Вы здесь

Почему случаются несчастные случаи во время работы кранов?


Без башенных, мостовых, козловых кранов невозможно сейчас представить ни одни крупные погрузочные и строительные работы. Да вот только на технику безопасности при этом обращают внимание не всегда. "Кранопада", к счастью, в Беларуси нет. Но несчастные случаи и чрезвычайные происшествия во время работы этих механизмов все же случаются.

Что становится их причиной? И как предупредить игнорирование инструкций? Об этом корреспондент «Звязды» побеседовал с начальником управления надзора за безопасностью подъемных сооружений и аттракционов Госпромнадзора Петром Климко.


Зацепился крюком за провод с током

Несчастный случай произошел в прошлом году. На железнодорожной станции "Климовичи" автокран грузил кирпичи. Машинист автокрана двигался на другое место его установки, не опустив стрелу. Он решил сэкономить несколько минут на простую манипуляцию. При этом инструкция регламентирует, что передвигаться автокран должен только с опущенной стрелой. Машинист требование проигнорировал и... во время переезда крюки стропов стрелы зацепились за воздушную линию электропередачи. Водитель тут же получил поражение током.

Следующее происшествие произошло в Витебске. Там ремонтировалась одна из котельных. На строительную площадку пригнали автомобильный кран. Он должен демонтировать старый дымоход. Но кончилось все тем, что кран потерял устойчивость и опрокинулся. Казалось, как же такое могло случиться с многотонной махиной? Во время разбора ситуации выяснилось, что под задней левой опорой крана просел грунт. К тому же сам кран работал с существенной перегрузкой. Но это причины технического характера. Так сказать, результат ошибочных организационных действий. Которые сопровождали процесс с самого начала. И, наслоившись одно на одно, автоматически привели к тому, что произошло. Неправильно выбрали площадку для размещения и установки крана. Во время составления технологической схемы погружения демонтированной трубы допущены ошибки. Когда уже кран начал работать, то в части выбора режима работы был неправильно настроен ограничитель грузоподъемности.

Читаешь сухие строки отчета и задаешься вопросом: как можно было допустить столько ошибок на одном участке работы? Хорошо еще, что и машинист автокрана не пострадал, и опрокинутым краном никого из людей не зацепило.

Еще одна нештатная ситуация, на этот раз уже с козловым краном, произошла на участке перегрузки контейнеров филиала "Белтрансгрузлогистик" Брестского отделения Белорусской железной дороги. Машинист крана перемещал один из контейнеров. И в какой-то момент что-то произошло с мостом крана. Он деформировался, и многотонный контейнер мгновенно опустился на землю.

По данному факту начато расследование. Которое и показало, что технической причиной происшествия стало наличие особенностей конструкции и технологии изготовления металлоконструкции моста крана. Сверхнормативные значения твердости стали в локальных точках были превышены. Как следствие, пластичность металла стала очень низкой. В сварных соединениях крана появились трещины, которые начали распространяться с лавинообразной скоростью. Они распространились и на конструкцию самого моста.

Еще одно происшествие с использованием крана в прошлом году произошло на стройке многоэтажного дома в Мозыре. Правда, точнее будет сказать, что произошло оно в процессе монтажа башенного подъемника. Неизвестно почему стрела крана запрокинулась вверх. В результате существенно пострадал сам агрегат. У него загнулась секция, а противовес стрелы был деформирован.

Правда, что именно стало причиной этой чрезвычайной ситуации, пока неизвестно. Расследование проводится и сегодня.

Профилактика - прежде всего

Каждый инцидент с использованием кранов в любом случае влечет за собой расходы. В лучшем случае это простой техники и ее ремонт, который может вылиться в очень кругленькую сумму. В худшем - страдают люди. И поэтому единственный выход для того, чтобы минимизировать последствия чрезвычайного случая, - это его профилактика. Как же занимаются этим специалисты Госпромнадзора?

- После каждого чрезвычайного случая и инцидента мы готовим специальный информационный лист, - рассказывает Петр Климко. - Он направляется в соответствующие министерства и ведомства, а также субъекты хозяйствования. В этих письмах мы указываем на необходимость выполнения машинистами грузоподъемных кранов, стропальщиков требований правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов и других технических нормативно-правовых актов, регламентирующих сферу производства и установки стреловых самоходных кранов для производства работ вблизи котлованов, линий электропередачи, в ограниченных условиях.

Мы отмечаем недопустимость назначения специалистами, не прошедшими в установленном порядке процедуру повышения квалификации, допуска неспециалистов к выполнению работ по строповке грузов. Также во время профилактики мы обращаем особое внимание на необходимость разработки субъектами промышленной безопасности положения о порядке организации и осуществления производственного контроля в области промышленной безопасности, а также создания структурного подразделения, ответственного за осуществление производственного контроля. Эти требования предъявляются в соответствии со статьей 29 Закона Республики Беларусь "О промышленной безопасности".

Валерьян ШКЛЕННИК

Фото предоставлено Госпромнадзором

В начале марта в Минске прошел специальный семинар, в ходе которого обсуждались актуальные вопросы государственного надзора за безопасностью подъемных сооружений и аттракционов. Кроме теоретических знаний, специалисты отработали проверку исправности приборов и устройств безопасности грузоподъемных кранов

Валерьян ШКЛЕННИК

schklennik@zviazda.by

Фото предоставлено Госпромнадзором

Название в газете: Не стой под стрелой

Выбор редакции