Вы здесь

Взгляд пилота изнутри на самую престижную автогонку мира


На "Дакаре" нынешнего года гонщики "МАЗ-СПОРТавто" показали самый высокий результат (в генеральной классификации грузовиков) за время выступления в этой престижной гонке. В общем зачете экипаж под управлением Александра Василевского занял 6-е место, команда Сергея Вязовича — 13-е место, а Алексей Вишневский со своими коллегами оказался на 21-й строчке протокола.


Такие результаты наши специалисты показали, несмотря на то, что "Дакар-2017" стал одним из самых опасных за последние годы. Аномальная жара сменялась проливными дождями, на маршруте Парагвай - Боливия - Аргентина встречались непредсказуемые горные перевалы и огромные дюны. Как гонщики готовятся к стартам и приспосабливаются к условиям экзотических стран и что самое важное в пустынной дороге, рассказал начальник команды и пилот одного из экипажей Сергей Вязович.

"Для наших авто условия бездорожья и песков очень хорошие"

В команде Сергей с 2012-го, уже практически год должность пилота он совмещает с руководством командой "МАЗ-СПОРТавто". Автогонщик со стажем не скрывает, что соревновательный год выдался сложным, но, несмотря на экономическую ситуацию на предприятии, в стране, да и в мире, команде удалось сохранить динамику развития и подкрепить ее результатом.

— Мы целый год работали, тестировали технические новинки, делали тактические заготовки. Надо сказать, что нам удалось поддерживать высокий уровень на протяжении всего сезона. На гонке "Шелковый путь" команда стала 6-й, с таким же результатом финишировали и на "Дакаре", — рассказывает Сергей.

Выше МАЗа оказались всего три марки авто — "Камаз" (один из экипажей — под управлением Эдуарда Николаева уже имеет в своем активе победу на "Дакаре" в прошлые годы) и два экипажа Ivесо (также являются призерами "Дакара"). То есть среди производителей МАЗ вообще показал третий результат.

— Проиграть им было не стыдно. Временные гандикапы, которые разделяли экипажи, небольшие — от 40 минут до 2 часов. То есть на распределение мест могли повлиять самые разные мелочи — начиная от пыли, прокола колеса и заканчивая незначительной ошибкой пилота.

Сергей рассказывает, что самые сложные этапы нынешнего "Дакара" были отменены из-за погоды, марафон сокращен по километражу, хотя белорусская команда была готова к тяжелой борьбе.

— Для наших авто условия бездорожья, песков очень хорошие, в них мы можем в полной мере раскрыть технические возможности своей техники и показать отличную физическую подготовку экипажей. Самым трудным для нас было перенести перепады температур. Когда выезжали из Парагвая — было +45, въехали в Аргентину — тоже жарко, а вот в Боливии поднялись на высоту 5 тысяч метров над уровнем моря, и температура упала до 4 градусов, пошли дожди. Хотя обещали наоборот засуху, предупреждали, чтобы экипажи запасались питьем. В результате из-за ливней стояли по колено в воде, особенно сложно пришлось парням из технической поддержки, которые обслуживали машины ночью.

"Они стоят вдоль дороги в жару, ливень, чтобы помахать тебе флагом"

Во время, пока нет соревнований, команда, кроме совершенствования техники, занимается своей физической подготовкой, и это, отмечает Сергей, является очень важной составляющей успеха.

— Некоторым гонщикам в горах Боливии становилось плохо, из-за этого даже лидеры иногда сходят с дистанции. Чтобы такого не произошло, мы проходим специальную подготовку — это физкультура для укрепления костно-мышечного аппарата. В течение гонки приходится испытывать очень серьезные нагрузки, в том числе на позвоночник и шею, нужна колоссальная выносливость. К тому же и голова у пилота всегда должна быть светлой. Нельзя проехать гонку чисто механически: посадили — и дави на газ. Много приходится думать, просчитывать степень риска, держать визуальные ориентиры соперников, понимать, где надо поберечь машину, а где лучше отыграть время.

Обычно маршрут "Дакара" проходит по весьма экзотическим для Беларуси странам. В этом году наши экипажи проехали по Парагваю, Боливии и Аргентине.

— Аргентина еще чем-то напоминает цивилизацию, даже встречаются знакомые пейзажи. А вот Парагвай и Боливия — это сплошная нищета и антисанитария. Уровень жизни в этих странах очень низкий: дома как землянки, нет предприятий, плохая еда. Смотришь только, чтобы ничем не заразиться и чтобы тебя нигде не ограбили.

Но и в таких, не особенно развитых странах, самая известная автогонка мира вызывает большую популярность.

— "Дакар" набрал обороты уже несколько десятилетий назад, это самые популярные и престижные автомобильные соревнования. В прошлые годы мы были также в Перу и Чили, например, там "Дакар" также имеет огромную популярность. Люди стоят вдоль дороги в жару, ливень просто для того, чтобы помахать тебе флагом. Есть один очень преданный и верный болельщик из Беларуси. Уже несколько лет подряд, когда мы проезжаем финальный подиум, видим этого мужчину с белорусским флагом. Кто хоть раз стал участником этого масштабного события, не может остаться равнодушным, недаром есть такое выражение — синдром "Дакара". Как бы мы не уставали на этой гонке, уже через несколько дней после ее окончания начинаем подготовку к следующему году.

Во время гонки в кабине находится пилот, механик и штурман, а вообще команда состоит из 30 человек — это переводчики, руководители, три машины технической поддержки и один автодром, где ночуют экипажи.

— Мы не живем в пятизвездочных отелях, экипажи обычно ночуют в помещении, похожем на железнодорожное купе, а остальные вообще в палатках. Если позволяет погода, ребята ставят раскладушки прямо под открытым небом.

"Довольно часто на дистанции гибнут люди"

Случается, что экипаж находится в пути сутки, а то и двое, обычно это связано с поломками или попаданием в аварию. В такой ситуации самая главная ценность — вода и пища.

— Везти питание в нормальном состоянии практически невозможно — в кабине жара, тряска. Притом есть примета: возьмешь с собой провиант, значит, потребуется. Другое дело — вода, ею запасаемся основательно, заполняем все емкости в машине.

В самых крайних и критических случаях на помощь экипажам приходят спасатели. Все автомобили оборудованы приборами безопасности, одним нажатием кнопки можно вызвать вертолет, который прибудет на место максимум через 15-20 минут. Однако такой вызов всегда означает сход экипажа с дистанции.

— Перед нашими заездами обычно стартуют мотоциклисты или гонщики на квадроциклах, поэтому часто мы наблюдаем картину, как на обочине трассы стоит припаркованный мотоцикл, это значит, что человек выбился из сил и вызвал спасателей.

Умереть на "Дакаре" не дадут. На трассе дежурит около 6 вертолетов, есть приборы, которые фиксируют аварии и могут распознать, на колесах ли автомобиль. Если экипаж не выходит на связь, вертолет с медиками отправляется на помощь. Однако трагические истории обходят "Дакар" стороной крайне редко, вплоть до этого года гонки сопровождались несчастными случаями.

— К сожалению, довольно часто на дистанции гибнут люди, бывали разные случаи, в беду попадает то кто-то из спортивного пелотона, то журналисты, то зрители.

"Гонка — результат работы, которую мы сделали за год"

Часто возникает вопрос, что же важнее в грузовых автогонках — человек или техника?

— Разделить эти вещи сложно. Команда сформирована таким образом, что, начиная от конструкторского отдела на заводе, эту машину рисуем сами, потом своими руками ее собираем, а потом выступаем на ней. Поэтому, если неправильно сконструировали автомобиль, некачественно собрали, допустили ошибку во время гонки - это все наша общая ошибка. Гонка — результат той работы, которую мы сделали за год. Экипаж реализует то, что наработала вся команда.

Сегодня МАЗ прославляет страну там, где о Беларуси знают очень мало, — в Латинской Америке.

— Участники "Дакара" знают, что есть такой МАЗ и с ним надо считаться. Мы стараемся делать так, чтобы и на том континенте знали, что Беларусь может производить лучшую в мире технику. Поэтому, мне кажется, у нашего вида спорта есть значительное преимущество — мы выступаем на автомобилях белорусского производства, рекламируем при этом сам завод, за рулем этих машин, да и вообще в команде, все белорусы и работники МАЗа. Получается, что одним делом мы показываем и белорусский народ, и машиностроительный комплекс, и свою страну.

Дарья Лобажевич

lobazhevich@zviazda.by

Название в газете: Синдром "Дакара"

Выбор редакции

Спорт

Яков Зенько: На льду даю волю эмоциям

Яков Зенько: На льду даю волю эмоциям

Он — один из немногих представителей белорусского фигурного катания на международной арене. 

Культура

Что общего между творчеством и «табуреткой»?

Что общего между творчеством и «табуреткой»?

Где можно освоить литературное мастерство? Как становятся писателями? 

Общество

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Прежде всего биохимический скрининг, который выполняется на сроке от 10 с половиной до 13 с половиной недель беременности.

Общество

Рассказ женщины, которая сумела вернуть дочь из социального приюта

Рассказ женщины, которая сумела вернуть дочь из социального приюта

Женщину, которая сумела не только вернуть ребенка из приюта, но и дальше воспитывает его, найти оказалось не просто.