали автомобиль, некачественно собрали, допустили ошибку во время гонки - это все наша общая ошибка. Гонка — результат той работы, которую мы сделали за год. Экипаж реализует то, что наработала вся команда.

Сегодня МАЗ прославляет страну там, где о Беларуси знают очень мало, — в Латинской Америке.

— Участники "Дакара" знают, что есть такой МАЗ и с ним надо считаться. Мы стараемся делать так, чтобы и на том континенте знали, что Беларусь может производить лучшую в мире технику. Поэтому, мне кажется, у нашего вида спорта есть значительное преимущество — мы выступаем на автомобилях белорусского производства, рекламируем при этом сам завод, за рулем этих машин, да и вообще в команде, все белорусы и работники МАЗа. Получается, что одним делом мы показываем и белорусский народ, и машиностроительный комплекс, и свою страну.

Дарья Лобажевич

lobazhevich@zviazda.by

Название в газете: Синдром "Дакара"

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Каким образом может проявляться одиночество?

Каким образом может проявляться одиночество?

Одиночество и особенно одиночество в семье — реальный признак нашего времени.

Общество

Все, что нужно знать про заместительную гормональную терапию

Все, что нужно знать про заместительную гормональную терапию

Лишний вес, бессонница, приливы, нарушения давления и остеопороз — далеко не все проявления, подстерегающие женщину в определенном возрасте. 

Экономика

Можно ли управлять спросом потребителей?

Можно ли управлять спросом потребителей?

От спонтанной покупки со «скидкой по-белорусски» можно не только не получить какой-либо экономии, но и переплатить за нее.

Спорт

Вячеслав Грецкий: Иногда называют меня Уэйном

Вячеслав Грецкий: Иногда называют меня Уэйном

Про знаменитую фамилию и современность белорусского хоккея.